У молодежи всегда были и есть свои специфические проблемы, которых нет у взрослого человека, но при определенном ракурсе представленные проблемы можно рассматривать как в качестве возможностей, которыми объективно обладает молодежь. С одной стороной молодежь может быть проблемой для общества и для самой себя, с другой возможностью, ресурсом общественного и собственного развития.
Сегодня говоря о воспитании подрастающего поколения, о формировании у молодежи лидерских качеств, гражданской позиции, социальной ответственности, нужно отметить, что большая роль в этом отводится молодежным и детским объединениям. Однако, при внедрении этого компонента в работу с молодежью, мы сталкиваемся с рядом трудностей. Так, яркими показателями сегодняшнего дня стали рост преступности, наркомании, отклонения в психическом развитии у детей и молодежи. На моральный, нравственный, интеллектуальный потенциал молодого поколения крайне негативно влияет деятельность российских средств массовой информации и Интернет-ресурсов. Следствием этого стало оскудение духовного мира вступающих в самостоятельную жизнь россиян, криминализация сознания молодых граждан, рост агрессивности в молодежной среде. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа. В связи с этим создание многочисленных общественных объединений стало для молодежи возможностью привлечь внимание к своим интересам и проблемам, самостоятельно обеспечить свой досуг и занятость.
Особенностью государственной молодежной политики на современном этапе является официальное признание и стимулирование деятельности молодежных и детских общественных объединений, для этого создано нормативно-правовая база, активно используется поддержка создания и реализации молодежных программа средствами грантов.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов [3]. Общественные объединения представляют сложившийся институт социализации подрастающего поколения. Цель деятельности любого объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой молодые люди, с другой — как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений [2].
Общественное объединение представляет собой важный фактор воздействия на личность, влияя одновременно с двух сторон: с одной стороны, создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений; с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами.
Следует отметить, что молодежные организации являются всего лишь инструментом, позволяющим влиять на молодежь, которая рассматривается как объект воздействия государства. Характерные особенности молодёжных объединений заключаются в стремлении молодёжи развить какую-то новую точку зрения на своё положение в обществе и на свои права, точку зрения, основанную на желаниях и надеждах. Молодежные движения направляют свою деятельность на самые различные сферы общественной жизни.
Из социологических исследований, проведенных по изучению отношения молодежи к общественным объединениям, четким становится понимание характера современных молодежных организаций: неполитизированные и неидеалогизированные (в отличие от ушедшей модели комсомола); сориентированные на практические конкретные дела; реализующие приоритетные - социальные функции. Современная картина молодежных объединений очень пестрая: студенческие профсоюзы, творческие клубы со своей субкультурой, религиозные, экологические движения, сотни предпринимательских и политических организаций и т.д.[1].
Общественная деятельность способствует: созданию условий для развития духовности молодежи на основе общечеловеческих ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для творческой самореализации личности; воспитание нравственности и духовности личности; формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, конкурентоспособности будущих специалистов; формированию гражданско-правовой культуры, уважение к общечеловеческим и отечественным ценностям, правам и свободам человека.
Включенность в детское общественное объединение позволяет молодым людям наиболее полно удовлетворить свои социальные потребности, реализовать стремления и интересы, проявления инициативы, самостоятельности, для посильного и реального участия в жизни общества, для реализации стремления к взрослости и утверждения своей личности в значимой для общества деятельности.
Итак, возможности общественного объединения для формирования активной гражданской позиции молодежи расширяются за счет: динамизма и включения молодежи в разнообразные виды деятельности; разнообразия, реализуемых молодыми людьми в объединении социальных ролей (позиций); расширения круга общения, наличия межвозрастного общения. Подчеркнем, что общественное объединение создает условия для удовлетворения потребностей, интересов молодежи, для конструктивного, творческого взаимодействия.
Общественное объединение становится важной нишей взаимного общения между государством, обществом и подрастающим поколением. Сила молодежных объединений в том, что в них воспитывается личность, способная принимать решения, формируется опыт самореализации через социальное взаимодействие. Активное участие молодежи в объединениях, группах и организациях социальной направленности зачастую является социально одобряемым, и может стать хорошей альтернативой противоправного, социально неприемлемого саморазрушающего поведения.
Нынешнее поколение молодых людей не лучше и не хуже предыдущих, оно - другое. Именно создание и поддержание молодежных организаций и движений позволит выявить ценностные ориентации молодежи, использовать жизнеспособность, предприимчивость, нестандартные подходы к решению, как их проблем, так и построению будущего всего общества.
ЛИТЕРАТУРА
Кузнецова В.Н. Социология молодежи. Учебник. М. : Гардарики, 2007.
Мальцева Э.Л. Костина Н.М. Педагогика детского движения. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.- 516 с.
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Режим доступа: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10164186/1/#block_100#ixzz3y3LgIIdV (дата обращения: 17.01.16).