ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОТЕСТНОЙ АКТИВНОСТИ В ПОДРОСКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОТЕСТНОЙ АКТИВНОСТИ В ПОДРОСКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Иванова М.В. 1, Ким К.В. 1
1Институт психологии СВФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность темы исследования. Явление протеста до сих пор остается недостаточно разработанной категорией, прежде всего российской психологической наукой. Наблюдается неразработанность собственного понятийного аппарата проблематики протеста, что существенно сужает объяснительные возможности различных подходов к изучению протестного поведения. В ряде работ исследование явления протеста строится на использовании конфликтной модели, согласно которой причиной и формой протеста является конфликт, начинающийся с борьбы за материальные или духовные ценности и неизбежно выливающийся в борьбу за изменение экономических и политических отношений. Поскольку протестное поведение в настоящее время наблюдается все чаще и чаще по всему миру, в нашей стране и даже в нашей республике, весьма актуально изучение протестного поведения различных возрастных групп.

Протест как психологический феномен — это паттерн поведения, направ­ленный против реальной или воображаемой угрозы безопасности, потери благ, нарушения личностных границ, а также ограничения свободы, самореализа­ции и масштаба личности. Протест может быть ситуативной реакцией и устой­чивой личностной характеристикой (протестность) и сопровождаться субъ­ективным переживанием несправедливости, унижения, угрозы потери благ, свободы, достоинства и ценностей.

Протест может иметь как конструктивные, так и деструктивные проявления. Деструктивный протест, проявляясь в гипертрофированном виде как жесткое отстаивание своих позиций в ущерб ин­тересам других, провоцирует конфликты и насилие, создает угрозу безопасности, как для субъекта, так и для социума в целом. Он может протекать в латентном виде (скрытое недовольство) и наряду с внутриличностным конфликтом приводить к выраженной дезадаптации и сопротивлению к освоению соци­ально полезных навыков.

Необходимо отметить, что к протесту склонны не только фрустрированные низкостатусные личности (маргиналы), протест которых обусловлен неудо­влетворенностью основных витальных потребностей, но и люди со средним и даже высоким статусом, которые оценивают невозможность реализации их амбиций и масштаба личности как несправедливость.

целью данной работы является изучение протестной активности различных преставителей возрастных групп населения г. Якутска.

Гипотеза 1: Готовность к протестной активности имеет возрастную специфику.

Гипотеза 2: Формы протестной активности различаются по возрасту

Предметом исследованияявляется протестная активность

Обьектом исследования является общей численность 60 человек в возрасте от 15 до 30 лет, представители двух возрастных групп: подростковый возраст 30 человек, юношеский возраст 30 человек.

Методом исследования выступил опросник А.Ш.Гусейнова «Протестная активность личности» [2].

При исследовании протестной активности двух возрастных групп получены результаты, представленные на рис.1.

Рис.1. Общий показатель протестной активности

в подростковой и молодежной группе

p=0,002

Из рис.1. видно, что у юношеского (среднее значение=84,9) и подросткового возраста (среднее значение =74,8) отмечается, довольна высокая готовность к протесту; выбор паттернов протеста (поведенческие проявления); косвенные показатели предрасположенности к протесту: неудовлетворенность, неприятие ситуаций, провоцирующих протест, идентификацию с лицами, проявляющими протестную активность и т. п.

Социальный протест молодежи — это попытка построить собственную систему ценностей, найти новые цели и принципы, которые придадут смысл и направленность их жизни, а согласие и сотрудничество с другими ощущается как угроза своей идентичности. В этом контексте протест обусловлен логикой реализации собственных жизненных задач, ценностями и внутренними смыслами личности.

Высокий показатель готовности к протесту у подростков можно связать с переходным возрастом, когда они ощущают чувства взрослости, самостоятельности, первые поиски смысла жизни и собственной индивидуальности, первые попытки найти себя и утвердиться в обществе взрослых. Данные были подтверждены с помощью статистического анализа по H-критерию Краскела — Уоллиса. Существуют различия при p=0,002

В рамках данной методики существует возможность выявления форм протестной активности личности, предложенные А.Ш. Гусейновым – шкалы негативизм, эмансипация, оппозиция, аномия, эскапизм. Данные по возрастным группам отражены на рис.2.

Рисунок 2. Сравнительный анализ по формам протестной активности личности

р=0,001

Высокие значения по шкале эскапизма у подросткового (средний ранг 72,45) и юношеского (средний ранг 84,67) возраста означает демонстративный уход от проблем, которые субъект хочет решать самостоятельно, но не способен решить сам. В результате неприятия других, несогласия с ними, нежеланием сотрудничать и принимать помощь формируется агрессия, а затем обида. Иными словами, у лиц с высоким уровнем эскапизма внешний конфликт (конфликт с группой) сочетается с внутриличностными противоречиями, поскольку эти личностные особенности не способствуют успеху реализации благих начинаний. Это трактуется как стремление уйти от действительности в мир иллюзий, фантазии в ситуации кризиса, бессилия, отчуждения.

Высокие значения по шкале оппозиции в юношеском возрасте (средний ранг 88,35) определяется завышенными претензиями к деятельности и поведении, излишними ограничениями, невниманием к его интересам окружающих взрослых. Реакция оппозиции может быть вызвана и чрезвычайными требованиями к нему, непосильной для него учебной или какой-либо другой нагрузкой, конфликтами в семье, учебной неуспеваемостью, несправедливостью. В зависимости от характерологических и эмоциональных особенностей человека протест иногда проявляется активно в виде грубости, агрессивности, жестокости, демонстративных попыток самоубийства и т.п., или в пассивной форме — в виде отказа от еды, прогулов занятий и побегов из дома.

Таким образом, в ходе проделанной работы выявлено, что готовность к протестной активности имеет возрастную специфику: у юношеского (среднее значение=84,9) и подросткового возраста (среднее значение =74,8) отмечается довольно высокая готовность к протесту. Это подтверждается с помощью статистического анализа по H-критерию Краскела — Уоллиса, готовность к протесту=0,002 при уровне значимости

Просмотров работы: 770