ОБРАЗ СУПЕРГЕРОИНИ В АМЕРИКАНСКИХ КОМИКСАХ КАК СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОБРАЗ СУПЕРГЕРОИНИ В АМЕРИКАНСКИХ КОМИКСАХ КАК СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ

Новикова М.Э. 1
1Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной динамично развивающейся массовой культуре большое влияние на продвижение культурных ценностей и идеалов имеет активное внедрение в нее гендерных стратегий и стереотипов. Напротяжение многих столетий вопрос, что такое женщина и мужчина, и как происходит их взаимодействие во всех жизненно важных сферах, всегда был особенно актуальным. Данными вопросами в наши дни занимается такая наука как гендерология, которая возникла в конце 20 века, ставшая преемницей феминологии и феминизма. Гендерология - это учение о закономерностях формирования и развития полоролевой дифференциации общества, динамике сходств различий в природном (биологическом) и культурном (социальном) существовании женщины и мужчины. [3]

Слово «гендер» означает «совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола». [2]

По определению А.В. Меренкова гендерный стереотип - это «устойчивые программы восприятия, целеполагания, а также поведения человека, в зависимости от принятых в данной культуре норм и правил жизнедеятельности представителей определенного пола». [4] Научные исследования, которые проводились многократно по различным методикам, позволили составить перечень "мужских" и "женских" качеств. Например, И. Броверман с коллегами сделали вывод о том, что женщине атрибутируются, прежде всего, качества, ассоциируемые с теплотой и экспрессивностью, а мужчине - с компетентностью и рациональностью. [1]

Стереотипы составляют основу мифов. Средства массовой информации в любом обществе с помощью метода стериотипизации внедряют в сознание читателей различные мифы и иллюзии. Для закрепления в сознании масс стереотипов пропаганда практикует многократное, настойчивое повторение одних и тех же слов, фраз, образов и идей, которые, в конце концов, становятся символами. Таким образом, стериотипизации ведет к манипулированию общественным мнением. Так же, не менее важной является наличие гендерной идентичности, то есть осознания себя связанным с определениями мужественности и женственности, действующими в данной культуре. Идентифицировать себя как мужчину или женщину – это значит принять те психологические качества и модели поведения, которые данное общество приписывает людям в зависимости от их биологического пола. Явным примером трансляции таких гендерных стереотипов и порождения гендерной идентичности являются образы американских супергероинь, которые пронизывают американскую и европейскую культуру и, вследствие, массовых межкультурных коммуникаций уже проникли и в культуру русскую. Данные образы пропагандируют различные американские ценности, начиная с усиления национального духа и заканчивая независимостью личности, но особенно популярной в наши дни стала тема соотношения полов.

Изначально супергероями были исключительно мужчины, а женщины выполняли лишь роль девушки героя, которая постоянно попадает в различные неприятности и, тем самым, регулярно вынуждает себя спасать. Именно мужское начало было синонимом силы, независимости, отваги и невероятной мощи. Но в 1942 году появляется первая известная супергероиня Чудо-женщина (англ. Wonder Woman), которая стала началом эпохи супергероинь в американской культуре. В конце 1950 х годов женских образов супергероев насчитывалось уже очень значительное колличество и все их образы были настолько разнообразными, что сложно за всем этим было уловить их общие, на удивление неженские черты.

Развитие феминистических движений изменило содержание женского начала. Наряду с общими чертами, женщины наделены чертами специфическими. В их образах во многом преобладает мужское начало. Они могущественны, сильны и независимы. Во многих образах присутствует маскулинное, иначе мужеподобное строение фигуры и гипертрофированная мускулатура, но параллельно с этим, в подавляющем большинстве образов, присутствует ярко выраженный сексизм: откровенные костюмы, акцентированы интимные зоны и грудь, а так же практически у всех героинь очень привлекательные и выразительные лица. Образы супергероинь это, по сути, отражение той культурной и социальной атмосферы, окружающей современную женщину, ситуации, которая в данный момент преобладает в мире. Они являются носителями тех идей и ценностей, которые актуальны в современной культуре, относительно женских гендерных установок. В то же время комиксовые образы супергероинь являются той формой образцов поведения для женщин, которые можно свободно примерять в зависимости от социально-коммуникативной ситуации и тем самым оставаясь в состоянии игровой идентичности, т.е. утраты онтологических оснований личностной идентификации. Все эти феминистские, сексистские и маскулинное стереотипы, которые вобрали в себя американские супергерои-женщины, в свою очередь, активно влияют на процесс гендерной идентичности представительниц слабого пола, что является лишь гендерным маскарадом в процессе ее формирования. Это приводит к тому, что в современном транскультурном мире понятие женского и мужского начала теряют свои заданные архетипически границы, пронизывая друг друга, постепенно смешиваясь между собой, синтезируясь во что-то единое – межполовое. И, как итог, на физическом уровне в сфере телесного, истончается и, практически полностью, уничтожается значимость половой принадлежности. В свою очередь, являясь популярными среди наиболее молодого поколения, образы женщин-героев транслируют свои ценности и образцы поведения современным молодым девушкам, что приводит к глобальной стериотипизации и культурной деморализации. Поэтому очень важно, что бы на этапе формирования ценностного наполнения образов супергероинь осуществлялся его предварительный контроль и фильтрация. Ведь в первую очередь женщина – это та кто порождает новую жизнь, воспитывает будущее поколение, одновременно являясь ему примером для подражания. И по этой причине очень важно пристально следить за процессом формирования сознания современной женщины, актуализировать проблему стериотипизации женского поведения в обществе и стараться максимально конкретно дифференцировать женское и мужское начало.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Broverman I., Vogel S. R., Broverman D. M., Clarkson F. E., Rosenkrantz P. S. Sex-Role Stereotype: A Current Appraisal // Journal of Social Issues. — 1972. — Vol. 28, № 2 . — P. 59-78.

  2. Воронина О.А. Гендер // Словарь гендерных терминов. М., 2002.

  3. Гендерология и феминология : учебное пособие / сост. : Л.Г. Абатурова, О.В. Стремилова. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2014. – 103 с.

  4. Меренков А. В. Социология стереотипов / А. В. Меренков ; М-во образования РФ, Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2001. — 292 с. — Библиогр.: с. 288-290.

Просмотров работы: 1006