На сегодняшний день имеются негативные существенные изменения в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наблюдаются отрицательные явления: книги уходят на второй план, их заменителями становятся экраны компьютеров, телевизоров. Герои современных мультфильмов не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Часто родители некомпетентны в области духовно-нравственного воспитания своих детей. В лучшем случае у родителей имеются отрывочные знания о воспитании. Во многих семьях духовные ценности занимают далеко не центральное место в жизни, а иногда и вовсе отсутствуют. Не всегда родители понимают значимость, и необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Отсюда идет тенденция к искажению у детей представлений о патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.
Актуальность задачи духовно-нравственного воспитания находит свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Одной из задач в Стандарте является направленность на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…» [3, с. 4].
Исследователи в качестве эффективного средства духовно-нравственного воспитания детей рассматривают такие культурные артефакты как семейные ценности и традиции.
В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Взаимодействие с родителями должно проводиться по принципу «семья и дошкольное учреждение – единое воспитательно-образовательное пространство». Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Каждый воспитатель в силу имеющихся у него профессиональных знаний и педагогического опыта обязан оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, их интеграции и социокультурной адаптации.
Основными проблемами духовно-нравственного воспитания дошкольников являются:
Выбор оптимальных методов, приемов, содержания духовно-нравственного воспитания с учетом условий детского сада;
Поиск эффективных технологий партнерского взаимодействия педагогов и родителей с целью воспитания духовно – нравственных качеств личности детей в семье и дошкольном образовательном учреждении, укреплению семейных ценностей;
Оказание педагогической помощи родителям в осознании важности сохранения и передачи нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных нашими дедами и прадедами.
Согласно действующему Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольное образовательное учреждение оказывает помощь родителям в вопросах воспитания детей, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений (ст.44). Однако необходимо использовать индивидуальный подход к каждой семье, так как именно семья является институтом нравственных и духовных ценностей, характерных лишь для неё в каждом конкретном случае.
С целью изучения эффективности взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания старших дошкольников было проведено исследование на базе МДОУ «ЦРР-д/с № 113» г. Магнитогорска. Было обследовано 10 детей старшего дошкольного возраста, их семьи, также был проведен анализ планов образовательной работы ДОУ. Эффективность взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам приобщения детей к семейным традициям и ценностям мы оцениваем по следующим критериям:
Духовно-нравственное развитие детей, показателями чего являются: нравственные чувства (духовность); любовь к родителям, своей семье, проявление уважительного отношения к старшим; нравственные представления; знание своих родственников, семейных традиций, обычаев, праздников; нравственное поведение; желание следовать традициям своей семьи; участие ребёнка в семейных праздниках, общих семейных делах.
Готовность родителей к духовно-нравственному воспитанию, показателями являются: осознание родителями важности духовно-нравственного воспитания детей, проявление готовности к сотрудничеству в этом вопросе с педагогическим коллективом;
Качество взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей (внедрение в практику работы эффективных форм взаимодействия детского сада и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания).
Методику исследования составили: беседа с детьми «Моя семья, родословная семьи, традиции семьи»; анкетирование родителей «Семейные традиции и ценности»; анализ планов образовательной работы детского сада по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Данные методики были составлены на основе сборника диагностических методик по проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников под редакцией Т.М. Бабуновой, Н.И. Левшиной [2, c. 76 – 80]. Для изучения уровня знаний дошкольников о семье, родственных отношениях, семейных традициях с детьми была проведена индивидуальная беседа на тему: «Моя семья, родословная семьи, традиции семьи». Детям предлагалось ответить на перечень вопросов.
Анализ ответов детей показал, что все опрошенные дети смогли подобрать прилагательные, характеризующие семью. Все дети смогли рассказать, с кем они живут, в основном это их родители, братья, сестры. На вопросы «Как зовут твоих маму и папу, бабушку, дедушку?» 60 % детей дали не полный ответ, назвали только имена. Вопросы «Кто самый старший, младший в семье?» вызвали у некоторых детей затруднения. 70 % детей ответили верно, остальная часть опрошенных либо затруднились ответить, либо дали недостоверную информацию. В ответах детей на блок вопросов, направленных на изучение у детей понимания родственных связей, терминологии родства наблюдалось несоответствие в субординации родственных отношений. 30 % детей справились с поставленными вопросами, 70% опрошенных испытывали затруднения, на вопрос «Кто ты для бабушки?» в ответах детей звучало: племянница, дочка. На вопрос «Кто кому мама?», дети отвечали следующее: я, ребенку, бабушка. Опрос детей показал, что они любят своих близких, потому что те: «вкусно готовят, за то, что они рядом, родные, добрые, ухаживают…». Все опрошенные дети смогли сказать, где работают их родители, но затруднились назвать их профессии. Смогли назвать распределение ролей в семье. Часть детей затруднилась назвать праздники, которые отмечаются в семье. Остальная часть опрошенных назвала следующие праздники: Новый Год, Рождество, 8 Марта, День матери, День Рождения, Пасха. Из любимых для детей праздников были: Новый Год, Дни Рождения. В качестве форм досуга, проведения праздников, семьи выбирают поездки, походы в гости, ужины, и другие. Все опрошенные дети смогли назвать известные им сказки: «Курочка Ряба», «Золотая Рыбка», «Царевна Лягушка», «Заюшкина избушка», «Спящая красавица» и другие. Также детям было предложено перечислить известных им героев сказок, в ответах детей присутствовали следующие: Колобок, Баба, Дед, Волк, Лиса, Семь богатырей, Лягушка и другие. Опрос показал, что не всем детям родители читают сказки, только лишь 50% детей ответили положительно на вопрос, остальные 50 % ответили, что родители читают только их младшим братьям, сестрам, либо очень редко, только перед сном, либо дети читают себе сами. Все дети затруднились, не смогли с первого раза назвать традиции, принятые в их семьях, некоторые ответили, с помощью наводящих вопросов, в основном ответы были следующими: вместе убирать, готовить, играть, помогать родителям и так далее.
Анализ позволил выявить наиболее острые проблемы в области духовно-нравственного воспитания детей. Основными проблемами являются: неверное определение детьми названий родственных связей, незнание многих известных праздников, опрос показал, что современные родители редко читают детям книги, а также у детей не сформировано представление о семейных традициях.
Следующий метод диагностики – анкетирование родителей, позволяющее выявить уровень сформированных представлений о семье у родителей, выяснить существование традиций в семьях.
По результатам анкетирования родителей можно отметить, что у родителей существуют достаточные представления о семейных ценностях, (по мнению большинства – это правила, традиции, устои), но некоторые из них затруднились ответить на данный вопрос. Опрос показал, что для всех родителей важны семейные ценности (100%), семейными традициями называют совместные праздники: дни рождения, гражданские праздники, мероприятия, посещение культурно-развлекательных учреждений. У доминирующей части опрошенных в семьях празднуются следующие праздники: Дни рождения, государственные и народные праздники. Хранятся семейные фотоальбомы (100%), но не все родители уделяют достаточное внимание совместному просмотру фотографий вместе с детьми. Существует связь с прошлым – родители знают своих предков (дедушек, бабушек) (86, 9%), а вот предыдущие поколения (прабабушек, прадедушек) знает меньшая часть опрошенных, и соответственно, дети также не имеют представлений о своих родственниках. Однако лишь в некоторых семьях есть семейные реликвии: драгоценности, вещи предков, старые фотографии (39, 1%). Достаточно малый процент респондентов хранит в своих семьях свидетельства прошлого (письма, открытки) (21,7%), при этом, как правило, детям не показывают семейные реликвии. Лишь 8,6% процентов родителей знают о происхождении своей фамилии. На вопрос «Есть ли семейные традиции (собираться вместе всей семьей, организовывать совместные обеды, ужины)», все опрошенные ответили положительно. У большинства, под семейными традициями понимается: выезд на природу, совместный ужин, посещение театра, кино.
Для выявления эффективности взаимодействия ДОУ с семьей в области духовно-нравственного воспитания дошкольников, был проведен анализ образовательной программы, по которой работает детский сад № 113 г. Магнитогорска. Большее внимание при анализе программы уделялось изучению содержания и форм работы с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: единый подход к процессу воспитания ребёнка; открытость дошкольного учреждения для родителей; взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; уважение и доброжелательность друг, к другу; дифференцированный подход к каждой семье; равная ответственность родителей и педагогов.
Основной целью взаимодействия с родителями является возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс. Задачами являются: формирование психолого - педагогических знаний родителей; приобщение родителей к участию в жизни учреждения; оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей.
Содержание работы с семьями воспитанников построено по образовательным областям, учитывая возраст детей, ориентируясь на возрастные потребности дошкольников, интерес и запросы родителей, предъявляемые к детскому саду. С учетом возрастных особенностей дошкольников выбраны следующие направления работы с родителями:
Педагогический мониторинг (позволяет изучить своеобразие семей, особенности семейного воспитания, педагогические проблемы, которые возникают в разных семьях);
Педагогическая поддержка (осуществляется воспитателями, учитывая интересы родителей с целью удовлетворения сформировавшихся образовательных запросов родителей, педагог организует разные формы взаимодействия);
Педагогическое образование родителей (воспитатель учитывает развивающиеся возможности родителей и детей, помогает родителям устанавливать партнерские взаимоотношения с дошкольниками, увидеть перспективы их будущей жизни);
Совместная деятельность педагогов и родителей (заключается в организации совместных детско-родительских проектов поисково - познавательной и творческой направленности, организации различных форм совместной деятельности — игры, конкурсы, викторины, сюрпризы).
Результат анализа образовательной программы дошкольного учреждения показал, что в программе отражены формы работы ДОУ с семьей в области духовно-нравственного воспитания дошкольников. В детском саду находят свое место такие формы взаимодействия, как обращение к помощи родителей, обмен опытом между родителями.
При всем обилии различных форм взаимодействия, не акцентируется достаточное внимание на направлениях работы, связанных с расширением знаний детей о своей родословной, семейных обычаях, мало ведется работа с родителями по расширению духовно-нравственной культуры детей путем приобщения к книжной культуре через организацию семейного чтения.
С целью реализации задач духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, повышения родительской компетентности, а также для изучения семьи рекомендуется использовать активные формы работы: организовывать такие встречи с родителями, как «Семейные игры», «Что я знаю о своем ребенке», «Семья года», проводить нетрадиционные родительские собрания, дни открытых дверей, совместные праздники и развлечения, экскурсии, творческие семейные конкурсы, тематические встречи. Организовывать семейные клубы «Я и моя семья», с целью повышения нравственной культуры родителей. Также, уделять внимание индивидуальным запросам родителей, проводить консультации на возникающие у родителей вопросы.
Список использованной литературы:
Гущина, Н.А. Традиции семьи как фактор социализации ребенка в дошкольном детстве / Н. А. Гущина // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2013. - № 3-2. С. 53 – 60.
Диагностические методики по проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников: учеб. пособие / под ред. Т. М. Бабуновой, Н. И. Левшиной. – 2-е изд. испр. и доп. – Магнитогорск: МаГУ, 2008 – 161 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М.: УЦ «Перспектива», 2014 – 32 с.