ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРИРОДЫ В ИСКУССТВЕ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРИРОДЫ В ИСКУССТВЕ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Приобщение подрастающего поколения к эстетической культуре в соответствии с ФГОС нового поколения даёт возможность сформировать высокий потенциал развития личности. В создавшихся условиях актуальным становится переосмысление духовного становления личности на основе развития эстетического видения окружающего мира, его эмоционально-образного постижения.

В условиях современности, стремительно нарастающего ритма жизни и научно-технического прогресса дети нередко испытывают дефицит общения с природой, что сказывается на их здоровье, миропонимании и смысле существования. Понимание красоты природы пробуждает в ребёнке возвышенные чувства, что является частным признаком эмоционально-образного воздействия на него. А общим признаком - является гармония, то есть созвучие, выражающееся в соразмерности форм, средств и способов влияния на личность младшего школьника.

Воздействие природы на формирование эстетической культуры, было замечено еще в глубокой древности. Так в позднеантичных философских текстах Порфирий отмечал: «Можно говорить и о гармонии природы, поскольку все рождается в определенном природном отношении одного к другому. Как художник действует в соответствии с искусством…ведь искусство есть логос и идея того, что возникло, как равно и природа» [1, 3-6].

Понятия, «искусство» и «природа» легли в основу понимания понятия «эстетическая культура», не случайно. В конкретно-историческом аспекте изучения данного феномена лежат теоретико-методические представления о содержании, форме воздействия прекрасных и выразительных объектов природы и их отражения в произведениях искусства. Этот процесс рассматривается «с позиций Истины, Красоты и Добра». [6, 255] Эстетическая культура содержит в себе глубокое познавательное и нравственное начало, связанное с духовным и интеллектуальным развитием личности. Поэтому важным является приобщение младших школьников к основам эстетической культуры средствами природы.

По мнению Г. Гегеля, красота природы наиболее полно раскрывается в искусстве, которое обращено к созерцанию, переживанию и воображению личности. Оно затрагивает внутренний мир младшего школьника, наполняет смыслом его жизненные установки. Искусство, передает красоту природы в конкретных видах: в архитектуре, литературе, киноискусстве, музыке, живописи, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, фотоискусстве. И каждый вид по-своему передает красоту природы, раскрывая всё её эстетическое богатство и многообразие через культурные традиции, художественные средства выразительности и технические возможностей искусства. В этой связи формирование эстетической культуры средствами природы в искусстве выступает как процесс формирования сложного интегративного качества, выражающегося в способности и умении эмоционально воспринимать, осознавать и оценивать явления природы в искусстве, прекрасные или безобразные, возвышенные или низменные, трагические или комические, а также преобразовывать природу "по законам красоты". Она формируется в процессе взаимодействия педагога и школьника.

Формирование основ эстетической культуры у младших школьников средствами природы осуществляется в двух направлениях:1) развития эстетическое сознания, 2) организации эстетической деятельности на уроке и во внеурочной деятельности.

Развитие эстетического сознания средствами природы осуществляется через

чувственно-эмоциональное и интеллектуальное воздействие природы на младшего школьника. Поэтому важно организовать эстетическое восприятие природы, его эмоционально-образного воздействия на основе личностного опыта ребенка и осмысления образов природы в искусстве на основе модели и оригинала. Так, например, осуществляется первое направление – развитие эстетического сознания на уроке педагога высший категории в д/о Гришиной Н.М. Педагог предлагает детям такое задание: нарисовать стилизованный узор «цветочный» или «ягодный».

А какие растения растут на полянке летом? Какие цветочки? Какие ягодки? Дети вспоминают преобладающие краски и растительность, делятся своим жизненным опытом. Затем педагог предлагает отгадать загадки:

Я капелька лета на тоненькой ножке,

Кладут меня в кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица.

Ответ: Земляника

На слайде учитель выводит картинки землянички. Дети вспоминают, какие у растения листочки, что бывают белые цветочки, как растёт земляничка и т.д.

Колокол колышится,

А звона не слышится.

Похож на музыкальный инструмент,

Но звука музыкального в нём нет.

Не зовёт на перемену

И обратно на урок,

Потому что это просто

Голубой лесной цветок.

Ответ: Колокольчик

Аналогичная беседа проводится и о колокольчике, учитель демонстрирует картинки оригинала.

Дети выбирают понравившейся объект для будущего узора, учитель объясняет им, что основным источником узоров является природа, на крыльях птиц и бабочек, на растениях и плодах природа «нарисовала чудесные узоры», от крыв человеку бесконечное множество орнаментальных форм, цветовых оттенков, красоту и богатство их сочетаний, цельность и строгую соподчинённость всех элементов. Нина Михайловна обращает внимание на то, что в одном узоре могут присутствовать разные элементы, например, ягодки, цветочки, листочки, стебельки. После беседы дети приступают к выполнению задания. На этом этапе осуществляется второе направление формирования основ эстетической культуры – эстетическая деятельность на уроке. Младший школьник актуализирует свои способности, интерес становится для него эстетически значимым. «Эстетическая деятельность опирается на четыре элемента образования, разработанных И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным: знания, опыт практической деятельности, опыт эмоциональной деятельности и опыт творческой деятельности». [7, 24]

Эстетическая художественная деятельность связана с различными видами деятельности: репродуктивной, исследовательской, проектной, творческой. Представленный выше пример иллюстрирует вид творческой деятельности в дополнительном образовании. Творческая деятельность характеризуется неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Таким образом, формирование эстетической культуры у младших школьников средствами природы в искусстве открывает огромные возможности для их эстетического, нравственного, художественного развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Философский энциклопедический словарь – М.: Сов. энциклопедия, 1983.

  2. Банфи А. Философия искусства. - М.: Искусство, 1989.

  3. Валери П. Об искусстве. - М.: Ибрис, 1993.

  4. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие младших школьников. - М.: Педагогика, 1983.

  5. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Педагогика, 1981.

  6. Баранов С. П.-Б Методика обучения и воспитания младших школьников :учебник для студ. высш. учеб. заведений (бакалавриат) /

С. П. Баранов, Л. И. Бурова, А. Ж. Овчинникова ; под ред.С. П. Баранова. — М. : Издательский центр «Академия», 2014.

  1. Овчинникова А.Ж., Нехлопочина А.Н.- Взаимодействие видов искусства как фактор эстетического развития младших школьников: второе издание измененное и дополненное. – Елец, 2014

  2. Загадки для урока: http://zagadochki.ru/zagadki-pro-kolokolchiki-s-otvetami.html

Просмотров работы: 1017