Целью настоящей работы являлся анализ соответствия энергетической ценности и химического состава рациона школьников-подростков физиологическим потребностям их организма и особенностям состояния здоровья на текущий период.
Материал и методы. Исследование проводили на базе МАОУ СОШ №22, г. Тюмень. Была набрана фокус-группа, составлены и проведены опросы подростков о системе и структуре питания. В анкетировании принимали участие 77 респондентов возраста 13-14 лет. Проведена статистическая обработка полученных данных. Сделан анализ энергетической ценности и химического состава готовых блюд школьной и домашней кухни подростков. Самые употребляемые продукты питания были проверены на полноценность. Состав и калорийность продуктов, покупаемых в упаковке, определяли соответственно данным на этикетке. Для продуктов, которые продаются на развес, калорийность считали по специальным таблицам [4].
Результаты и обсуждение. Потребность энергии школьника-подростка от 13 до 15 лет составляет 2300-2700 ккал в сутки. При тяжелой физической работе, например, тренировках школьнику требуется 3600 ккал [2]. На основе проведенного подростками самообследования пищевого рациона выявлено, что 25% школьников расходуют от 1200 до 2000 ккал в сутки, 64% учащихся требуется от 2000 до 3000 ккал, а потребности 11% превышают 3000 ккал (max. показатель 3590 ккал). Основные виды деятельности, требующие больших затрат энергии: учебная нагрузка и регулярные занятия спортом. Следует отметить, что среди участников фокус-группы регулярно имеют физическую нагрузку 59%, при этом самые большие энергозатраты у тех ребят, чьи учебные и спортивные достижения наиболее заметны. Однако выяснилось, что энерготраты 67% респондентов значительно меньше установленных для данной категории. Это означает, что у ребят значительно снижена двигательная активность (гиподинамия), а большую часть времени занимает сидение за компьютером, просмотр телепередач и сон. Кроме того, подавляющее большинство подростков (77%) получают в сутки с пищей энергии значительно меньше возрастной нормы (до 2500 ккал). Низкая энергетическая ценность пищи при высоких энергозатратах школьников, несомненно, ведет к нарушению обмена веществ (белкового обмена), заболеваниям ЖКТ, замедлению роста и развития, снижению умственной и физической работоспособности, повышению утомляемости и неспособности концентрировать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой – всё это может являться главной причиной школьной неуспешности.
Показателем неправильной организации питания школьников так же является дисбаланс между пластическим и энергетическим обменом. Только у 56% обследованных пластический обмен превышает энергетический, что является важнейшим условием роста и развития организма, обновления клеток и тканей, сохранения и укрепления иммунитета, восстановления организма после повышенных нагрузок. У 44% подростков жизненные процессы происходят за счет окисления собственных веществ клетки, а это означает существенное ухудшение психофизического состояния организма, при котором возможностей для роста и развития, формирования иммуно- и стрессоустойчивости просто нет.
По результатам анализа состава пищевого рациона подростков, выявили преобладание углеводов в суточном меню. Можно отметить, что у 13% респондентов основным источником энергии являются жиры, что свидетельствует об избыточном потреблении жиросодержащих продуктов. Согласно анкетным данным около 38% ребят этого возраста ежедневно едят жирную и жареную пищу, злоупотребляют сладким – 68,8% (каждый день). У обследованных школьников снижено поступление с пищей белков (особенно животного происхождения), и жиров, которые являются главным строительным материалом организма, но превышено количество углеводов, причем сложных, способствующих повышению сахара в крови и увеличению веса. Оптимальный баланс белков, жиров и углеводов при рациональном питании 1:1:4 [1] не соблюдается ни в школе, ни дома.
Анкетирование фокус-группы о системе домашнего и школьного питания, проведенное в феврале 2014 года, позволяет составить представление о характере питания современного школьника. Из анализа анкет следует отметить несколько важных заключений.
1. Придерживаются 3-разового питания 48% подростков, 4-разовый прием пищи – у 36%, но при этом завтракают ежедневно только 57% опрошенных школьников. Ужинают своевременно (за 2 часа до сна) около только 75% учащихся, 22% делают это перед сном, что наряду с нерегулярным завтраком является нарушением режима питания.
2. Ежедневно едят каши на завтрак 19,4% ребят, около 50% делают это крайне редко, а 42% завтракают бутербродом. 37,7% 8-классников каждый день употребляют жареную и жирную пищу, 78% - регулярно едят белый хлеб, булочки и печенье, а фрукты – только 60%. Почти 30% опрошенных школьников раз в неделю обедают фаст-фудом, около 60% изредка позволяют себе такую еду и еще газировку, что, несомненно, вредит здоровью. Возможно, поэтому только 62,3% респондентов считают себя здоровыми, а 31,2% учащихся затрудняются оценить свое здоровье как хорошее.
3. Включают в свой ежедневный домашний рацион молоко и кисломолочные продукты 67,6% подростков, только 6,5% ежедневно едят соленья и маринады, что положительно.
В организации питания подростков есть свои особенности, связанные с происходящими в организме изменениями, характерными для этого возраста: интенсивный рост и развитие, радикальная гормональная перестройка, повышение нагрузки в психоэмоциональной сфере. Часто жизнь современного подростка отклоняется от «обычных условий», и у него возникают дополнительные задачи и нагрузки, в частности, спортивные или умственные. Сбалансированный рацион является основой здорового функционирования организма. А организация питания школьника-подростка, таким образом, требует индивидуального подхода, который должен учитывать массу тела, образ жизни и состояние здоровья.
Список литературы.
1. Влияние питания на здоровье [электронный ресурс] – режим доступа: http://biofile.ru
2. Определение потребности в энергии для организма человека [электронный ресурс] – режим доступа: http://doktorland.ru
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" [электронный ресурс] - http://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html
4. Таблица калорийности продуктов и готовых блюд [электронный ресурс] – режим доступа: http://dieta-kremlin.ru/info/calory-table