Содержание гражданского воспитания направлено на формирование цельной нравственной личности. Среди нравственных качеств, которое определяет отношение человека к обществу и Родине, ведущее место занимает патриотизм. Именно патриотизм определяет гражданственность человека, а также его поведение в обществе. Помимо этого, гражданское воспитание призвано формировать у учащихся представления о гражданском обществе, его нормах, ценностях. В этом плане любой педагог должен осуществлять воспитательную деятельность в следующих направлениях:
- ознакомление учащихся с законами и правовыми нормами государства, а также формирование ответственного отношения к этим законам и правовым нормам;
- сотрудничество с правовыми организациями – правовое просвещение учащихся и их родителей;
- организация внеклассных мероприятий гражданско-патриотической направленности.
Результатом такой деятельности должны стать:
усвоение учащимися таких понятий как: «право», «патриот», «патриотизм», «закон», «ответственность», «достоинство», «справедливость», «чувство долга перед Родиной»;
знание государственных символов Российской Федерации (флаг, герб, гимн).
Таким образом, гражданственность является стержневым качеством любого человека, влияющее на его образ жизни.
Многие образовательные учреждения, в частности школы, осуществляют воспитательную работу, придерживаясь основного содержания гражданского воспитания.
В данном случае представлен анализ практической педагогической деятельности - описание опыта организации гражданско-патриотической воспитательной работы в МБОУ СОШ № 2 Краснодарский край, ст. Староминская, Староминский р-н. Опыт организации воспитательной работы представили директор школы И.Н. Дацко, заместитель директора по учебно-воспитательной работе в школе Шипитько Л.Б.В школе проводятся следующие мероприятия патриотической направленности:
- творческие вечера, празднование памятных дат;
- открытие мемориальных досок, расположенных на территории школы;
- классные часы и общешкольные линейки.
Самая главная особенность организации воспитательной работы в школе – это наличие двух детских организаций: пионерская и ДОМиД (детское объединение мальчишек и девчонок, в своём роде советские октябрята). В МБОУ СОШ № 2 до сегодняшнего времени существует пионерия со своими извечными моральными принципами. Сегодняшняя пионерская организация – это нечто новое, но основанное на тех вечных идеалах добра, взаимопомощи и братства. Ребята носят те же красные галстуки и пилотки, которые когда-то носили их папы, мамы, бабушки и дедушки; проводят пионерские слёты, ходят в походы, участвуют в общественной работе, так называемом «Тимуровском движении». На основании факта существования этой организации в школе проходят следующие мероприятия:
- проведение праздников и памятных дат, посвященных дням воинской славы, увековечение памяти павших в борьбе за свободу и независимость Родины;
- организация совета «Ленинская комната» и «Тимуровское движение», помощь пожилым людям, а также поздравление ветеранов с памятными датами;
- открытие школьного музея, приобщение к культуре, традициям казачества, встречи с ветеранами войны, героями трудовых подвигов, участниками Афганской войны, военно-спортивные игры.
На базе школы в 2006 году был открыт школьный краеведческий музей под руководством директора школы И.Н. Дацко, заместителя по учебно-воспитательной работе Л.Б. Шипитько, учителя истории Л.А. Губы, а также лекторов школьного музея Ю.С. Лыковой и А.С. Гондаревской. Музей вмещает три экспозиционных зала: «Кубанская хата и подворье», «История школы» и «Пионерская организация СОШ № 2». Ученики также были задействованы в создании музея: приносили экспонаты (старые и памятные вещи прадедушек и прабабушек, бабушек и дедушек). Также на базе школы действует военно-патриотический клуб «Славяне», в котором состоит большая часть парней-старшеклассников. Все эти мероприятия направлены на формирование патриотических чувств у молодого поколения, которые так ценятся в наше непростое время [2].
Также в данной работе представлен анализ практической педагогической деятельности - воспитательная программа по гражданско-патриотическому воспитанию для учащихся 1 - 4 классов «Я – гражданин России», разработанная учителем начальных классов СОШ № 27 города Якутска О.Р. Барашковой. Данная программа разработана на основании ФГОС НОО от 6 октября 2009 г. № 373 и Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» от 5 октября 2010 г. № 795, в целях повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Методологической основой данной программы являются труды Волкова Г.Н. — профессора, доктора педагогических наук, основателя этнопедагогики, Чиряева К.С. — заслуженного учителя Якутской АССР. Реализация программы осуществляется посредством классных часов, при задействовании воспитательных возможностей учебных предметов: окружающий мир, литературное чтение, культура народов России. «Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности» [1, С. 3].
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение определенных задач. Задачами гражданско-патриотического воспитания младших школьников являются:
1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом:
- природоведческие и географические сведения;
- некоторые исторические сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций);
- социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы).
2. Воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру.
3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний.
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого [1]. «В результате реализации программы ожидается:
- в познавательной сфере - развитие творческих способностей;
- в социальной сфере - способность к самореализации, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм общества;
- в историко-краеведческой сфере - осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в духовно-нравственной сфере - осознание детьми высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. Однако не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине» [1, С. 6].
Также не менее уникален опыт организации гражданско-патриотической воспитательной работы – опыт педагогики казачества в патриотическом воспитании ребенка в современных условиях начальной школы.
Каждый народ обладает своей исторической памятью, традициями, в которых запечатлены его духовные ценности. Казачье образование исторически предполагало высокий уровень не только специальной, но и качественной общеобразовательной, нравственной подготовки воспитанников. Основными идеями педагогики казачества являлись: воспитание подрастающих поколений на идеалах и ценностях казачьей культуры, воспитание молодежи в духе патриотизма и державности, становление личности свободного (вольного) человека, укорененного в свою малую Родину. Так казачеству удалось создать и сохранить самобытную культуру, передавая ее из поколения в поколение. Таким образом, в систему образования и воспитания казачества заложено два начала: религиозно-православное и национально-русское [4].
В последующем это отразилось и в современном образовании, в частности в начальной школе. Началось массовое открытие казачьих классов, в особенности на территориях Краснодарского края и Ростовской области, места, где зародилось казачество. Открытие классов казачьей направленности в школах предполагает создание благоприятной среды для воспитания подрастающего поколения. «Основными направлениями работы «казачьих» классов являются:
- краеведение;
- православная культура;
- история и традиции казачества;
- физическое воспитание;
- фольклор;
- декоративно-прикладное творчество.
Начиная с первых лет обучения, у младших школьников воспитывается художественная и музыкальная культура»[3, С. 13]. А также важное внимание уделяется приобщению учащихся к народной культуре и творчеству.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание может осуществляться посредством различных программ, приобщения детей к народной культуре и опоры на традиции.
Список использованной литературы
1. Барашкова О.Р. Программа по гражданско-патриотическому воспитанию для учащихся 1 - 4 классов «Я – гражданин России». [электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/. - Дата обращения 24.12.2015.
2. Дацко И.Н., Шипитько Л.Б. Организация гражданско-патриотической воспитательной работы в МБОУ СОШ №2 Краснодарский край, ст. Староминская, Староминский р-н. План работы. – Староминский р-н, 2010. – 36 с.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. ФГОС, издательство «Просвещение». – М., 2009. – 29 с.
4. Плюшкина И.Т. Опыт педагогики казачества в патриотическом воспитании ребенка в современных условиях начальной школы // Актуальные проблемы современного начального образования: тематический сборник. Выпуск 3. - ЮФУ, Ростов-на-Дону, 2015. - 368 с.