ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА

Ли Е.А. 1, Савватеева О.А. 2
1Государственный Университет "Дубна"
2Государственный университет «Дубна»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Практически все виды бизнеса проходят этапы проверки или аудита. Необходимость во внутреннем аудите возникает тогда, когда бизнес-компании начинают расти и развиваться, особо актуален аудит для промышленных гигантов и организаций, имеющих филиалы в разных точках страны или мира. Объясняется это тем, что чем крупнее становится компания, тем больше звеньев входит в ее состав и в большей степени различаются ее составляющие, тем сложнее наладить централизованную систему управления (менеджмента). Разные части корпоративной пирамиды зачастую принимают противоречащие друг другу решения, а у руководства отсутствует возможность тотального контроля предприятия. На сегодняшний день именно ростом промышленности и развитием корпораций – «монстров» обуславливается целесообразность разработки и внедрения внутренних аудитов систем менеджмента. Крайне актуальной тематика является для предприятий перерабатывающей и пищевой промышленности, поскольку они обеспечивают качество и безопасность продукции и чаще всего представляют собой весьма разветвленные системы. [2, 4]

Внутренний аудит систем менеджмента – один из ключевых процессов систем менеджмента – это независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее же интересах. Основной целью внутренних аудитов является проверка систем управления, построения внутреннего контроля и всех бизнес-процессов предприятия, а также разработка рекомендаций по улучшению работы компании. [1, 2]

Проводится внутренний аудит в две стадии: аудит соответствия документации и аудит адекватности.

При аудите соответствия документации в системе менеджмента проверяют соответствие организации требованиям определенных документов (например, ИСО 14000 или ИСО 9000). Причем в период подготовки системы менеджмента к сертификации внутренний аудит ведется на соответствие требованиям стандарта ИСО, однако с момента сертификации системы менеджмента внутренний аудит ведется на соответствие таким документам системы менеджмента, как Политика и Цели в области качества, Руководство по качеству, документированные процедуры и документы нижнего уровня (например, Экологическая политика или Руководство по качеству).

При аудите адекватности проверяется соответствие реальной деятельности организации требованиям разработанных документов системы менеджмента. [1]

Периодичность проведения внутренних аудитов не регламентируется, однако обычно он проводится один раз в квартал, это обеспечивает эффективную работу системы менеджмента и своевременное выявление проблем и рисков. По сути, внутренний аудит – запланированная, регулярно повторяющаяся деятельность по оценке соответствия системы управления требованиям стандартов ИСО и менеджмента. [3]

По утверждениям западных специалистов, если такие процессы системы менеджмента, как ответственность руководства, корректирующие и предупреждающие действия, внутренние аудиты, анализ данных, постоянное улучшение отлажены и внедрены в соответствии с требованиями стандарта ИСО то и все другие процессы системы менеджмента будут не только работать, но и постоянно совершенствоваться. [5]

Следует принимать во внимание разницу систем внутреннего аудита за рубежом и в России: в Европе внутренний аудит существует уже более 50 лет и активно развивается, а для российских компаний – это относительно новый вид анализа управления, существующий чуть больше 10 лет. [3] В связи с этим для российских компаний существует ряд проблем, связанных с внедрением внутреннего аудита. Рассмотрим их далее.

  1. Формальный подход к проведению внутреннего аудита систем менеджмента. Это обусловлено несколькими факторами: непонимание необходимости во внутренних аудитах; давление со стороны, в основном со стороны зарубежных партнеров, сложности работы систем банковского кредитования, условия жесткой конкуренции на рынке.

  2. Изначально негативное отношение к аудитам. В сознании российских предпринимателей аудиты – это проверки, влекущие за собой в основном отрицательные последствия.

  3. Резкое сужение круга обзора аудитов, ограничивающегося лишь аудитом финансов. Это связано с тем, что таковыми были первые формы аудита в России.

  4. Нехватка высококвалифицированных внутренних аудиторов. Поскольку в РФ внутренний аудит является новшеством, специалистов недостаточно, подготовка и аттестация специалистов данного профиля остаётся на низком уровне, лишь с недавнего времени обучающие материалы и пособия переводятся на русский язык, переводятся не всегда корректно. [4]

Это лишь основные проблемы и следует сказать, что проводится активная работа по их устранению. Во-первых, открываются обучающие центры подготовки и переподготовки специалистов по внутреннему аудиту. Во-вторых, проводится активная работа по разъяснению общих положений внутреннего аудита, в том числе, для руководящего звена. В-третьих, до сведения предпринимателей доводятся основные аспекты относительно целесообразности внедрения внутреннего аудита. Примерами таких аспектов для российских организаций можно назвать следующие: налаживание эффективного контроля за автономными подразделениями организации; выявление резервов производства и наиболее перспективных направлений развития; консультативные функции внутреннего аудита в отношении должностных лиц экономического, бухгалтерского и иных подразделений головной организации и дочерних компаний; повышение экологичности процессов на предприятии (ИСО 14000), повышение качества продукции (ИСО 9000), что особенно актуально для предприятий аграрного сектора и пищевых производств. [3]

В качестве примеров практической деятельности в обсуждаемой сфере деятельности приведем мясокомбинат, расположенный в Москве, и агрофирму, находящуюся в Подмосковье.

1) После внедрения системы менеджмента качества и внутреннего аудита системы менеджмента качества, как одного из обязательных пунктов ИСО 9000, на московском мясокомбинате процессы управления стали много эффективнее, качество услуг заметно улучшилось, повысилась экологичность продукции. Основные положительные изменения:

  • оптимизация процессов производства;

  • постепенный рост качества продукции;

  • рационализация использования ресурсной базы предприятия;

  • уменьшение затрат на производство;

  • налаживание эффективной системы управления качеством;

  • расширение круга партнеров;

  • увеличение спроса на продукцию.

Сейчас система менеджмента качества комбината продолжает успешно функционировать, чему способствует в первую очередь грамотно выстроенный внутренний аудит, а также правильно обозначенные цели проверки и корректировки.

2) Система экологического менеджмента на агрофирме Московской области все еще находится на стадии разработки, однако внутренний аудит уже функционирует и показывает положительные результаты, к которым относятся:

  • выявление рисков, связанных с загрязнением окружающей среды;

  • оптимизация производственных процесса;

  • нормализация оборота экологической документации;

  • снижение штрафов за негативное воздействие на окружающую среду;

  • повышение качества продукции;

  • увеличение круга партнеров;

  • рост доверия населения (потребителей) к продукции;

  • улучшение экологического управления.

Существующие на сегодняшний момент проблемы, связанные с внутренними аудитами, безусловно, не разрешатся в скором времени, однако популярность аудитов постоянно растет и это связано, прежде всего, с доказанной эффективной работой данного вида аудита, как элемента выявления и устранения недостатков системы управления. К тому же в условиях современного кризиса, обстоятельства дают возможность внутреннему аудиту «полностью раскрыться» и показать весь свой потенциал, что особенно востребовано сейчас в РФ. [4]

Литература

  1. Особенности организации отдела внутреннего аудита // Справочник экономиста, №9, 2006. – http://www.profiz.ru/se/9_2006/Audit_inside/. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 14.01.2016.

  2. Сонин А.М. Зачем компании внутренний аудит? // Управление компанией, №10, 2004. – http://www.cfin.ru/press/zhuk/2004-10/12.shtml. Режим доступа: свободный. Дата обращения 12.01.2016.

  3. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества. – http://biglibrary.ru/category38/book135/part9/. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 12.01.2016.

  4. Хахонова Н.Н., Щербакова Е.П. Проблемы организации и функционирования систем внутреннего аудита в компаниях. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. Выпуск № 2, 2010. С. 107.

  5. What is internal audit? // Chartered Institute of Internal Auditors. – https://www.iia.org.uk/about-us/what-is-internal-audit/ Режим доступа: свободный. Дата обращения: 14.01.2016.

Просмотров работы: 831