ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА В СЦЕНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА В СЦЕНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Белкина В.В. 1, Черкашина А.В. 1, Шкапо Н.Ф. 1, Сушкова Л.Н. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня на государственном уровне поднимаются вопросы сохранения и пропаганды традиционных форм народного искусства. Решить поставленные вопросы призваны как исследователи народной культуры, так и творческие единицы, работающие в жанре народно-песенного и фольклорного исполнительства.

Основная проблема сегодняшнего дня в вопросе концертирования с образцами традиционного фольклора заключатеся в недостаточной популярности народной песни в обществе. Особенно это проявляется в молодёжной среде, воспитанной на примитивных образцах эстрады и западной поп-культуры. Зачастую публике не всегда понятен глубокий смысл народной песенной культуры.

Решая проблему концертных выступлений на основе народно-песенного творчества творческие коллективы и исполнители идут разными путями: одни, в погоне за популярностью и сиюминутным успехом, ограничиваются простейшими формами народной культуры, аранжируют песню, обрабатывают, тем самым, отчасти, усугубляя ситуацию, воспитывая у публики плохой музыкальный вкус, требующий не столько эстетики восприятия серьёзной музыки, сколько простейшего шоу; другие, оставаясь верными традиции, несут традиционное искусство в аутентичном виде и ориентируются на узкий круг неравнодушных, понимающих свою культуру.

Наша работа посвящена третьему пути, основанному на традиционных формах, но представленных публике в виде театрализованного (или отчасти театрализованного) представления, облегчающего восприятие сложной музыки. Проблема бывает в том, что выбранная программа трудно компануется в единый сценарий по разным причинам. В данной работе мы предлагаем сценарную постановку «Такие разные судьбы», в которой мы сделали попытку объединить в единое выступление песни разных направлений и жанров.

Разработанный нами сценарий представляем вашему вниманию ниже.

Такие разные судьбы

Действие происходит в деревне.

Стоит летняя теплая погода.

Две молодки Алёна и Маруся прогуливаются по улице и разговаривают о чем-то своем.

Навстречу им подруга Варвара, с которой они давно не виделись.

Аленка: «.....а он взял и на той женился….»

Маруся: «Аленка, гляди, это ж ведь Варвара?»

Аленка: «где?»

Маруся: «Да вон же, гляди!»

Аленка: «Точно! Она!»

Маруся: «Варвара!»

Варвара: «Ой! Маруся! Аленка! Подружуньки мои! Как же я вас давно не видела!»

Аленка: «Ну, рассказывай. Как ты поживаешь?»

Варвара: «Хорошо поживаю, девоньки, ужа в ужу с Кузьмою живем и с матушкой его быстро сладились. А как вы живете? Чего доброго расскажите?

Маруся: «Да и у нас все ладно».

Аленка: «Маруся за Гришку пошла, а ко мне Ваня тогда посватался и в жены взял»

Варвара: «Как же у нас все хорошо-то сложилось»

Аленка: «Ох, девоньки, а ведь не всегда так складно да ладно бывает как у нас. Вот с Ульяно исроия худая приключилась, слава о ней не добрая пошла, что она с купцом связалась да на золото купилась»

Маруся: «Как так?! Расскажи!»

(Звучит русская народная песня из репертуара Н. Плевицкой «Ухорь купец»)

  1. С ярмарки ехал ухарь-купец,

Ухарь-купец удалой молодец.

  1. Вздумал купец лошадей напоить,

Вздумал деревню гульбой удивить

  1. Вышел на улицу весел и пьян

В красной рубашке красив и румян.

  1. Старых и малых он поит вином,

Пей, пропивай, а пропьем наживем.

  1. Красные девицы морщатся, пьют,

Пляшут, играют и песни поют.

  1. К стыдливой девчонке купец пристаёт,

Он манит, целует, за ручку берёт.

  1. Красоткина мать расторопна была,

С гордою речью к купцу подошла -

  1. Стой, ты, купец, стой, не балуй,

Дочку мою не позорь, не целуй.

  1. Ухарь-купец как встрехнет серебром, -

Нет, так не надо, другую найдём.

  1. По всей по деревне славушка пошла,

Дочка красавица на зорьке пришла.

  1. Дочка красавица на зорьке пришла,

Полный подол серебра принесла.

  1. Полный подол серебра принесла,

Девичью совесть вином залила.

Аленка: - Да ни кто из добрых молодцев ее замуж не брал, а взял только Митьку непутевый. Ни сладилась у них жизни, что ни день, то бранились. Ненавистна ей стала жизнь такая, да и убила она Митьку».

Девушки охают от услышанного, сокрушаются.

(Поют протяжную песню с. Подсереднее Белгородской области «У нас со беседе шли»)

  1. А сы беседе шли о, ой, да

Они шли, прашли

Они вот(ы) поумари…я о, е ,да

Охы, да, поумарилися.

  1. Они поумарилися о, ой, да

Умаревавши,

Они вот(ы) побрани я о, е, да

Охы, да побранилися.

  1. Они побранилися о, ой, да

Как домой пришли

Дома они помирили. я о, е, да

Да помирилися.

  1. Они помирилися о, ой, да

На тясоваю

Они воты на карва…я о, е, да

Да спать ложилися.

А потом жена мужа приутешила, вострым ножичком зарезала… Села, да призадумлась. Тошно, горько с таким мужем жить, а ещё тошнее, когда нету никакого…

После песни девушки печально замолкают. Повисает пауза.

Маруся: «А вот в нашей деревне, вроде, и семь сложилась, всё бы хорошо, да бедные они, у детей судьбы горькие. Ни у сестры, ни у брата жизни нет. Сестру замуж отдали в край далекий, там ее ни кто не любит, муж все бьет да бранит. Слезами горькими девка уливается, по родному краю тоскует»

(Поётся украинская песня «У недилю рано»)

  1. У неділю рано

Синє море грало

Висилала мати дочку

В чужу сторіночку

  1. У чужу далеку

Миж чужиє люди

Ой хто ж тебе моя доню

Там жаловать буде

  1. Ой хто буде бити

Той буде жаліти

Мені з тобой моя мамко

Довіку й не житии

  1. Коли ж тебе дочко

Дожидати в гості

Як поросте моя мамко

Травка на помості

  1. Росла-росла травка,

Та й похилилася

Ждала мати в гості дочку

Та й зажурилася

  1. Росла-росла травка

Стала посихати

Ждала мати в гості дочку

Та й стала плакати

  1. Чи ти мати чула

Як я в тебе була

Як над мильним віконечком

Як голубка й гула

  1. Якби доню й чула

Що ти в мене була

Одчинила б хату й сіни

Щоб ти улинула

  1. Мати моя мати

Де ж тебе й узяти

Ой чи тебе де купити

А й чи змалювати

10. Малюр-малюрочку

Змалюй матіночку

Ой хоч я тобі змалюю

Да все ж не такую

11. Ой хоч я тобі змалюю

Та й все ж не такую

На личко буде біленьке

Словцем не вірненька.

Снова девушки задумываются.

Маруся (продолжая историю): «Ох, а брат ее полюбил девушку, да только отцу его она не приглянулась, и сказал что в невестки ее не примет»

Варвара: «А сын то что?»

Маруся: «А вот слушайте»

(Звучит народный жестокий романс «Веселый разговор»)

  1. Как ли во нашей во дере...

Во деревне,

Во горелой слободе.

Веселый разговор!..

Во горелой слободе.

  1. Жил мальчишка лет семна...

Лет семнадцать,

Не женатый - холостой.

Веселый разговор!..

Не женатый - холостой.

  1. Как задумал сын жени...

Сын жениться,

Дозволенья стал просить,

Веселый разговор!..

Дозволенья стал просить:

  1. «Дозволь, батюшка, жени...

Мне жениться,

Дозволь взять, кого люблю.

Веселый разговор!..

Дозволь взять, кого люблю».

  1. Отец сыну не пове...

Не поверил,

Эх, не поверил

Что на свете есть любовь.

Веселый разговор!..

Что на свете есть любовь.

  1. «Все на свете девки ро...

Девки ровны,

Можно каждую любить.

Веселый разговор!..

Можно каждую любить».

  1. Отвернулся сын запла...

Сын заплакал,

Отцу слова не сказал.

Веселый разговор!..

Отцу слова не сказал.

  1. Взял он саблю, взял он во..

Взял он востру,

Пошел к милой в теремок.

Веселый разговор!

Пошел к милой в теремок.

  1. Обнажил он востру са...

Востру саблю,

Себе голову срубил.

Веселый разговор!..

Себе голову срубил.

  1. «Покатись моя голо...

Эх, головка,

Прямо к тяте под окно.

Веселый разговор!..

Прямо к тяте под окно».

  1. Вот тогда отец пове...

Эх, поверил,

Что на свете есть любовь.

Веселый разговор!..

Что на свете есть любовь.

Варвара: «Да как же так?!»

Аленка: «Что из-за любви только не сделаешь…..»

Варвара: «Подружки, в Ваню помните?

Девушки: «Да»

Варвара: «Так вот, Ванька вон что выдумал. Полюбила его девушка хорошая, да и сама ему приглянулась. Целое лето ворковали голубками, а к осени говорит ей Иван: «…уезжаю я Марьюшка от тебя» То она плакала, то горевала, просила, чтоб остался, а он – ни в какую, уеду, говорит...

(Поётся лирическая песня «Уж ты Ваня»)

1.Э ой, уж ты Ваня,

А удалая эй, ох, головушка,

Эй, ох, и разудалая эй, всё головушка,

Ох, и всё твоя.

2.Ой, и разудалая эх, головка,

Эй, ох, все твоя жа,

Эй, ох, сколь далеча, отъезжаешь ты,

Ох, и от меня.

3.Эгей, ох, и сколь далеча отъезжаешь,

От меня жа,

Эй, ох, и на кого жа, спакинаешь друг,

Ох, и друг меня.

4.Э-ох, и на кого жа,

Спакинаешь друг меня жа,

Ой, с кем я буду лету, зиму,

Ох, да зимовать.

5.Эй, ох с кем я буду лету, зиму,

Эй, ох, и зимовать,

Эй, ох, и с кем прикажешь,

Теплу лету погулять.

6.Эгей, ох, с кем прикажишь,

Теплу лету погулять,

Эй, ох, гуляй, гуляй, моя милая,

Ох, да ты одна.

7.Эгей, ох, и гуляй, гуляй, моя милая,

Ой да ты одна,

Эй, ох. и оставляю тебе тыщу,

Ох, да сто рублей.

8.Эгей, ох и оставляю тебе да тыщу,

Ох, да сто рублей жа,

Эй, ох, и мне не надо твоей тыщи,

Ой, да сто рублей.

9.Э-ой, ох, и мне не надо,

Твоей тыщи, ох да сто рублей жа,

Ой. И оставайся со мной, друг любезнай,

Ох, да ты со мной

Маруся: «Ох, каков! Куда ж он окаянный?!»

Варвара: «Как только не просила остаться, да все одно уехал он. А через полгода вернулся Иван, весь разодетый как купец, да и сразу к Марьюшкиному отцу со сватами пришел. В общем, сыграли они свадьбу веселую!»

Маруся: «Ой, на хорошо-то как! Не только горе от любви бывает, но и радость»

Варвара: «Да, у всех любовь, а такие разные судьбы»

(Поют свадебную песню с. Подсереднее Белгородской области «Хмель, хмелинушка»)

1.Ой, хмель ты мой, хмелинушка,

Хмель яровой.

Ох, и ле-ли, али лей, ле-ли,

Хмель яровой.

2.У нас ныня, да Иванушка,

Князь молодой.

Ох, и ле-ли, али лей, ле-ли,

Князь молодой

3.У нас ныня, да Марьюшка,

Княгиня.

Ох, и ле-ли, али лей, ле-ли,

Княгиня

4.Вот по двору, хмелинушка,

Котится.

Ох, и ле-ли, али лей, ле-ли,

Котится

5.Золотым кольцом, на высокий терем,

Стелится.

Ох, и ле-ли, али лей, ле-ли,

Стелится

6.С молодым князем, за дубовай стол,

Садится

Ох, и ле-ли, али лей, ле-ли,

Садится

Подобные сценарные композиции значительно облегчают восприятие публикой традиционных форм фольклора. Слушатели перестают воспринимать песенный образец как просто чуждое воспитанному современной культурой сознанию музыкальное произведение. Становится более понятен основной сюжет песни, её идея и мудрый изначальный замысел. Такая форма не просто развлекает зрительскую аудиторию, а учит слушать и слышать, понимать и сопереживать, а также видеть смысл в сохранении образцов традиционной музыкальной культуры для будущего поколения.

9

Просмотров работы: 678