То есть, данная проблема, а именно формирования педагогической культуры сотрудников учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, являясь важнейшим элементом их профессиональной компетентности, является в настоящее время, одной из наиболее значимых и нужных, требующей дальнейшего осмысления ряда педагогических феноменов, определяющих структуру, содержание и модель реализации педагогической культуры в данных условиях. [4, с. 57-59].
Доскональное изучение положений Конституции Российской Федерации, а также других нормативно-правовых актов , относящихся к правам и свободам граждан, должно стать основой профессиональной подготовки сотрудников закрытых учебно-воспитательных учреждений.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что современному сотруднику для продуктивной профессиональной деятельности находясь в условиях учебно-воспитательного учреждения, необходимо иметь качественную психологическую и педагогическую подготовку, должна быть на должном уровне педагогическая культура, которая отражает уровень сформированности всей профессиональной культуры сотрудника.
Для успешного разрешения практических задач ему нужно освоить широкий спектр научных знаний, умений и навыков в области педагогики и психологии, которые включают в себя: формирование нравственно-правовых ценностей и установок на основе собственных накопленных знаний, умений, поступков; совершенствование навыков к результативной профессиональной коммуникации, в самореализации себя в основных сферах социальной жизни; развитие интересов, связанных с профессиональной направленностью; образование нравственно-правового, социального и иного опыта. [5, с. 104].
Педагогическая наука, по мнению ученых, отвечает на вопрос о некоторых специфических чертах работы по моральному, нравственному развитию, воспитанию, своеобразности нравственных знаний, нужным сотрудникам в жизни, и о предоставлении таких условий, в соответствии с которыми знания будут иметь практическое значение, а также будут способствовать формированию убежденности в истинности следования общепринятой, общечеловеческой морали.
К.Л. Лебедева, рассматривая профессиональное становление личности, развитие ее индивидуальности и духовно- ценностного потенциала, уделяет внимание тому что, изменение личностных качеств сотрудника, ее совершенствование путем нравственного и правового воспитания, приобретение важных профессиональных ценностей, является важным звеном понимания сотрудником себя как носителя профессиональных ценностей, профессиональной культуры. [6, с. 86].
Также воспитание молодых сотрудников учебно-воспитательных учреждений закрытого типа представляет собой одно из наиболее важных направлений как в общем, так и в профессиональном образовании и содержит в себе психологическую, профессионально-этическую и педагогическую подготовку. Создание педагогической системы воспитания сотрудников пенитенциарных учреждений с высокой результативностью становится решающим шагом и является приоритетным направлением кадровой политики в этой сфере. Профессиональная подготовка должна представлять собой, в основном, практико-ориентированный подход, включающий различные тренинги, семинары, дискуссии, деловые игры и практические задания.
Также своеобразной особенностью профессиональной деятельности, а также по совместительству и педагогической культуры является широкая коммуникативность, которая позволяет общаться в рамках своего диапазона с широкой средой. Коммуникативные способности сотрудника- это качество, нужное для верной организации всяческих плановых воспитательных, профилактических мероприятий.
Она имеет многосторонний и уникальный характер. Многосторонность проявляется в том, что сотрудник общается с представителями различных возрастных категорий, также с людьми разных профессий, занимающих различное правовое положение. Это в свою очередь подразумевает высокую педагогическую культуру, знание психологии человека, основ психолого-педагогического общения. [7, с. 156–157].
Высокий результат в решении непростых социально-педагогических задач в профессиональной деятельности сотрудника учебно-воспитательного учреждения не представляется возможным без участия творческого подхода. [4,с.135-140]. Педагогическое творчество является одним из важных структурных компонентов педагогической культуры, которая предполагает выработку специфических приемов положительного воздействия на личностную сферу несовершеннолетних. С точки зрения педагогики, важнее выявлять, формировать, проектировать и закреплять позитивное начало в человеке, нежели обращать большее внимание на вопросы перевоспитания только на нормах запрета.
Следующим важным компонентом педагогической культуры сотрудника учебно-воспитательного учреждения закрытого типа является его педагогическая техника и культура речи. Педагогическая техника подразумевает под собой совокупность всех навыков и умений реализации педагогического взаимодействия с подчиненными ему другими сотрудниками. Она содержит в себе подготовку, организацию и проведение специальных профессиональных занятий и воспитательных мероприятий, знание как, и каким образом необходимо осуществлять служебную деятельность с учетом ее педагогических особенностей, навыков руководства деятельностью по самообразованию, умение применять инновационные технические средства в результате проведения различных профессиональных занятий, тренингов и воспитательных мероприятий. Что касается культуры речи, то она представляет собой особую сферу педагогической техники и показывает общий уровень культуры сотрудника, является ее главным инструментом во взаимодействии с подчиненными и т.д. Специфическими признаками педагогической культуры речи являются ясность, правильность, краткость, сдержанность.
В профессиональной педагогической деятельности специалиста находят выражение такие компоненты педагогической культуры, как педагогическая эрудиция, педагогическое творчество и педагогическое мастерство. От уровня сформированности этих ведущих компонентов педагогической культуры зависит качество профессиональной деятельности сотрудника учебно-воспитательного учреждения закрытого типа в плане воспитательного воздействия на личность несовершеннолетних с делинквентным поведением. Правовое просвещение сотрудников закрытых учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних – комплексная проблема, в решении которой должны участвовать институты гражданского общества и государство.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-Ф3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26 Ст. 3177.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2001 г. № 171.- Ф3 // Российская газета. 2001г.
3.Бублий Н.Г. Использование приемов и стратегий критического мышления на стадии вызов //Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 3 (15). – С. 14.
4. Гагиева Л.А. Методологические основы исследования проблемы совершенствования педагогической культуры //Вектор науки. Серия: Педагогика, психология. 2014. №3. – С. 57-59.
5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. (6-е изд.) – М.: Академия, 2012. – 576 с.
6. Лебедева К.Л. Психология юриста. – М.: Новый Юрист. 2001. – 448 с.
7. Соколова Е.Н. Педагогическая система морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел: сущность и перспективы: монография. – Красноярск. 2008. – С. 156–157.