ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Голядкина М.В. 1, Корнилова К.В. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе развития к системе образования предъявляются высокие требования государства и общества. Помимо общего образования существует потребность в дополнительном образовании.

Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [1,ст.2].

Чтобы эффективно осуществлять педагогическую деятельность в сфере дополнительного образования дошкольников необходимо программно-методическое обеспечение. В литературных источниках представлено разнообразие терминов. Существует помимо термина «программно-методическое обеспечение», такие синонимичные определения как: «обеспечение учебного (образовательного) процесса», «методическое обеспечение», «учебно-методическое обеспечение», «дидактико-методическое обеспечение», «комплексное методическое обеспечение» и др. Научно-методическое обеспечение образования- учебно-программная документация образовательных программ; программно-планирующая документация воспитания; учебно-методическая документация; учебные издания; информационно-аналитические материалы[2].

Комплексное методическое обеспечение - планирование, разработка и создание учебно-методического комплекса – оптимальной системы учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для полного и качественного процесса обучения в рамках времени и содержания, определяемых учебным планом и программой [3].

Программно-методическое обеспечениев нашем понимании - это совокупность образовательных программ, обеспечивающих деятельность педагога с дошкольниками. Программно-методическое обеспечение является источником образовательного процесса. Именно по средствам дополнительных общеобразовательных программ осуществляется педагогическая деятельность.

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов [1,ст.2].

Под «методическим обеспечением»мы понимаемразнообразные информативные источники (периодические издания, пособия) и средства, которые способствуют эффективной реализации деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы: 1. Титульный лист. 2. Пояснительную записку. З. Учебно-тематический план. 4. Содержание изучаемого курса. 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. 6. Список литературы. Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей. 1. На титульном листе рекомендуется указывать: - наименование образовательного учреждения; - где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; - название дополнительной образовательной программы; - возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; - срок реализации дополнительной образовательной программы; - Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы; - название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа; - год разработки дополнительной образовательной программы. 2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть: - направленность дополнительной образовательной программы; - новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; - цель и задачи дополнительной образовательной программы; - отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ; - возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; - сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); - формы и режим занятий; - ожидаемые результаты и способы определения их результативности; - формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.). 3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать: - перечень разделов, тем; - количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. 4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий). 5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей: - обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); - рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.; - дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д. 6. Список использованной литературы. Существует несколько направлений программ дополнительного образования: 1. Художественно-эстетическое; 2. Военно-патриотическое; 3. Научно-техническое; 4. Физкультурно-спортивное; 5. Эколого-биологическое; 6. Естественнонаучное; 7. Социально-педагогическое; 8. Культурологическое; 9. Спортивно-техническое; 10. Туристско-краеведческое.

На этапе дошкольного образования из-за специфики возрастных особенностей детей в основном применяются художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, эколого-биологическое и другие направления.

К основной образовательной документации дополнительного образования дошкольников относится образовательная программа, календарно-тематические планы, планы занятий и образовательных мероприятий. В ходе осуществления образовательной программы педагогами дополнительного образования широко используется методическое обеспечение. Методическое обеспечение осуществляется по средствам методических пособий. Основной задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Таким образом, программно-методическое обеспечение является важным элементом в деятельности педагога дополнительного образования с дошкольниками. Программно-методическое обеспечение имеет определенную структуру, что позволяет последовательно реализовать деятельность педагога ДО с детьми. Системность программно-методического обеспечения определяется направлениями работы с детьми, которые реализуются в учреждении дополнительного образования.

Список использованных источников

1)Закон 273-ФЗ 2012 «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс]. - http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

2)Домбровская Е.А. Справочник методиста. ч.1. Беларусь, 2012. 3)Новиков А.М. Педагогика. Словарь системы основных понятий. 2013 г.

Просмотров работы: 2694