Протест как психологический феномен — это паттерн поведения, направленный против реальной или воображаемой угрозы безопасности, потери благ, нарушения личностных границ, а также ограничения свободы, самореализации и масштаба личности. Протест может быть ситуативной реакцией и устойчивой личностной характеристикой (протестность) и сопровождаться субъективным переживанием несправедливости, унижения, угрозы потери благ, свободы, достоинства и ценностей.
Протест может иметь как конструктивные, так и деструктивные проявления. Деструктивный протест, проявляясь в гипертрофированном виде как жесткое отстаивание своих позиций в ущерб интересам других, провоцирует конфликты и насилие, создает угрозу безопасности, как для субъекта, так и для социума в целом. Он может протекать в латентном виде (скрытое недовольство) и наряду с внутриличностным конфликтом приводить к выраженной дезадаптации и сопротивлению к освоению социально полезных навыков.
Необходимо отметить, что к протесту склонны не только фрустрированные низкостатусные личности (маргиналы), протест которых обусловлен неудовлетворенностью основных витальных потребностей, но и люди со средним и даже высоким статусом, которые оценивают невозможность реализации их амбиций и масштаба личности как несправедливость.
целью данной работы является изучение протестной активности различных преставителей возрастных групп населения г. Якутска.
Гипотеза 1: Готовность к протестной активности имеет возрастную специфику.
Гипотеза 2: Формы протестной активности различаются по возрасту
Предметом исследованияявляется протестная активность
Обьектом исследования является общей численность 60 человек в возрасте от 15 до 30 лет, представители двух возрастных групп: подростковый возраст 30 человек, юношеский возраст 30 человек.
Методом исследования выступил опросник А.Ш.Гусейнова «Протестная активность личности» [2].
При исследовании протестной активности двух возрастных групп получены результаты, представленные на рис.1.
Рис.1. Общий показатель протестной активности
в подростковой и молодежной группе
p=0,002
Из рис.1. видно, что у юношеского (среднее значение=84,9) и подросткового возраста (среднее значение =74,8) отмечается, довольна высокая готовность к протесту; выбор паттернов протеста (поведенческие проявления); косвенные показатели предрасположенности к протесту: неудовлетворенность, неприятие ситуаций, провоцирующих протест, идентификацию с лицами, проявляющими протестную активность и т. п.
Социальный протест молодежи — это попытка построить собственную систему ценностей, найти новые цели и принципы, которые придадут смысл и направленность их жизни, а согласие и сотрудничество с другими ощущается как угроза своей идентичности. В этом контексте протест обусловлен логикой реализации собственных жизненных задач, ценностями и внутренними смыслами личности.
Высокий показатель готовности к протесту у подростков можно связать с переходным возрастом, когда они ощущают чувства взрослости, самостоятельности, первые поиски смысла жизни и собственной индивидуальности, первые попытки найти себя и утвердиться в обществе взрослых. Данные были подтверждены с помощью статистического анализа по H-критерию Краскела — Уоллиса. Существуют различия при p=0,002
В рамках данной методики существует возможность выявления форм протестной активности личности, предложенные А.Ш. Гусейновым – шкалы негативизм, эмансипация, оппозиция, аномия, эскапизм. Данные по возрастным группам отражены на рис.2.
Рисунок 2. Сравнительный анализ по формам протестной активности личности
р=0,001
Высокие значения по шкале эскапизма у подросткового (средний ранг 72,45) и юношеского (средний ранг 84,67) возраста означает демонстративный уход от проблем, которые субъект хочет решать самостоятельно, но не способен решить сам. В результате неприятия других, несогласия с ними, нежеланием сотрудничать и принимать помощь формируется агрессия, а затем обида. Иными словами, у лиц с высоким уровнем эскапизма внешний конфликт (конфликт с группой) сочетается с внутриличностными противоречиями, поскольку эти личностные особенности не способствуют успеху реализации благих начинаний. Это трактуется как стремление уйти от действительности в мир иллюзий, фантазии в ситуации кризиса, бессилия, отчуждения.
Высокие значения по шкале оппозиции в юношеском возрасте (средний ранг 88,35) определяется завышенными претензиями к деятельности и поведении, излишними ограничениями, невниманием к его интересам окружающих взрослых. Реакция оппозиции может быть вызвана и чрезвычайными требованиями к нему, непосильной для него учебной или какой-либо другой нагрузкой, конфликтами в семье, учебной неуспеваемостью, несправедливостью. В зависимости от характерологических и эмоциональных особенностей человека протест иногда проявляется активно в виде грубости, агрессивности, жестокости, демонстративных попыток самоубийства и т.п., или в пассивной форме — в виде отказа от еды, прогулов занятий и побегов из дома.
Таким образом, в ходе проделанной работы выявлено, что готовность к протестной активности имеет возрастную специфику: у юношеского (среднее значение=84,9) и подросткового возраста (среднее значение =74,8) отмечается довольно высокая готовность к протесту. Это подтверждается с помощью статистического анализа по H-критерию Краскела — Уоллиса, готовность к протесту=0,002 при уровне значимости