СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ПАЛЕХСКОЙ, МСТЕРСКОЙ И ХОЛУЙСКОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ПАЛЕХСКОЙ, МСТЕРСКОЙ И ХОЛУЙСКОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЫ

Бажукова Е.В. 1, Пахров А.А. 1
1Ивановский Государственный Университет Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С наступлением XXI века для России стала актуальна проблема состояния народной культуры, многие ученые заговорили о наступившем кризисе и угрожающем ей исчезновении в условиях глобализации.

Между тем традиционная народная культура – глубинная сущность всего разнообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В ней заключен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности, с помощью нее формируются важнейшие национальные идеалы, нравственные установки и моральные принципы, регламентируются нормы социальных отношений, семейных, общественных, трудовых отношений разных поколений. Каждый народ несет свою культуру поэтически - образных и ремесленных традиций. Вместе с традицией в народном искусстве передаются не только мастерство, но и образы, любимые народом мотивы, художественные принципы и приемы, воплощенные каждым временем по - своему и несущие свой национальный характер. Народное искусство в целом как духовная культура является достоянием всего человечества.

«Народное искусство – прошлое в настоящем. Живая традиция, неизменно сохраняющая цепь преемственности поколений, народов, эпох. На новый уровень современных проблем народное искусство выдвинуто веком завоевания космоса, научно-технического прогресса и экологического кризиса» [4].

Понятие народное искусство заключает в себе музыкально-поэтическое творчество, изобразительно-орнаментальное, пластическое творчество. Все вместе образуют сокровищницу ценностей, идей, образов, взращивающих духовность, формирующих любовь к родной земле, знание ее истории. Благодаря живым школам традиций Палеха, Мстеры и Холуя народное искусство воссоздает в культуре те ценности, которые соединяют Человека с Богом, с Обществом, когда массовая культура, наоборот, разрушает эти жизненно необходимые связи. Народное искусство прокладывает пути дружбы и понимания от одного народа к другому. И в этом заключается его большая ценность в современной культуре, актуальность — как мощного фактора государственности.

Народному искусству с его духовно нравственной силой и высоким эстетическим качеством, основанной на культурной памяти многих поколений, под силу противостоять возвеличиванию суррогата, триумфу пошлости и посредственности, зрелищной пустоте, вытесняющих все человеческое и духовное на культурной почве. Народное искусство способно препятствовать отнятию человека от его историко – культурного единства, от родной земли, опасности изменения психологии созидания в психологию разрушения.

Благодаря школам традиции, народное искусство функционирует как единая система, развивается по своим законам, воссоздает свой образ мира. На новый уровень актуальности сегодня выдвинулось значение школ традиций Палеха, Мстеры и Холуя в их высоком духовно – нравственном потенциале. Народное искусство влилось в образование, получая в нем все большую воспитательную роль и педагогическое значение в духовно – нравственном содержании.

Необходимость обращения к истокам народного искусства не является случайной. В наши дни Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушены традиции и связи, соединяющие старшее и младшее поколения. В связи с чем, очень важно возродить преемственность поколений, передать детям нравственные устои, патриотические настроения предыдущих поколений.

В результате проведенного исследования следует сформулировать некоторые важные выводы.

В различные периоды представление о художественном образе изменялось. Художественный образ является самой сущностью, основой искусства, на которой строятся все его жанры и виды. Художественный образ выступает как форма мышления в культуре и искусстве. Суть художественного образа заключается в обобщенном и в то же время в определенно чувственном воспроизведении жизни, пропущенном сквозь призму эмоционально – эстетической оценки автора. Художественный образ рождается в результате художественного творчества с помощью мысли, воображения, интуиции и переживаний художника. Сегодня понятие художественного образа вновь широко используется, помогая раскрыть своеобразие феномена искусства, его взаимосвязь со многими сферами культуры.

Народное творчество, являясь целостным и созидательным искусством, являет образы, несущие огромный жизненный смысл. Все вокруг сознавалось, выражалось, создавалось единой системой, начиная от самой маленькой вещи в доме, поле, и завершая самой деревней, природой вокруг. Рациональные вещи являлись следствием целесообразности гармоничного существования с миром. Для народного искусства характерны образы – типы, содержащие первооснову национальной культуры, а также то, благодаря чему образы становятся общенародными. Русское народное искусство, содержащее в себе глубинные мифопоэтические корни, со временем обогащалось и дополнялось христианским смыслом. Это связано с тем, что православие представляет собой существенный пласт русской духовной культуры.

Сформировавшись на основе традиции древнерусского искусства, художественные образы палехской школы лаковой миниатюры отразили в себе декоративно - орнаментальные черты «строгановского письма», связь образов с поэтическими фольклорными и былинными сюжетами. Основоположникам лаковой миниатюры в Палехе удалось первым из трех школ совместить традиции древнерусской живописи и декоративно – прикладного искусства, используя образы и сюжеты современной жизни, сказок и былин, классических произведений русской литературы. В дальнейшем появляется большое количество исторических и фольклорных образов, повествующих о вечной борьбе Добра и Зла, сюжетов и образов изображавших трудовые победы советского народа, используются женские образы, опоэтизтрованные образы крестьянского труда, лирико – поэтические образы, философско – сатирические образы.

Мстерское искусство возросло на почве древнерусской традиции, как и Палех, но в основе мстерского стиля иконописи лежала приверженность византийской традиции, «старое письмо» в новгородской, московской и строгановской манере. Изначально мстерское искусство мыслилось как пейзажное, художественные образы первых миниатюр строились на его основе. В дальнейшем появляются образы из современной новой советской жизни – героика революционных битв, повседневный мирный труд и быт, образы отдыха и досуга, сказочные, былинные, песенные, литературные сюжеты и образы, героические и историко – бытовые образы, фольклорные образы, образы сатирического, иронического и философского характера.

Путь Холуя к новому искусству был самым долгим и трудным, так как холуйская иконопись не имела развитой декоративной основы, как иконопись Палеха и Мстеры. Холуйский иконописный центр хранил традиции иконного письма старинного и греческого образца, фряжского письма, а также была развита академическая живопись маслом, возникшей на почве западной религиозной живописи. В отличие от Палеха и Мстеры холуйские мастера придавали большое значение образу человека как основой решения иконы. В дальнейшем эта традиция перешла и в искусство лаковой миниатюры. Первые работы холуйских миниатюристов содержали в себе образы современной им жизни. В дальнейшем появляются пейзажные образы, образы труда и отдыха советских людей, военные образы, сказочные и былинные образы, исторические образы, образы культуры и быта русского народа, образы ироничного характера.

Благодаря профессиональному образованию в области лаковой миниатюры Палеха, Мстеры и Холуя из поколения в поколение передается ценностное отношение к традиционной культуре, сохраняются и укрепляются родовые основы лакового искусства, пополняются ряды носителей этого уникального феномена. Обучение детей навыкам и умениям лаковой миниатюры и других народных художественных промыслов в общеобразовательных школах получает огромное социальное, воспитательное и образовательное значение.

Различия и самобытные традиции в лаковой миниатюре Палеха, Мстеры и Холуя заключаются в принципах образного решения, рисунке, композиции, колорите, пространственном построении. Каждый центр имеет собственные законы воплощения тем и сюжетов, свои традиции их выполнения, продиктованные творческими принципами промысла, мерой условности выразительных средств. Вместе с общими для всего народного искусства поэтичностью, сочетанием правды и вымысла, образным сопоставлением с природными формами, в Палехе, Мстере и Холуе есть местные их выражения.

Литература:

1) Бакушинский А. В., Масленников Н. Н. Русские художественные лаки. — М.: Всекохудожник, 1933.

2) Василенко В. М. Избранные труды о народном творчестве X–XX веков. М., 1974.

3) Лихачев, Д.С. О национальном характере русских // Вопр. философии. - 1990. - №4.

4) Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика / М. А. Некрасова. – М. : Изобразительное искусство, 1983.

5) Пирогова Л. Л. Русская лаковая живопись. XXI век. - М.: Интербук-бизнес, 2006.

Просмотров работы: 949