"ШЕМОГОДСКАЯ ПРОРЕЗНАЯ БЕРЕСТА" - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

"ШЕМОГОДСКАЯ ПРОРЕЗНАЯ БЕРЕСТА"

Назарова В.В. 1
1НовГу, Институт непрерывного педагогического образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Береза – всем нам известное дерево, символ нашей страны. Из нее издавна делали различные предметы домашней утвари. Но одним из главных качеств березы является верхний слой ее коры – береста. Этот пластичный и легкий материал был всегда под рукой. Из бересты делались нужные в хозяйстве вещи: обувь, шкатулки, чайницы, туеса, корзинки, лукошки и т.д. [4], [5]

Уже в середине XVIII века техника резьбы по бересте была хорошо известна. Одним из центров этого искусства стало Шемогодье – ряд деревень, расположенных по реке Шемоксе, не далеко от Великого Устюга. Со временем промысел «Шемогодская резьба» переехал в город Великий Устюг, в котором и существует, по сей день. Высоким мастерством резьбы славилась деревня Курово-Наволок, а наиболее талантливым резчиком был Иван Афанасьевич Вепрев, поживающий в этой деревне. [3], [5]

Не возможно с точностью определить, как возник промысел сеченой бересты. Вероятнее всего, считают исследователи, образцом для подражания послужили косторезные изделия, которые делались мастерами из Холмогор под Архангельском. Так же считают, что одной из причин возникновения берестяного промысла, была ее близость к Великому Устюгу, старинному центру художественных ремесел, с которым связана история черневого серебра, филиграни и скани, перегородчатых эмалей, расписных изразцов, золотного шитья, просеченного железа, резьбы и росписи по дереву.

Береста – это уникальный природный материал, экологически чистый, удивительно нежный, красивый и мягкий. Даже в холодном помещении береста на ощупь очень теплая. Многие мастера сравнивают ее с человеческой кожей, т.к. этот материал, может «загореть на солнышке», приобретая теплый золотистый оттенок, посветлеть или потемнеть.

На подготовленную берестяную пластину мастер затупленным шилом наносит основные контуры изображения. Затем острым самодельным небольшим ножом вырезается рисунок и удаляется фон. После этого пластина бересты наклеивалась на само изделие, иногда фон подкрашивался. [1], [5]

Шемогодскую резьбу отличал традиционный растительный мотив: тонкая ветвь вместе с листвой, плавно изгибаясь, заполняла все поле резьбы узорным кружевом. На их кончиках – круглые розетки, ягодки, трилистники. Очень часто в растительные орнаменты мастера вводили геометрические узоры из кругов, ромбов – «пряников», овалов. Композицию строили по принципу строгой симметрии. А завершали рисунок каймой из листьев. Так же в орнамент могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда – сцены чаепития и гуляний в саду. Другой характерной особенностью резьбы являются геометрические рамочки, окружающие рисунок. [3], [4]

Орнамент служил не только украшением, но и нес смысловую нагрузку, отражал специфику хозяйственной деятельности его создателей, их представлений об окружающем мире. [1], [2]

Современные мастера Шемогодья, обобщая опыт предыдущих поколений, продолжают удивлять нас прекрасными произведениями искусства, обогащая их своими творческими находками. [4]

Список литературы:

1. http://slav-museum.ru/beresta/

2. http://turvu.ru/

3. http://wikipedia/

4. http://colory.ru/

5. Репортаж в СМИ «Шемогодская береста».

Просмотров работы: 741