ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РФ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РФ

Гимаева Ю.З. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Система дополнительного образования в РФ не сегодняшний день по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, организация которой на основе тщательно продуманных и выверенных требований может позволить обеспечить систему эффективной организации детского образования, обеспечив поддержку и развитие талантливых и одаренных детей, формирование здорового образа жизни, сокращение социальных деприваций, девиаций и деформаций в детской среде.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на: формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию их свободного времени. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительные общеобразовательные программы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей [1].

Согласно Концепции развития дополнительного образования детей [2] общественное признание ценностного статуса дополнительного образования детей и его миссии позволит реализовать меры государственной политики, заложенные в Указах Президента РФ. Дополнительное образование является смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.

Одной из основных черт декларируется открытость, в то время как в Государственной Программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы одна из главных черт – доступность. Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей [3].

Среди основных проблем развития системы дополнительного образования особо выделен отток наиболее квалифицированных кадров несмотря на повышение оплаты труда, пути ее решения сформулированы в Государственной Программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы одним из основных ее целевых индикаторов является доведение средней заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей к 2018 году до уровня средней заработной платы учителей в соответствующем регионе при доступности дошкольного образования для детей, при охвате ее программами не менее 75 процентов детей к 2020 году [2], ранее в Концепции развития дополнительного образования детей эта цифра достигала 60 процентов [3].

Правительство РФ распоряжением от 24.04.2015 N 729-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, в отличие от Концепции развития дополнительного образования детей утвердило целый ряд направлений работы в области дополнительного образования для детей:

- ведение нормативно-подушевого финансирования реализации программ спортивной подготовки;

- проведение оценки доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ, удовлетворенности обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) качеством их предоставления;

- разработка предложений о введении сертификата на получение бесплатной образовательной услуги в сфере дополнительного образования детей;

- разработка предложений в части предоставления государственной поддержки образовательного кредитования граждан, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам;

- выявление эффективных практик использования дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности, в том числе в области программирования, робототехники;

- разработка и апробация моделей независимой оценки качества дополнительного образования

- разработка предложений о создании условий для развития добровольческой деятельности в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы[2].

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы [4]. Приказ Минобрнауки России от 26.06.2012 N 504 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (выполняющий для негосударственных учреждений дополнительного образования детей функцию примерного) определял ранее виды государственных учреждений дополнительного образования детей, их статус (автономным, бюджетным или казенным), правила наименования, основной порядок их деятельности и степень ответственности, участники образовательного процесса, перечень лиц, которые допускаются к педагогической деятельности, имущественная деятельность учреждения[5]. Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008 г. является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы), а также индивидуальных предпринимателей [4].

Детально регламентируются особенности образовательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам, численного состава, слово «дети» заменено словом «учащиеся». Цели дополнительного образования в основном совпадают в обоих нормативно-правовых актах, например, направленность на: обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся; выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию учащихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся; подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов; социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; формирование общей культуры учащихся; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. Однако Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008 дополнительно декларирует еще формирование и развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся[4].

Негативный опыт ряда субъектов РФ показывает пример неэффективного управления организациями дополнительного образования детей. Так негативными примерами деятельности отдельных руководителей служат: требования медицинской справки для возможности занятий подростка в клубе общения, шахматном кружке или кружке квиллинга-бумагопластики, требование заявления от родителей, злоупотребляющих алкоголем, что не предусмотрено законодательством РФ. Таким образом, на сегодняшний день очевидной представляется необходимость внесения изменений в действующий порядок дополнительного образования детей. Потребовались годы для осознания и принятия того факта, что дополнительное образование детей – это «образование», ядром которого является регулируемый государством процесс создания возможностей освоения детьми дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях разных типов. Необходимо внести в число направлений деятельности учреждений дополнительного образования детей пункт о доступности для всех категорий детей, а так же увеличивать состав платной группы дополнительного образования за счет включения в нее на безвозмездной основе одного ребенка из многодетной семьи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2015 г). // Российская газета;

2. Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 N 729-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р //Собрание законодательства РФ. - 04.05.2015. - № 18. - Ст. 2745;

3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы» //Собрание законодательства РФ. - 28.04.2014. - N 17. - Ст. 2058;

4. Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» // Российская газета. - 11.12.2013;

5. Приказ Минобрнауки России от 26.06.2012 N 504 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (утратил сил) // Российская газета. - 15.08.2012.

Просмотров работы: 2468