РАЗРАБОТКА WEB-ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФИРМЫ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗРАБОТКА WEB-ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФИРМЫ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Субботин Д.М. 1, Фролова И.Н. 1
1Ивановский Государственный Энергетический Университет имени В.И. Ленина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность

Тенденция в современной глобальной экономике, характеризующаяся динамичным развитием несовершенной конкуренции все большего числа фирм, заставляет последних не только совершенствовать технологии производства, но и развивать свой интеллектуальный капитал, в частности деловое окружение фирмы.

В настоящее время используемые средства безадресного воздействия (реклама) постепенно утрачивают свою эффективность вследствие того, что постепенно принимаются меры по ограничению распространения рекламы. Города очищаются от огромного количества разноцветных баннеров, газеты, несущие в своем наполнении как минимум 30 - 50% рекламы, постепенно выходят из ежедневного обихода людей, а в интернет пространстве огромный потенциал к своему распространению имеют так называемые блокировщики рекламы.

Всё это приводит к повышению значимости электронных источников информации о возможностях взаимодействия с той или иной фирмой. Одним из них является веб-ресурс. Однако, отсутствие какой-либо методики и средств организации веб-ресурсов ведет к тому, что предоставляемая в интернет пространстве информация не оказывает никакого информационного воздействия. Необходимы конкретные теоретические и практические исследования и разработки технологии информационного воздействия. Необходимо универсальное и адаптируемое средство, позволяющее организовать контент и его восприятие таким образом, чтобы осуществлялось направленное воздействие.

Вопросы связанные с информационным воздействием находят свое отражение во всех сферах человеческой деятельности: социальной, экономической, политической и духовной. Человеческие отношения и развитие человека в целом невозможны без средств информационного воздействия. В данной сфере оно проявляется как форма организации образовательной деятельности, регулятором экономических и политических отношений. Поэтому так много наук занимается изучением всех аспектов информационного воздействия, начиная от системных понятий и структуры информационного воздействия (теория систем, кибернетика, теория информации, теория игр, теория принятия решений и др.) до областей наук связанных с изучением процессов человеческого познания (психология, отдельные области физиологии и пр.).

Значимость информационного воздействия в конкурентной среде

Для того, чтобы проанализировать роль информационного воздействия обратимся к теории игр и покажем место фирмы в её деловом окружении.

Элементом социально-экономической среды фирмы является ее деловое окружение, в котором можно выделить следующие группы по ролевому принципу:

1) потребители, на удовлетворение потребностей которых направлено основное функционирование фирмы;

2) поставщики, которые удовлетворяют ресурсные (RА) потребности компании, возникающие в процессе функционирования;

3) инвесторы – физические или юридические лица, которые обладают потребностью преумножить свой материальный или интеллектуальный капитал за счет инвестирования;

4) конкуренты – множество фирм, осуществляющих производство аналогичных товаров и услуг (PА) и как следствие имеющих потребности в поставщиках, деловых партнерах и потребителях тех же, что и рассматриваемая компания.

5) бизнес-партнеры – субъекты экономической системы, выделенные из множества конкурентов, и желающие организовать совместное производство на основе объединения ресурсов.

Сформируем игровую модель. Пусть N – множество всех игроков – субъектов социально-экономической системы. А – фирма, осуществляющая суверенную экономическую деятельность. Далее, в зависимости от роли, которая может выполняться по отношению к фирме А, выделим следующие множества: R={r} – множество поставщиков, П = {п} – множество потребителей, И = {и} – множество инвесторов, К = {k} – множество конкурентов фирмы А, B={b} – множество бизнес-партнеров, при этом B ⊂ К.

Определим v – характеристическая функция – выигрыш игрока.

Рассмотрим отношения фирмы А с игроками из множеств R, И и П. Мы получаем коалиционную игру, где коалицией (C) является любое подмножество множества игроков, то есть card(C) ∈ [1, N]. «В экономике отдельные субъекты редко действуют поодиночке. Чаще всего они объединяются в союзы, коллективы, кооперации для достижения своих целей. Интуиция и практика показывают, что коллективные действия могут существенно увеличивать эффективность их участников.» [1, с.41]. Преимущество от объединения субъектов экономических отношений в коалиции заключается в эффекте супераддитивности, которое можно описать следующим неравенством для любых коалиций С и Е:

v(C ∪ E) ≥ v(C) + v(E),

(1)

С ⋂ Е = ∅.

(2)

Из формул (1) и (2) следует, что формирование большой коалиции (card(C) = N), обеспечивает максимальный выигрыш. Следовательно, можно сформировать следующую задачу информационного воздействия – увеличение коалиции, в которую входит фирма А, что выражено в формулах (3) и (4):

card(C) → N,

(3)

A ∈ C.

(4)

Однако, в реальности фирма не способна охватить всю экономическую систему, т.е. существует ограничение на количество устанавливаемых целесообразных отношений (NA), то есть размер делового окружения, что позволяет делать выбор между субъектами делового окружения. Данная ситуация означает возможность повышения качества отношений (Q(lAj)) фирмы с её деловым окружением за счет формирования конкуренции внутри множеств R, П, И за установление связи с фирмой А. Исходя из этого условия, выражения (3), (4) трансформируются в выражения (5), (6), (7).

card(C) → NА,

(5)

A ∈ C,

(6)

Q(lAj) → max,

(7)

где lAj – связь фирмы А и j-ым субъектом делового окружения фирмы.

Отношения между игроками входящими в коалицию должны быть направлены на установление оптимума по Парето, то есть распределение выигрыша коалиции становится оптимальным, если любое изменение этого распределения ухудшает благосостояние хотя бы одного субъекта коалиции [2]. В таком случае информационное воздействие направлено на поддержание устоявшихся целесообразных связей.

Рассмотрим с позиции теории игр отношения между фирмой А и конкурирующими фирмами, то есть рассмотрим модель Курно [3]. Формируются следующие правила игры:

  1. Каждая из фирм стремится максимизировать свою прибыль (vi → max).

  2. Каждая из фирм принимает собственное решение об объеме производства продукта Vi(P).

  3. Суммарный объем производимого всеми игроками продукта Р определяет рыночную цену на данный продукт.

Пусть Vi(P) ∈ [0, 1]. Прибыль игрока i описывается следующим уравнением:

vi = c*Vi(P) – з*Vi(P),

(8)

где с – доход от продажи единицы продукции Р, с ∈ [0, 1], з – затраты на производство единицы продукции Р. В рамках рассматриваемой модели сделаем допущение, что затраты не меняются с течением времени, то есть з = const. Тогда рыночная цена будет иметь следующую зависимость:

c = 1 – (∑V(P)).

(9)

Из формулы (9) следует утверждение, что чем больше в сумме будет произведено продукта Р, тем ниже будет цена с. В рамках данной модели доход (D) игрока i будет рассчитываться по следующему уравнению:

D = (1 – ∑V(P))* Vi(P).

(10)

Получаем, что каждый игрок будет выбирать такую стратегию, то есть такой объем выпуска продукции, чтобы доход игрока стремился к максимуму, D → max. Выбор стратегии зависит общего суммарного объема выпуска ∑V(P) продукта на рынок. Оптимальный объем V’i(P) производства игрока i будет равен:

 

(11)

Решением данной игры является так называемое равновесие Курно (равновесие Нэша в модели Курно), то есть решение следующей системы уравнений:

 

(12)

Однако равновесие Курно не является самым эффективным профилем стратегий. Оптимальный суммарный объем производства продукта Р равен 1/2, то есть

V’(P) = .

(13)

Если конкурирующие фирмы будут принимать решения об объемах своего выпуска совместно, то они могут сговориться и совместно скорректировать свой объем выпуска и в итоге получить максимальный выигрыш. В таком случае фирмы становятся бизнес-партнерами. В данной игре информационное воздействие направлено на перевод конкурентов в статус бизнес-партнеров. Более того, эффективность сговора будет выше, если сговорится большее число конкурентов, то есть:

B ⋂ K → 1.

(14)

Есть другой вариант взаимодействия фирмы А с конкурентами – это установление бизнес-партнерства на основе объединения ресурсов и совместного производства. Данная ситуация целесообразна в том случае, если в данном секторе рынке действует небольшое количество фирм и их возможностей (при работе по отдельности) недостаточно для того, чтобы производить продукт, в полной мере удовлетворяющий потребности потребителей. Здесь информационное воздействие направлено на формирование потребности в объединении ресурсов через указание выигрыша, который получает данный альянс и указание того, что качества получаемого совместного продукта будут выше, чем у остальных конкурирующих фирм.

Концептуальные разработки технологии информационного воздействия на основе веб-ресурса

Идеи и принципы

В контексте социально-экономических отношений информационное воздействие – это вид информационной деятельности, направленной на регулирование отношений фирмы с ее деловым окружением. Процесс информационного воздействия заключается в формировании потребностей или идентификации проблем у субъектов делового окружения фирмы, побуждающие их к установлению целесообразных отношений с данной фирмой. В том числе посредством информационного воздействия поддерживается лояльность делового окружения. Информационное воздействие – это инструмент используемый фирмами для формирования деловой среды и регулирования отношений внутри нее.

Результатом данной деятельности является информационный продукт – информация, представленная в соответствующей форме и выполняющая функцию воздействия. Образ продукта функции воздействия формируется исходя из цели воздействия, определяемой субъектом информационного воздействия. Здесь цель есть ни что иное, как образ желаемого поведения объекта воздействия.

Объектом информационного воздействия является лицо принимающее решение:

1) человек – процесс принятия решения происходит на основе сложных процессов, протекающих в головном мозге;

2) машина – процесс принятия решения производится согласно заранее заданному алгоритму на основе имеющихся данных.

Исходя из такого разделения, информационное воздействие можно разделить на:

  1. техническое, связанное с внесением изменений в алгоритм программы либо намеренное изменение используемых объектом данных;

2) психологическое, представление объекту необходимой и достаточной информации для принятия решения в соответствующей форме – информации поступающей на уровне подсознания.

В рамках игры фирмы А с конкурентами при осуществлении массового информационного воздействия есть одна ключевая особенность: форма и содержание (далее контент) информационного воздействия на поставщиков, потребителей и инвесторов могут являться информацией, раскрывающей стратегию фирмы конкурентам, что приводит к проигрышу фирмы А. Суть состоит в том, что при воздействии на потенциально полезное деловое окружение фирмы А контент информационного воздействия неким образом показывает преимущества установления целесообразных отношений с фирмой через раскрытие её стратегии, то есть раскрытие параметров продукта фирмы, её функции (производственной технологии) и ресурсов, что является информационным обеспечением для конкурентов. Это приводит к тому, что конкуренты могут изменить свою стратегию для повышения собственного выигрыша и проигрышу фирмы А.

Из этой ситуации вытекает первый принцип информационного воздействия – принцип защищенности: контент () должен выполнять функцию информационного воздействия () на объектов, которые могут играть роли потребителей (П), поставщиков (R) или инвесторов (И) и не должен выполнять функцию информационного обеспечения () для объектов, играющих роль конкурентов (К).

 

(15)

Данные, составляющие стратегию фирмы должны быть разделены между Интернет- и Экстранет-пространством фирмы, причем в Интернет-пространстве стратегия (по сути – контент информационного воздействия) должна описываться очень обобщенно, так, чтобы данная информация не могла нести практической пользы для конкурентов. В рамках экстранет-пространства стратегия должна описываться в той мере, в которой это необходимо для формирования общей стратегии коалиции.

В представленной игровой модели все выигрыши фирмы находятся в прямо-пропорциональной зависимости от эффективности информационного воздействия (16), поэтому необходимо разработать систему параметров, характеризующих контент информационного воздействия. Основными из них являются:

Q1() – доступность для восприятия – степень учета особенностей восприятия контента объектом воздействия, то есть объект воздействия должен в полной мере воспринимать получаемую информацию. Данный параметр можно декомпозировать на следующие:

Q11() – соответствие тезаурусу объекта воздействия;

Q12() – полнота содержания;

Q13() ­­– презентабельность формы представления и т.д.

Q2() – достоверность – степень соответствия характеристик стратегии фирмы описываемых в контенте реальным характеристикам, то есть объект воздействия должен доверять воздействующему субъекту.

И так далее. Стоит лишь отметить, что

 

(16)

где – коэффициент корреляции между эффектом информационного воздействия и характеристиками контента.

Оценка достоверности, и доступности должна иметь максимальное значение. Однако в рамках Q1() возможны вариации в оценке внутренних параметров в силу того, что каждая группа делового окружения фирмы характеризуется своими особенностями восприятия информации, то есть так называемым ментальным опытом, который рассматривается в концепции интеллекта Холодной М.А [5]. «Ментальный опыт — это система психический образований и инициируемых ими психических состояний, лежащих в основе познавательного отношения человека к миру и обусловливающих конкретные свойства его интеллектуальной деятельности».

Исходя из этого, можно сформулировать следующий принцип информационного воздействия – принцип ориентированности: информационное воздействие должно осуществляться с учетом общих параметров при массовом воздействии и учетом индивидуальных особенностей объекта при адресном воздействии, но и в том и другом случае информационное воздействие осуществляется с учетом основной потребности объекта в момент воздействия. «Чтобы одна информационная самообучающаяся система была способна целенаправленно перепрограммировать другую подобную систему, она должна ее понимать. т.е. знать примерный результат при подаче определенного входного сообщения. Подбирая соответствующие входные данные, можно заставить информационную систему противника «смотреть на мир чужими глазами» [6]. Из данного принципа следует разделение контента информационного воздействия () среди различных категорий делового окружения.

 

(17)

Из утверждения, что у каждой группы объектов воздействия есть свои особенности восприятия можно сделать вывод, что параметры контента в разной степени влияют на эффект информационного воздействия, то есть:

,

(18)

где wiвесовой коэффициент i–й характеристики контента при воздействии на J-ую группу делового окружения фирмы.

Сложность стратегии фирмы означает и структурную сложность контента ИВ. Это означает, что для достижения субъектом целей информационного воздействия необходима поэтапная организация восприятия контента объектом воздействия в соответствии с системными принципами раскрытия информационных образов [7]. В этом заключается суть принципа организованности. Обеспечение восприятия контента путем грамотной организации контента повышает эффективность информационного воздействия.

Рассмотрим игру внутри коалиции, то есть отношения между фирмой А и ее потребителями {п}. Продукт фирмы (PA), получаемый в процессе её функционирования (FA) направлен на удовлетворение потребностей потребителей. Однако само формирование данной потребности может осуществляться в результате осуществления информационного воздействия (FИВ). Изменение потребности меняет поведение потребителя (∆FП).

Вышеприведенное утверждение можно представить в виде следующей цепочки:

 

(19)

Рассмотренная ситуация выводит на следующий принцип информационного воздействия – принцип адаптивности: контент информационного воздействия должен адаптироваться под существующую социально-экономическую ситуацию, то есть должен быть направлен на формирование потребностей, которые могут быть удовлетворены фирмой – субъектом воздействия. Развитие объектов воздействия должно располагаться в интеллектуальной сфере, а любое изменение фирмы (должно отражаться и в контенте информационного воздействия, что является принципом актуальности информационного воздействия: контент должен отражать текущую стратегию субъекта воздействия.

Все вышеприведенные принципы направлены на эффективную организацию информационного воздействия. Однако нельзя забывать, что информационное воздействие необходимо подкреплять прочими видами воздействия, это приведет к формированию дополнительного эффекта воздействия. Данное утверждение выводит на принцип комплексности воздействия. «Эффективность целенаправленного информационного воздействия возрастает, если оно сочетается с другими видами воздействия» [6]. На эффективность воздействия влияют как выбранные методы, так и средства. Поэтому при оказании информационного воздействия необходимо комплексно подходить к их выбору, учитывая множество факторов.

Понятие формы и содержания.

Информационное воздействие – это процесс управления средой [8]. Тогда процесс информационного воздействия можно формализовано представить в виде схемы с замкнутым контуром (рис.1).

Рисунок 1. Схема системы воздействия с замкнутым контуром

Здесь m’(t) – информация об оптимальном (требуемом) состоянии (наличия определенной потребности Uо) элемента делового окружения (объекта), w(t) – информационное воздействие, направленное на формирование потребности Uo, m(t) – информация о состоянии объекта воздействия, k(t) – возмущения внутреннего или внешнего характера, в том числе информационное воздействие, оказываемое прочими субъектами, Δm(t) = m’(t)- m(t) – отклонения текущего состояния от требуемого.

Для определения содержимого информационного воздействия необходимо рассмотреть процесс воздействия с учетом особенностей социально-экономической среды.

Рисунок 2. Взаимное воздействие поставщиков и потребителей

Таким образом, субъект информационного воздействия может выступать либо в роли поставщика R, либо в роли потребителя П.

Рассмотрим случай, когда фирма А является поставщиком продукта Р. Тогда потребителя можно рассмотреть через имеющуюся у него потребность, возможны четыре ситуации:

1) Ur≠p=0 – то есть объект не использует продукт фирмы А в процессе своего функционирования, соответственно не испытывает потребности в нем;

2) Ur=p; Rinf≠0 – то есть объект знает о фирме А и испытывает потребность в ее продукции. В этом случае необходимо лишь организовать коммуникации, соответственно обеспечить объект контактной информацией и алгоритмом взаимодействия => L=1

3) Ur=p=0; Rinf=0 – то есть объект испытывает потребность в продукции фирмы А, но не обладает достаточным объемом информации для установления с ней связи;

4) Ur=0 – то есть он не нуждается в продукте фирмы А, например в связи с тем, что ΔR=0.

Рассмотрим случай, когда фирма А является потребителем продукта Р. Тогда поставщика также можно рассмотреть через имеющуюся у него потребность, возможны четыре ситуации:

1) Ur≠p=0 – то есть объект не производит продукт P в процессе своего функционирования, соответственно не испытывает потребности в фирме А;

2) Up=r; Rinf≠0 – то есть объект знает о фирме А и испытывает потребность в сбыте ей своей продукции. В этом случае необходимо лишь организовать коммуникации, соответственно обеспечить объект контактной информацией и алгоритмом взаимодействия => L=1

3) Up=r=0; Rinf=0 – то есть объект испытывает потребность в сбыте своей продукции фирме А, но не обладает достаточным объемом информации для установления с ней связи;

4) Ur=0 – то есть он не нуждается в сбыте продукции фирме А, например в связи с тем, что спрос на его продукцию равен предложению, а увеличение производственных мощностей не предусматривается.

Соответственно, воздействие можно разделить на два типа:

1) адресное воздействие. Адресное воздействие осуществляется на конкретный объект деловой среды фирмы, с учетом его личных особенностей и потребностей в рамках экстранет среды фирмы, в связи с необходимостью ограничения доступа конкурентов к технологической информации;

2) безадресное воздействие (массовое). Данный тип воздействия используется для охвата большого числа представителей социально-экономической среды фирмы, при формировании у них потребности в установлении целесообразных связей с фирмой. Осуществляется в рамках Internet среды фирмы, при реализации данного типа воздействия нельзя сообщать о стратегии фирмы, т.е. не переводить воздействующую информацию в обеспечивающую.

При сформированной потребности у объекта для определения содержания информационного воздействия необходимо рассмотреть процесс принятия решения и используемые в ходе него информационные ресурсы.

Процесс принятия решения есть ничто иное, как процесс выбора наиболее эффективного варианта из множества возможных:

Fреш(х1, х2, … , xn) → E=max

(20)

Выбрать наиболее эффективное решение Fреш позволяет инструментально-методологический аппарат системного анализа, функцию которого у человека выполняет мозг. Формирование возможных решений (х1, х2, … , xn) осуществляется на основе имеющейся у ЛПР информации Iлпр (рис. 3).

Рисунок 3. Информационные ресурсы, способствующие принятию решения: U – потребность в решении какой-либо проблемы; F – процесс принятия решения; Z – образ продукта, способного удовлетворить потребность U

Информация, обеспечивающая принятие решения состоит из имеющейся собственной (Iсоб) у человека информации и полученной (Iпол):

Iлпр = Iсоб + Iпол

(21)

Однако при использовании традиционных источников информации Iпол не несет функции воздействия. При правильной организации информационного воздействия получаемая информация несет функцию воздействия (22) на собственные представления человека путем разрушения существующих и построения новых представлений, тем самым обеспечивая принятие иного решения (23) в пользу воздействующего субъекта.

Iсоб’ = F(Iсоб, Iпол’)

(22)

Iлпр’ = Iсоб’ + Iпол’

(23)

Содержание информационного воздействия будет представлено совокупностью информационных блоков, содержащие все информационные ресурсы, но раскрытые через положительное приращение при использовании продукта фирмы А. Информационному содержанию необходимо придать конкретную форму представления, для возможности ее представления объекту воздействия.

При таком подходе к содержанию, основным источником будет корпоративная информационная система фирмы, содержащая основную информацию о продукции и услугах фирмы А, процессах производства и преимуществах фирмы. Дополнительными источниками могут выступить мировые информационные ресурсы. Форма содержания определяется содержанием и зачастую требует индивидуального подхода к формированию.

Объем информационного воздействия зависит от степени идентификации объектом потребности у объекта:

δ(U) ϵ (0;1]

(24)

1) Если δ(U)→0, т.е. степень потребности слабо ощущается (идентифицируется) объектом, вероятность того, что объект попадет в Internet среду фирмы А в поисках фирмы А равна 0.

2) Если δ(U) > 0, т.е. степень потребности ощущается объектом, вероятность того, что объект попадет в Internet среду фирмы А в поисках фирмы А возрастает и соответственно становится больше 0.

Между объемом информационного воздействия и степенью идентификации потребности объектом обратно пропорциональная зависимость: чем выше δ(U), тем меньший объем информационного воздействия необходимо оказать, и наоборот.

Не меньшее значение в эффективности информационного воздействия имеет выбор формы представления. Доказано, что большую часть информации человек воспринимает с помощью органов зрения, поэтому фактически форма является связующим элементом между информационной нагрузкой закладываемой субъектом и восприятием необходимой информации объектом воздействия. Форма предназначена для воздействия на уровне подсознания, поэтому ее выбору необходимо уделять должное внимание.

Больше столетия проводят значительное число исследований на определение взаимосвязей между формой и ее влиянием на человеческое сознание. Результаты исследований используются во многих сферах человеческой деятельности и приносят свои плоды.

Взаимосвязь формы и содержания представлена схемой (рис. 4), в основе которой заложена триада.

Рисунок 4. Триада Форма (Ф) – Содержание (С) – Объект ИВ (Оив); Zив – цель ИВ

Здесь представлен внешний и внутренний контур взаимосвязи трех составляющих.

Оив → С: информационная потребность объекта информационного воздействия определяет содержание информационного воздействия;

Zив → С: цель информационного воздействия определяет содержание информационного воздействия необходимое для ее достижения;

С → Ф: содержание накладывает ограничения на форму представления, например, выбор формы зависит от объема информации;

Ф → Оив: форма оказывает информационное воздействие на бессознательную часть восприятия объекта, эффективность информационного воздействия напрямую зависит от выбранной формы представления;

Оив →Ф: выбор формы во многом зависит от особенностей восприятия объекта информационного воздействия;

Zив →Ф: форма представления может быть скорректирована в зависимости от целей информационного воздействия;

Ф → С: форма также оказывает ограничения на содержание, т.е. при ограничениях накладываемых особенностями той или иной формы представления, может быть скорректировано содержание;

С → Оив: содержание оказывает воздействие преимущественно на сознательную часть восприятия, но не исключается воздействие и на бессознательную.

Таким образом, информационное воздействие можно определить, как информационную деятельность по управлению средой за счет организации объекта в восприятии контента, представленного в соответствующей форме, согласно заранее установленному сценарию.

Сценарий информационного воздействия

Исходя из содержания информационного воздействия и рассмотренного выше процесса принятия решения, определим последовательность представления информации. Ранее было выявлено, что содержание информационного воздействия зависит от процессов выполняемых объектом информационного воздействия и возникающих в связи с этим у него потребностей. Поэтому первым шагом при оказании информационного воздействия необходимо произвести идентификацию объекта воздействия.

Произведя идентификацию объекта, необходимо заинтересовать его предлагаемым продуктом или услугой. Наиболее эффективным обоснованием выбора предлагаемых продукта или услуги является демонстрация положительной эффективности их использования. Эффективность представляет собой отношение получаемых в результате благ, степени удовлетворенности ими, к затратам связанных с их получением и использованием.

После того, как объект осознал эффективность, у него возникает потребность в детализации конкретных изменений, связанных с ее достижением, т.е. необходимо раскрыть то, как измениться процесс его функционирования, соответственно, и получаемый на выходе продукт, и чем вызваны изменения его функционирования, то есть раскрыть положительные показатели предлагаемых продукта или услуги.

На данный момент должна быть максимизирована потребность в предлагаемом продукте или услуге. Поэтому далее необходимо сформировать или максимизировать потребность в приобретении их именно у субъекта информационного воздействия. Это возможно через обоснование гарантий качества и как следствие, формирования у объекта доверия к субъекту. Гарантиями качества являются обоснования качества используемых технологий, ресурсов и структуры субъекта воздействия.

При максимизации потребности в установлении целесообразных отношений с субъектом, необходимо обеспечить объекта информацией об условиях взаимодействия и контактной информацией.

Важно оказывать информационное воздействие стимулирующее формирование доверия к субъекту на каждом шаге представления контента.

После успешного прохождения объектом данного сценария он переходит в среду индивидуального взаимодействия.

Рисунок 5. Сценарий массового информационного воздействия

Методы и средства

Для реализации информационного воздействия необходимо использовать целый комплекс методов и средств, выбор которых необходимо осуществлять в соответствии с конкретными целями, возлагаемыми на ИВ, и особенностями объекта.

Исходя из понятия информационного воздействия, определим основные задачи, решение которых необходимо для успешной реализации его целей:

  1. формирование содержания информационного воздействия;

  2. разработка формы представления содержания;

  3. организация массового и адресного информационного воздействия;

  4. контроль процесса восприятия.

Выбор методов и средств должен осуществляться как в частности, для каждой из перечисленных задач, так и учитываться их совместимость на концептуальном уровне. Психологическую часть воздействия составляют следующие формы:

  • воздействие вербальными средствами;

  • воздействие печатными и изобразительными средствами;

  • воздействие с помощью радио, телевидения и компьютерной техники.

Устное (вербальное) воздействие очень продуктивно, но не всегда возможно.

Печатные и изобразительные материалы проигрывают в оперативности, не воспринимаются неграмотными людьми и требуют специальных средств доставки к объекту. Однако их можно изучать неоднократно, передавать из рук в руки, хранить длительное время.

Радио, телевидение, Internet обеспечивают одновременный охват большой аудитории, но требует специальной аппаратуры для приема информации и обеспечения возможностей для ее прослушивания (просмотра). [9]

При решении задач связанных с формированием содержания ИВ необходимо придерживаться уже существующих в психологии методов воздействия на человека. Метод психологического воздействия – совокупность психологических приемов и операций по осуществлению воздействия на сознание и подсознание человека или групп лиц. Выделяют такие методы психологического воздействия, как убеждение, внушение, принуждение, заражение, подражание и др [10].

Различают прямые и косвенные методы воздействия на сознание[11]. Традиционный прямой способ воздействия на сознание основан на убеждении людей, обращении к их разуму с применением рациональных аргументов, логики. Наряду с рациональными способами воздействия на сознание существуют иррациональные способы. Они могут оказывать разрушительное воздействие, подавлять рациональное начало и заставлять людей служить своим целям.

К прямым методам можно отнести:

  1. метод большой лжи;

  2. метод закрепления установок (положений);

  3. метод синхронизации индивидуума с группой;

  4. метод рекламы;

  5. метод опосредованного воздействия средств массовой информации на общественное сознание через межличностные неформальные каналы информации.

Косвенные методы связаны с воздействием на условия функционирования мозга людей. К этим методам относится инициализация нарушений мозговой деятельности путем повышения потребления алкоголя и организации наркосбыта в стане противника, также используется влияние на сознание людей электромагнитных и акустических полей.

Принуждение – один из методов психологического воздействия – применение таких мер к объектам психологического воздействия, которые побуждают их выполнять какие-либо действия вопреки собственной воле (желанию).

В информационном противоборстве применяются различные, многочисленные тайные (скрытые) способы и формы (технологии) принуждения личности, такие как:

  1. аферы,

  2. махинации,

  3. мошенничество,

  4. манипулятивное воздействие и пр. [11].

Для достижения социально-экономического эффекта, т.е. когда речь идет не только об эффективности деятельности фирмы, но и об эффективности функционирования объекта и заведомо истинности целесообразных отношений, допустимо использование рациональных методов воздействия. В таком случае исключаются решения, принятые объектом на основе заведомо ложной информации. Но при всем при этом не исключается выбор любых других методов, который определяется исходя из целей воздействия и общей политики фирмы.

Использование комплекса методов, варьируя их сочетание, можно добиться частных результатов, необходимых в конкретном случае.

При наличии обильного числа теоретических разработок, конкретных средств создания воздействующей информации, поддержки реализации этих процессов выявлено не было. Это может быть связано со сложной структурой и алгоритмом построения воздействующих семантических конструкций. На сегодняшний день существуют лишь средства поддержки процессов редактирования и семантического анализа текстов, а эффективность сформированного воздействующего содержания напрямую зависит от интеллектуальных способностей исполнителя данной задачи, что подвергает успешность реализации данной задачи значительным рискам.

Средства, предназначенные для разработки формы представления содержания, на сегодняшний день заполонили рынок программных средств и имеют широкий спектр возможностей и ценовой диапазон. Возможности не ограничиваются разработкой статической графики, а позволяет создавать динамические структуры, адаптирующиеся под особенности объекта восприятия и используемые методы. Все это позволяет осуществить выбор с учетом возможностей и потребностей фирмы. Но при этом ни одно из средств не ориентировано на разработку формы представления именно содержания информационного воздействия. Основные решения принимает разработчик, без какой-либо поддержки программного средства.

При выборе средств для организации массового и адресного воздействия, важно учитывать, что за последнее десятилетие, социально-экономическая среда, преимущественно, перешла в электронную среду – Internet. Она позволяет оказывать любой вид воздействия вместе с тем и осуществлять организацию восприятия объектом и контролировать этот процесс. Основными средствами реализации массового on-line воздействия являются внешняя реклама, размещаемая рекламодателем на внешних on-line ресурсах и сайт рекламодателя. Виды внешней рекламы: баннеры, текстовые блоки, видеореклама, байрики, мини-сайты, Interstitials. Такая реклама обычно имеет ссылку непосредственно на сайт рекламодателя.

Недостатками представленных средств является:

  • недостаточное или полное отсутствие интеграции с КИС фирмы;

  • отсутствие единой системы реализации ключевых задач информационного воздействия.

Примером средств адресного воздействия можно привести E-mail marketing. Но отрицательное отношение основной аудитории internet пространства к рекламе, вызвало у разработчиков необходимость разработки средств блокировки рекламы. Как следствие, тенденция развития информационного воздействия актуализирует сайты фирм. Поэтому уже сегодня стоит задуматься об эффективном построении информационного воздействия с использованием сайта фирмы как средства реализации системы информационного воздействия.

Преимущества использования web-ресурсов:

  • широкий охват аудитории;

  • возможность организации подачи информации по сценарному принципу;

  • автоматизация доступа к контенту;

  • расширенные возможности приемов представления.

Концептуальная модель организации информационного воздействия

Процесс информационного воздействия реализуется в 3 этапа, в каждом этапе должен быть задействован свой набор методов и средств.

Первый этап – безадресное информационное воздействие.

Второй этап – адресное воздействие.

Третий этап – организация взаимодействия между фирмой и объектом воздействия, установление устойчивых целесообразных отношений.

Рисунок 6 – Концептуальная модель процесса информационного воздействия

Успешность информационного воздействия определяется установлением продуктно-ресурсных отношений между фирмой и объектом воздействия.

Суть безадресного воздействия заключается в воздействии на неопределенный круг экономических субъектов, которые способны выполнять по отношению к фирме (воздействующему субъекту) определенную полезную роль (поставщики, потребители, партнеры). Для осуществления воздействия на данном этапе необходима организация web-ресурса таким образом, что выстраивается следующая последовательность:

  1. Идентификация объекта воздействия (отнесение объекта к той или иной категории делового окружения, например, «Потребители»)

  2. Последовательная подача информации в соответствии со сценарием информационного воздействия, то есть происходит организация восприятия воздействующей информации.

  3. Получение обратной связи, необходимой для перехода к адресному воздействию.

Рисунок 7 – Концептуальная модель системы информационного воздействия

На основе сформулированных принципов формируются следующие концептуальные общесистемные проектные решения:

  • Выделение средства управления web-ресурсом, которое позволит поддерживать web-ресурс в актуальном состоянии.

  • Создание средства разработки сценария информационного воздействия. Это же средство будет обеспечивать возможность редактирования контента и формы представления, что является требованием принципа организованности).

  • Создание подсистемы мониторинга и контроля информационного воздействия, задачей которой будет сбор и анализ данных мониторинга процесса восприятия информации объектом воздействия, что необходимо для оценки действующих сценариев воздействия.

  • В соответствии с принципом актуальности предоставляемой информации необходима постоянная синхронизация хранящихся сведений о фирме с их источником ­– корпоративной ИС. Для реализации этого необходимо обеспечение интеграции СИВ в КИС, то есть обеспечение выгрузки данных в случае их обновления на стороне КИС.

  • Повышение эффективности информационного воздействия доступно в случае организации информационного обеспечения процесса формирования контента и его графического образа. В первую очередь здесь необходима организация учета характеристик и особенностей восприятия каждой категории делового окружения. Далее на основе этого становится возможным проведение семантического анализа контента на предмет соответствия тезауруса контента тезаурусу целевой категории объектов воздействия, и создание базы знаний, хранящей опыт воздействия в виде рекомендаций и правила их вывода.

Результатом функционирования СИВ должен быть сбор сведений, необходимых для организации адресного воздействия. Данная цель достигается через получение и анализ обратной связи по результатам воздействия.

При переходе к адресному воздействию объект воздействия (контрагент) получает доступ к информации, закрытой для общего доступа, что необходимо для обеспечения информационной безопасности фирмы. В экстранет среде контрагент получает более подробные сведения, необходимые для установления продуктно-ресурсных отношений,

Инструмент воздействия в web-пространстве

Организация воздействия в web-пространстве означает построение инструмента воздействия согласно концепции открытых систем [12] и концепции глобальной информационной инфраструктуры [13].

Существующие CMS системы, направленные на создание web-ресурсов, строятся по принципам [14], которые не дают возможности организовать эффективное информационное воздействие, для чего требуется особая методика разработки и подачи контента, и направлены прежде всего на решение задач класса информационного обеспечения. Кроме того, большинство CMS-систем не предоставляют в составе единого комплекса средств для оценки результатов воздействия и интеграции web-ресурса в корпоративную систему фирмы. Исходя из этого формируется потребность в разработке программного обеспечения, удовлетворяющего принципам информационного воздействия.

На основе концептуальной модели системы информационного воздействия можно говорить о разделении архитектуры программного обеспечения на 2 подсистемы:

  1. Подсистема представления (web-ресурс)

  2. Подсистема управления информационным воздействием

В рамках подсистемы управления информационным воздействием можно выделить следующие модули:

  • Модуль адаптации web-ресурса к конкретной предметной области.

Важным этапом подготовки является настройка web-ресурса. Процесс настройки представляет собой перевод системного (шаблонного) тезауруса в профессиональный в конкретной предметной области: наименования стандартных категорий делового окружения (поставщики, партнеры, потребители), создание дополнительных категорий, описание продукта фирмы. Кроме того, осуществляется настройка шаблона web-ресурса (задание стилевых настроек оформления).

  • Модуль формирования и управления контентом.

Исходя из категорий делового окружения, адаптируется шаблонный сценарий информационного воздействия, то есть указывается последовательность шагов по восприятию контента внешним пользователем. Также, посредством данного модуля заполняется контент информационного воздействия.

  • Модуль информационного обеспечения. Задачей данного модуля является поддержка процесса построения сценария ИВ, формирования контента и его графического образа.

  • Модуль управления учетными записями внутренних пользователей.

Также стандартный модуль, предназначенный для задач администрирования системы. Строится на основе модели Role Based Access Control [15] – управление доступом на основе ролей. Данное решение обусловлено тем, что модель RBAC принята в качестве единого стандарта Американским национальным институтом стандартов и Международным комитетом по стандартам информационных технологий (ANSI/INCITS)

  • Модуль мониторинга и контроля процесса информационного воздействия и его результатов.

Данный модуль осуществляет выгрузку данных, сбор которых выполняется в процессе мониторинга, анализ и оценку информационного воздействия.

Рисунок 8 – Концептуальная модель архитектуры программного обеспечения системы информационного воздействия

В качестве основной технологии хранения данных и записей применяется технология построения документо-ориентированной организации данных, для реализации которой используется СУБД MongoDB. Выбор данной технологии обусловлен высокой сложностью структур данных, требующей понижения требований к структурности. Вместе с тем это облегчает процесс интеграции системы информационного воздействия в корпоративную информационную систему фирмы.

Программное обеспечение СИВ целесообразно разрабатывать на определенной платформе, что значительно облегчает и ускоряет процесс разработки, повышает стабильность работы системы. В качестве такой платформы был выбран фреймворк YII2, главным преимуществом которого является использование современных web-технологий, объектно-ориентированный стиль. Кроме того, YII2 имеет расширяемую структуру, изначально доступен шаблон структуры приложения, для комплексных web-приложений, которым и является система информационного воздействия.

В данный момент почти полностью реализован базовый набор функций системы, необходимый для организации информационного воздействия, а именно: средство управления сценариями и контентом (в процессе реализации), подсистема мониторинга (внедрено типовое решение Piwik, Open Source статус которого позволяет дальнейшую модернизацию), инструмент адаптации системы и интерфейс управления файлами. Во вторую очередь планируется реализация интеграции системы с внутренним кафедральным порталом и разработка средств информационного обеспечения процесса формирования контента.

Рисунок 9 – Интерфейс редактора сценария

Рисунок 10 – Интерфейс настройки категорий делового окружения

Организация web-представительства кафедры информационных технологий

На сегодняшний день уже многие признали начало расцвета информационного общества, в связи с чем, общепризнанным стало мнение о важности интеллектуального капитала. Основным источником развития интеллектуального капитала является образование. Сегодня существует широкий выбор образовательных учреждений, в том числе высших школ. Отмечается снижение уровня подготовки выпускников средних школ, что приводит к усилению конкуренции между вузами за качественного абитуриента. Таким образом, можно провести аналогию между образовательной и социально-экономической системами.

В социально-экономической среде кафедры ИТ можно однозначно выделить ее деловое окружение, которое формируют четыре основные группы:

1) работодатели или фирмы (потребители: Sp), на удовлетворение потребностей (Up) которых направлено основное функционирование кафедры, где Up1 – потребность в качественных (компетентных) специалистах и Up2 – потребность в разработке или совершенствовании ИС, технологий и т.п.;

2) родители и/или абитуриенты (Srp) приобретают образовательную услугу кафедры (являющиеся в этом случае так же потребителями). В то же время родителей можно рассматривать как поставщиков сырья – абитуриентов (Rc), которые удовлетворяют сырьевые и ресурсные потребности кафедры, возникающие в процессе формирования (обучения и воспитания) квалифицированных специалистов: Pвып, и разработке или совершенствованию информационных систем/технологий (Pис);

3) деловые партнеры (Sb), совместно с которым кафедра преумножает свой интеллектуальный капитал (Fab).

4) конкуренты (Sk): множество других кафедр выступают в роли конкурента, когда и они и мы заинтересованы в качественных абитуриентах, в качественных рабочих местах для прохождения практики (в данном случае ресурс ограничен и находится в дефиците, что приводит к образованию конкуренции); стоит иметь ввиду и то, что другие кафедры могут так же выступать деловыми партнерами в том случае, когда мы говорим об объединении ресурсов для производства совместного продукта.

Рисунок 11 – Взаимодействие кафедры с ее деловым окружением

На основе данной декомпозиции делового окружения кафедры можно сформулировать основные потребности кафедры во взаимоотношениях с деловым окружением:

U1 – повышение числа целесообразных отношений с абитуриентами, где целесообразность определяется тем, что кафедра удовлетворяет потребность родителей (абитуриентов) в получении качественного образования, а родители удовлетворяют потребность кафедры в качественном сырье. U1 можно иначе определить как потребность в приращении качества и количества абитуриентов;

U2 – повышение числа целесообразных отношений с работодателями, где целесообразность определяется тем, что кафедра удовлетворяет потребность работодателей в качественных специалистах, а работодатели удовлетворяют потребности кафедры в ресурсах, необходимых в образовательном процессе;

U3 – повышение числа целесообразных отношений с деловыми партнерами, где целесообразность определяется во взаимном преумножении интеллектуального капитала.

Помимо совершенствования образовательного процесса для удовлетворения потребности U1,2,3 кафедра оказывает информационное воздействие на соответствующие группы.

На сегодняшний день в системе информационного воздействия кафедры есть достаточное количество недостатков, наиболее существенным, из которых является отсутствие системного подхода к организации процессов необходимых для реализации ИВ. В связи с чем, было принято решение для совершенствования системы использовать адаптируемый инструментарий для организации web-представительства кафедры в социально-экономической среде.

На основе проведенных теоретических исследований, приведенных выше и предварительном анализе каждой группы делового окружения как объекта информационного воздействия, были предложены представленные далее практические разработки.

Содержание

Согласно рисунку 3 Информационные ресурсы, способствующие принятию решения (Iлпр), для усиления потребности у объекта воздействия и принятия им необходимого кафедре решения, необходимо через содержание воздействия раскрыть следующие составляющие:

  • образ образовательных услуг, выпускников и разрабатываемых ИС кафедры, которые способны удовлетворить потребность объекта воздействия, раскрывается через параметры продуктов и услуг;

  • образ того, как измениться функционирование и результатов функционирования объекта при использовании конкретного продукта или услуги кафедры, раскрывается через положительные приращения параметров продукта и функции объекта;

  • эффективность использования продукта или услуг кафедры, раскрывается через получаемые блага и возможное снижение затрат;

  • положительный образ кафедры, дающий гарантии качества образовательных услуг, выпускников и ИС, раскрывается через преимущества образовательных технологий, ресурсов и достижений кафедры;

  • условия получения объектом продукта или услуги кафедры;

  • контактная информация.

Содержание контента воздействия должно способствовать формированию у объекта доверия к кафедре и как следствие увеличению потребности в установлении целесообразных отношений с ней.

Содержание контента определяется в соответствии с объектом воздействия, т.е. его функцией и возникающей в процессе ее выполнения потребностью.

По отношению к кафедре существует три основные группы объектов:

Абитуриенты, являющиеся потребителями образовательных услуг кафедры и в то же время сырьем для образовательного процесса кафедры, потребность в наиболее эффективных методах и средствах для формирования способностей, которые позволят в будущем (при их использовании) получать блага;

Работодатели – потребители продуктов кафедры (выпускников и ИС, ИТ), потребность в инновационных решениях информационных проблем (информационных организационных ресурсов);

Партнеры – поставщики ПО, ТС, научные соискатели и пр., потребность в установлении целесообразных отношениях с кафедрой.

Кафедра информационных технологий предоставляет абитуриенту образовательные услуги по 4 направлениям:

  • бакалавриат 09.03.03.62:13 Прикладная информатика в информационной сфере;

  • бакалавриат 09.03.03.62:19 Прикладная информатика в социальных коммуникациях;

  • магистратура 09.06.09 Прикладная информатика в социально-экономических системах;

  • аспирантура Информатика и вычислительная техника.

Продукт образовательного процесса будет выпускник, обладающим компетенциями – параметры будут раскрываться через перечень приобретаемых профессиональных, общепрофессиональных и общекультурных компетенций. Для формирования доверия необходимо продемонстрировать положительные отзывы работодателей, удовлетворенных качеством выпускников и их работой, высказывания авторитетных людей.

Изменения функционирования абитуриента при окончании одного из предлагаемых направлений будут раскрыты через демонстрацию роли выпускника в бизнес среде, подкрепленную отзывами выпускников, через популярные сферы реализации, виды профессиональной деятельности. Содержание информации для формирования положительного образа результатов работы выпускников раскрывается через описание информационных систем, тем дипломных работ выпускников, степень востребованности информационных систем и ИТ-специалистов в социально-экономической среде, подкрепленные высказываниями авторитетных людей.

Демонстрация эффективности потенциального выбора осуществляется через раскрытие содержания получаемы благ и затрат на их приобретение и использование. Благами здесь будут преимущества специалистов в социально-экономической среде, возможности самореализации (материальная, духовная и социальная составляющие), подкрепленные показателями биржи труда. При раскрытии содержания касающегося затрат необходимо описывать стоимость обучения. Доверие можно также достигнуть за счет высказываний авторитетных людей.

Положительный образ кафедры, как гарантии качества предоставляемы образовательных услуг, раскрывается через преимущества используемых образовательных технологий, через преимущества образовательных технологий, ресурсов и достижений кафедры.

Преимуществами образовательных технологий будет комплексное развитие студента по средствам образовательной, воспитательной, научной и спортивной деятельности, преимущества которых и необходимо раскрыть детализировано. Гарантиями здесь будут выступать отзывы студентов.

Преимущества ресурсной базы необходимо представить декомпозировано: преимущества кадрового обеспечения; преимущества технического и программного обеспечения; преимущества учебно-методического обеспечения. Дополнительными преимуществами, для увеличения степени воздействия, будут преимущества ресурсной баз вуза.

Отражением результатов образовательной деятельности в социально-экономической среде будут достижения студентов, преподавателей, выпускников и кафедры в целом, подтвержденные наградами, заверенные представителями деловой среды кафедры.

Условия получения образовательных услуг раскрывается через алгоритм поведения абитуриента, результатом которого будет зачисление абитуриента по соответствующему направлению.

Контактная информация содержит адрес кафедры, e-mail и контактные телефоны.

Определенный контент можно сгруппировать следующим образом:

Рисунок 12. Содержание контента, формирующего положительный образ предоставляемой образовательной услуги

Рисунок 13. Содержание контента, дающего гарантии качества предоставляемых услуг

Форма

На сегодняшний день представителей всех групп можно встретить в сети интернет, поэтому общий пользовательский интерфейс будем разрабатывать, учитывая общие особенности данных групп:

1. Опыт пользователя. У каждого из представителей обозначенных групп на момент посещения разрабатываемого ресурса есть опыт работы с ресурсами web пространства, поэтому разрабатываемый интерфейс не должен нарушать общей логики поведения, а именно:

  • последовательность подачи информации производится слева направо и сверху вниз;

  • единая структура ресурса на любом шаге пользовательского сценария;

  • наличие обязательных элементов навигации: логотип, название, контакты, меню, цепочка последовательности действий – «хлебные крошки»;

  • все важные элементы интерфейса должны быть на виду и соответствующим образом выделены;

  • изображение логотипа, с возможностью перехода на «главную страницу» расположено в верней панели (хэдер), преимущественно в левой части.

2. Различие используемых технических устройств. На сегодняшний день количество и разнообразие устройств, обеспечивающих возможность доступа к сети Internet, значительно выросло. Поэтому разрабатываемый интерфейс должен быть адаптивным под любое устройство:

  • применение гибкого макета на основе сетки (англ. flexible, grid-based layout);

  • использование гибких изображений (англ. flexible images);

  • работа с медиа-запросами (англ. media queries).

Также разнообразными являются и возможности браузеров, что тоже стоит учитывать при разработке интерфейса.

3. Скорость восприятия. Ритм жизни современного человека за последние десятилетия вырос в разы, поэтому время затрачиваемое человеком на восприятия какой либо информации значительно сократился. Данный фактор также должен учитываться при разработке интерфейса:

  • глубина сайта не должна превышать 3 уровней;

  • заголовки и элементы навигации лаконичны;

При выборе структуры следует учитывать требование адаптивности, тогда при выборе между табличным и блочным типами структуры, предпочтение отдается в пользу блочной структуры ресурса. Элементы или блоки в таких сайтах расположены на странице не хаотично, как это было несколько лет назад, а в определенной последовательности и структурированы (порой это бывает незаметно при первом взгляде). Такие сайты хорошо сбалансированы и, как правило, выглядят чисто и опрятно. Большая заслуга этой опрятности принадлежит сетке, лежащей в основе дизайна и предоставляющей пользователю понятную, неискаженную структуру сайта.

Основные элементы навигации разместим по периметру:

  • блок, расположенный по верхней границе периметра – хэдер – слева направо: логотип, «хлебные крошки», Контакты, Помощь;

  • по левой границе: меню;

  • по нижней границе: Документы, обратная вязь.

В оставшемся пространстве разместим основной контент.

Рисунок 14. Макет интерфейса пользователя для основных страниц

Здесь размещение в хэдере логотипа, «хлебных крошек», Контактов и Помощи связано с тем, что данная информация носит организационный характер и должна быть доступна с любой точки ресурса. Пользователь ресурса не должен быть ограничен в доступе к ней.

Меню представляет собой последовательность сценария восприятия пользователем контента. Каждый элемент должен способствовать идентификации пользователем степени информированности и направлению его к следующему шагу. Это возможно достич за счет анимации элементов, обеспечивая возможность варьировать размер формы представления шагов сценария.

В связи с тем, что вопросы или желание установить коммуникации появляются после освоения какого-либо материала, блок обратной связи размещен в нижней панели формы представления.

Поскольку в ходе исследований было выделено несколько групп объектов воздействия, то необходимо разработать структуру, позволяющую производить идентификацию пользователя. Идентификация пользователя производится на первом шаге. Следовательно, необходима разработка структура первой страницы, которую увидит пользователь. Сохраняя модель поведения человеческих отношений, следует предусмотреть блок приветствия и представления. Представлением будет являться логотип а приветствием – фраза приветствия, располагающая пользователя для дальнейших действий.

Рисунок 15. Макет интерфейса пользователя – Страница идентификации

а) б)

Рисунок 16. Макет структуры представления на устройствах с маленьким разрешением: а) интерфейс основных страниц; б) Интерфейс страницы идентификации

Работодатели - потребители продуктов кафедры: выпускников и информационных систем и информационных технологий. Работодатели в ходе своей деятельности осуществляют поиск инновационных решений информационных проблем (информационных и организационных ресурсов), вызванный их дефицитом при осуществлении основной деятельности фирмы. Кафедра в ходе образовательного процесса, заинтересована в проведении практических занятий в реальных условиях, поэтому предусматривает прохождение учебной и производственной практики на предприятии, поэтому заинтересована в установлении целесообразных отношений с работодателями. При установлении предмета целесообразных отношений, кафедрой формируется задача информационного воздействия в установлении целесообразных отношений с желаемыми работодателями, так же как и у работодателей в установлении целесообразных отношений с «производителями» желаемых выпускников.

Одними из представителей группы партнеров, рассмотрим поставщиков программных средств. Производители заинтересованы во внедрении своей продукции на производствах или в фирмах. Одним из каналов внедрения являются кадры фирмы, либо потенциальные кадровые ресурс, т.е. выпускники учебных заведений, поэтому фирмы-производители заинтересованы в использовании их программных продуктов в образовательном процессе. В свою очередь, кафедра так же заинтересована в программных продуктах для реализации своих процессов, но следует отметить, что не во всех программных средствах, так же как и производители заинтересованы во всех направлениях подготовки. Соответственно, каждый из игроков ставит перед собой задачу: посредством воздействия установить целесообразные отношения с желаемыми объектами.

Абитуриенты – потенциальные потребители образовательных услуг кафедры, осуществляющие поиск владельцев наиболее эффективных методов и средств, для формирования способностей, которые позволят в будущем (при их использовании) получать блага. То есть абитуриенты являются объектами, обладающими потребностью Uабит и лишь некоторые из них испытывают потребность в Fкаф – образовательные услуги, предоставляемые кафедрой, по соответствующим направлениям подготовки. Но и кафедра испытывает потребность не во всех абитуриентах, а лишь в абитуриентах обладающих достаточными интеллектуальными способностями. Следовательно, одной из задач возлагаемых кафедрой на информационное воздействие – привлечение абитуриентов с более высокими показателями интеллектуальных способностей. Все множество абитуриентов можно разделить на 4 группы:

1) Uабит≠Fкаф=0 – то есть у абитуриента четко сформирована потребность в образовательных услугах другого субъекта, оказывающего образовательные услуги, не рассматривается в ходе данного курсового проекта, т.к. подразумевает предварительное разрушение устоявшегося представления;

2) Uабит= Fкаф; Rinf≠0 – то есть абитуриент знает о фирме А и испытывает потребность в ее услугах. В этом случае необходимо лишь организовать коммуникации, соответственно обеспечить абитуриента контактной информацией и алгоритмом становления студеном кафедры => L=1. Здесь речь идет о переходе к адресному воздействию, в рамках данного курсовоо проекта предусматривается решение для обеспечения абитуриентов контактной и организационной информацией, без рассмотрения адресного воздействия;

3) Uабит=Fкаф=0; Rinf=0 – то есть абитуриент испытывает потребность в услугах кафедры, но не обладает достаточным объемом информации для формирования потребности стать студентом именно кафедры ИТ. Здесь необходимо рассмотреть массовое воздействие, поэтому ;

4) Uабит=0 – то есть выпускник школы не нуждается в образовательных услугах, т.е. дефицит компетенций равен нулю, ΔRкомп=0, не рассматривается в ходе данного курсового проекта, т.к. подразумевает предварительное разрушение устоявшегося представления.

В то же время абитуриенты – это молодежь, средний возраст которых составляет от 14 до 25 лет, преимущественно информационное воздействие необходимо оказывать на выпускников школ, поэтому при разработке интерфейсов и формы контента акцент будет делаться на молодежь 16-18 лет. В основном все уже имеют базовые умения работы с компьютером, умеют работать в операционной среде Windows . Так как все программы этой среды устроены по одному и тому же принципу, дети быстро овладевают работой с сетевыми программами. Для данной группы характерны: повышенная эмоциональность, низкий уровень развитости навыка выбора полезной информации, слабо сформированное представление о мире вне школы. Объем осваиваемой информации за раз приблизительно равно 140 символов (объем сообщения Твиттера).

На основе данной характеристики объекта воздействия, можно сформировать требования, носящие рекомендательный характер, и осуществить выбор формы представления контента.

1. Содержательная часть контента должна быть раскрыта в информационных блоках, объем которых должен быть равен, приблизительно, 140 символов.

2. Контент должен апеллировать к эмоциям объекта, но при этом содержать и семантическую составляющую.

3. Графическая форма представления должна быть яркой и содержащая элементы информационного сообщения.

4. Форма должна обладать навигационными свойствами для ориентации пользователя в пространстве ресурса.

Основными графическими элементами представления будут, качественные (высокое разрешение) и полноразмерные фото. Для ослабления (снижение графической нагруженности) будут использоваться графические элементы, выполненные в плоском стиле. Для навигационных целей будут использоваться геометрические фигуры, встроенные в основную форму представления, указывающие направление следующего информационного блока для прочтения.

Рисунок 17. Пример использования формы представления контента

Реализация web-представительства

Программная реализация системы строится на базе универсального инструмента, который разрабатывается на кафедре. В процессе внедрения инструментария был произведен перевод системной терминологии на язык образовательной сферы, в частности состав делового окружения, шаблон web-ресурса и т.д. Сформирован набор документов, к которым необходимо предоставить доступ на web-ресурсе, согласно требованиям приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 29 мая 2014 г.N785 г. Москва «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления в нем информации»

Физически систему планируется развернуть на кафедральном сервере, который управляется системным администратором из числа студентов кафедры. Персонал системы, состоящий из контент-менеджера, дизайнера, аналитика так же набирается из состава студентов. Руководит процессом информационного воздействия ответственный из преподавательского состава кафедры.

Список литературы:

  1. Скаржинская Е.М., Илюхина А.С., Метелькова К.С. Теория игр: конспект лекций с методическими указаниями: Учебное пособие. – Кострома. 2008. –90с.

  2. Блауг М. Экономическая теория благосостояния Парето // Экономическая мысль в ретроспективе = Economic Theory in Retrospect. — М.: Дело, 1994. — С. 540-561. — XVII, 627 с.

  3. Cournot, A.A. Recherches sur les Principes Mathematiques de la Theorie des Richesses. – Paris, France: Hachette, 1838.

  4. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. Минск: Харвест, М.: АСТ, 2001 (Библиотека практической психологии).

  5. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002 – 272 с.

  6. Расторгуев С. Информационная война. М.: Радио и связь, 1999.

  7. Белов А.А. Информационно-синергетическая концепция управления сложными системами: методология, теория, практика/ ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина». – Иваново, 2009. – 424 с.

  8. Почепцов Г.Г. Психологические войны. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2000

  9. Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационнопсихологических конфликтов высокой интенсивности и социальной опасности: Учебное пособие. М.: МИФИ, 2004. – 392 с.

  10. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. Минск: Харвест, М.: АСТ, 2001 (Библиотека практической психологии).

  11. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М.: ИФ РАН, 1999;

  12. ISO 7498:1984, Information processing systems - Open Systems Interconnection - Basic Reference Model

  13. GIIC Y.110, Global Information Infrastructure principles and framework architecture

  14. Brampton M. PHP5 CMS Framework Development. Birmingham, UK: PACKT publishing, 2008. 328 p.

  15. Ferraiolo D.F., Kuhn D.R. Role Based Access Control // 15th National Computer Security Conference, 1992. 554—563 p.

Просмотров работы: 1595