ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Рой В.И. 1
1Южный институт менеджмента
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно Гражданскому Кодексу РФ, малый и средний бизнес – это «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке».

Государство анализирует малый и средний бизнес как ведущую часть экономики. Больше всего это относится к среднему бизнесу, который вероятно способен на прорывы в развитии рынков. Но большая часть аналитиков склонны полагать, что в сформировавшихся экономических условиях от этого сектора ожидать выдающихся успехов пока не стоит.

Если малое предпринимательство (ИП, микропредприятия и мелкие предприятия) направлено преимущественно в сфере торговли и услуг,то функциональность компаний среднего уровня находят своё отражение в отраслях, создающих более высокую добавленную стоимость: строительстве, обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве. Можно сказать что средний бизнес с нуля образовал или основательно модернизировал такие отрасли, как потребительское кредитование, сетевой ритейл, сотовая телефония, информационные технологии, мясопереработка, частная медицина, птицеводство. Это, как правило, инновационные высокопроизводительные компании, отчего им и отводится особенная роль в экономике.

Однако на сегодняшний день малый и средний бизнес в России не настолько развит, чтобы вытянуть экономику из состояния рецессии. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России составляет приблизительно 20 %, в то время, как в странах Западной Европы, таких как Германия, Франция, Великобритания доля малого и среднего бизнеса составляет 50-60 %, а если говорить об Италии, то там и вовсе этот показатель превышает значение 80 %.

В то же время значительные целевые ориентиры государство запланировало на 2015 и 2016 года. За эти два года количество индивидуальных предпринимателей должно вырасти на 2 миллиона, на малых предприятиях ожидается создание 1200 тысяч рабочих мест, а в средних компаниях – прирост инвестиций на 50 %. Однако, есть ли для этого предпосылки?

Несомненно, когда государство прогнозирует такие цифры, речь идет о массовом выходе предпринимателей из теневого бизнеса. Росстат в прошлом году зафиксировал неформальную занятость на уровне 19 % от численности экономически активного населения. Стоит отметить, что массовый уход предпринимателей в «тень» произошел в первой половине 2013 года. Тогда их численность сократилась до уровня 2007 года. Многие аналитики считают, что данное негативное явление можно расценивать, как один из факторов замедления темпов роста российской экономики.

Не секрет, что именно сектор малого предпринимательства обеспечивает большую часть ВВП любого развитого государства. Поэтому такой стратегически важный вид бизнеса просто необходимо тщательно оберегать и поддерживать.

Правительство РФ предлагает в данном направлении решить стратегические проблемы развития бизнеса путем использования инструментов государственной поддержки, к которым относятся:

  • внедрение инвестиционных проектов и программ;

  • совершенствование методов кредитной и налоговой политики.

Министерство экономического развития России разработало Концепцию долгосрочного социально-экономического развития страны. В соответствии с положениями данного документа, к 2020 году субъекты малого и среднего предпринимательства достигнут следующих показателей:

– удельный вес малого бизнеса в ВВП России будет занимать 30 %, а суммарный удельный вес малого и среднего предпринимательства будут занимать половину от общей суммы ВВП страны;

– доля малых предприятий среди всех субъектов предпринимательства будет составлять 80%;

– число занятых в сфере малого бизнеса возрастет до 60 % населения страны.

– произойдет качественное изменение структуры отрасли и т.п.

Проблемам и перспективам развития малого бизнеса в России за последний год внимания стало уделяться даже больше, чем в предыдущие годы. Это во многом зависит от введения санкций в отношении России со стороны зарубежных компаний. Однако созданные трудности не только приостановили развитие отечественного предпринимательства, в том числе малого бизнеса, а наоборот, даже подтолкнули к скорейшему восстановлению и совершенствованию.

За последующие 5 лет планируется, что показатели отечественных субъектов малого бизнеса достигнут уровня предприятий западных стран, а возможно, и превысят их. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса государства полностью зависят от оказываемой ему поддержки.

Поэтому для того чтобы достичь поставленных целей, необходимо в ближайшие годы провести следующие мероприятия:

– оказать посильное содействие реализации мер по созданию необходимых объектов инфраструктуры рынка, которые будут ориентированы на создание и совершенствование все большего количества субъектов малого предпринимательства;

– реализовать специальные программы поддержания перспективных конкурентоспособных компаний;

– внедрить современные наиболее эффективные финансовые инструменты развития бизнеса;

– поддерживать существующие институты микрофинансирования, создать наиболее благоприятные условия для их существования;

– сформировать институциональные условия для работы кредитных учреждений;

– развивать старые и создавать новые элементы бизнес-инкубаторов, обратить особое внимание таких структур на инновационные предприятия сектора малого бизнеса;

– усовершенствовать нормативную правовую базу для того, чтобы устранить имеющиеся административные и иные барьеры для перспективного развития малого бизнеса в России в 2016 году и предотвратить появление новых трудностей в данном направлении;

– реализовать нормы законодательства, которые определяют возможность участия малых и средних субъектов предпринимательства в государственных тендерах;

– повысить возможность доступа отечественного производителя к недвижимости, относящейся к государственной либо муниципальной собственности.

Также основными перспективами развития предприятий малого бизнеса считаются цели, поставленные Правительством РФ на ближайшие годы. К ним отнесены реализация мер по созданию около 500 новых бизнес-инкубаторов, а также создание в каждом регионе страны:

– гарантийного фонда на сумму не менее 100 млн руб.;

– муниципальной инфраструктуры микрофинансирования субъектов малого бизнеса;

– фонда инвестирования в малые и средние предприятия.

Чтобы создать вышеуказанные механизмы, правительству РФ необходимо использовать специальные инструменты в виде субсидирования проектов поддержания малого бизнеса страны.

По данным аналитических служб, результаты некоторых из перечисленных пунктов уже проявились. Так, некоторые субъекты кредитных структур совершили переориентацию на небольшие и краткосрочные кредиты, которыми зачастую пользуются представители малого или среднего бизнеса.

По мнению большинства экспертов, перспективы развития малого бизнеса в 2016 году достаточно высоки, так как из-за множества факторов, повлиявших на падение курса рубля и цен на нефть, основные надежды возлагаются не на сильных мира сего, а на малые или средние предприятия.

Кроме этого, возлагаются большие надежды не только на поддержку легальных предприятий, но и на выведение из «тени» незаконных коммерческих формирований. По данным Росстата, такие «нелегалы» составляют 20 % от всех работающих на территории страны предприятий.

Государством были созданы специальные условия для скорейшего налаживания сотрудничества с такими структурами. Однако большинство из них так и не научилось своевременно платить налоги, что негативно сказывается на экономике страны.

Подводя итог, можно сказать, что с одной стороны политика, которую использует государство в отношении малого и среднего бизнеса носит несистемный характер. Часто решения, которые принимает государство противоречат друг другу и все усилия сводят к нулю, если даже не к минусу, как в эпизоде со страховыми взносами для индивидуальных предпринимателей в 2013 году.

Тем не менее нельзя не отметить, что за несколько последних лет практически все наиболее глобальные идеи и инициативы бизнес сообщества (налоговые каникулы, экономическая амнистия, надзорные каникулы) государство поддержало и реализовало, пускай и не на 100 %. Это разрешает говорить нам об отдельном прогрессе в отношениях власти с бизнес-сообществом, который в ближайшие нескольких лет, возможно, разрешит переломить тенденцию «вымирания» малых и средних предприятий.

Список использованных источников:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013).

2. Официальный сайт Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства Опора России [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.opora.ru/news/federal/1084-malyj-biznes-bolshie-perspektivy

Просмотров работы: 14219