В настоящее время наиболее перспективной и эффективной педагогической технологией обучения химии остается дифференцированный подход обучения, основанный на личностно-ориентированном характере образования. Эта технология активно используется в подготовке бакалавров химии на факультете химии, биологии и биотехнологии Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова (СОГУ).
Планируя работу по введению дифференцированного подхода обучения, необходимо исходить из того, что инновационные идеи состоят в построении индивидуализированных систем усвоения нового материала, превращений знаний в инструмент творческого освоения мира, во включении научно исследовательской, творческой, поисковой деятельности в процессе обучения.
Для создания программы следует выбрать крупную тему или раздел, разбить на теоретическую и практическую части, и, в зависимости от их объема, распределить часы и изучать раздельно. Это позволит проходить первую (теоретическую) часть темы быстро, и создавать целостное представление о ней. Практические задания при этом выполняются на базисном уровне. Это позволяет лучше освоить основные понятия, общие законы, а также сформировать общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК) компетенции, такие как:
способность использовать полученные знания теоретических основ фундаментальных разделов химии при решении профессиональных задач (ОПК-1);
способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОПК-3);
способность к поиску и первичной обработке научной и научно-технической информации (ОПК-5);
способность выполнять стандартные операции по предлагаемым методикам (ПК-1);
владение базовыми навыками использования современной аппаратуры при проведении научных исследований (ПК-2);
владение системой фундаментальных химических понятий (ПК-3);
способность применять основные естественнонаучные законы и закономерности развития
химической науки при анализе полученных результатов (ПК-4);
владение навыками представления полученных результатов в виде кратких отчетов и презентаций (ПК-6);
способность использовать основные закономерности химической науки и фундаментальные
химические понятия при решении конкретных производственных задач (ПК-8);
владение навыками расчета основных технических показателей технологического процесса (ПК-9).
Использование технологии дифференцированного обучения на занятиях по химии в СОГУ можно сделать выводы о том, что данная технология имеет как положительные, так и и отрицательные стороны.
Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод, что повышению качества и результативности учебного процесса способствует более широкое использование дифференцированного обучения:
использование разноуровневых заданий при даче домашнего задания;
использование заданий, проверяющих различные виды деятельности;
усиление внимания к выявлению ошибочных представлений учащихся, установлению причин их возникновения и разработке корректирующих методик;
расширение интеграции естественнонаучных знаний, полученных при изучении различных предметов, и разработка единых подходов к формированию основных естественнонаучных понятий, изучаемых в различных курсах.
Список литературы
Зайцев О.С. Практическая методика обучения химии в средней и высшей школе. – М.: КАРТЭК, 2012. – 469 с.
Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 N210 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 04.03.01 Химия (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.04.2015 N 36766)