ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГРАФФИТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГРАФФИТИ

Синявский Г.Г. 1, Прокопьева Н.Ю. 2
1Северо-Восточный федеральный университет, Институт психологии
2Северо-Восточный федеральный университет,Институт психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из явлений современности, приобретших массовый характер в молодёжной среде, стало разрисовывание городского ландшафта – так называемое граффити (от итальянского Graffito – “нацарапанный”), как не институциональные надписи и рисунки, созданные от руки и носящие анонимный характер. К нему обычно относят практически каждый тип уличного раскрашивания стен, на которых обнаруживается разное: от обычных примитивных слов до необычных картин, поражающие людей своей красотой.

Согласно исследованиям (Скороходова А.С., 1998), основным мотивом подростков, занимающихся граффити является стремление, жажда, рассказать всем о своем существовании и таким образом, добиться признания, узнавания, уважения. Кроме того, здесь можно наблюдать и протестное поведение против существующих культурных норм и правил, а также и развлекательный мотив «мне нравится рисовать, а где неважно».

Нами было сформулировано предположение о том, что подростки, занимающиеся граффити, таким образом реализуют себя и в структуре их личности будет преобладать рефлексивное «Я», как отражение своей уникальной идентичности, как стремление поведать миру о себе и своих переживаниях. Для проверки гипотезы мы использовали модифицированный тест КунаМакпартленда (модификация Т.В. Румянцевой) - “Кто Я”, представляющий собой не стандартизированное описание себя в произвольной форме. Модификация Т.В.Румянцевой состоит из 24 параметров, которые, соединяясь, образуют семь общих показателей-компонентов идентичности: социальное «Я», коммуникативное «Я», материальное «Я», физическое «Я», деятельное «Я», перспективное «Я», рефлексивное «Я».

В исследовании приняли участие две группы подростков. В первую группу вошли подростки, которые систематически занимаются граффити, вторую группу составили люди, которые никогда не занимались граффити (или только один раз, чтобы попробовать).

Рис. 1 Идентификационная матрица двух групп

Анализ идентификационной матрицы подростков показывает преобладание «рефлексивного и социального Я», а также «физического Я» и «перспективного Я». В матрице совсем не представлены «коммуникативное Я», как осознание своей принадлежности к группе друзей, «материальное и деятельное Я», как отношение к материальным благам и реализация себя через продуктивную деятельность. Указанные особенности говорят о специфике изучаемой группы.

Если в первой группе рефлексивное Я является доминирующим, т.е. подросток реализует себя через рисование, то во второй группе начинает играть заметную роль социальное Я (учебно-профессиональная идентичность, этническая, религиозная, половая идентичность). Если сравнить матрицу идентичностей подростков, то можно отметить, что у подростков, не занимающихся граффити, присутствует перспективное «Я», т.е. есть намерения, желания, мечты, связанные со своим будущим. В то время как в другой группе присутствует физическое «Я», у них же реализация идет через свою внешнюю привлекательность.

Сравнение двух групп по U – критерию Манна – Уитни показало, что существуют различия между группами (0,011, p≈0,05) по шкале рефлексивное «Я». Подростки, занимающиеся граффити, демонстрируют большую уверенность в неповторимости самих себя, своей исключительности, стремлении выделиться среди остальных сверстников, доказывая всем, что они отличаются и имеют свою неповторимую личность.

По шкале «социальное Я», по U – критерию Манна – Уитни, было обнаружено значимое различие (0,002, p≈0,01) между двумя группами. У подростков, не занимающихся граффити, «Я» социальное выражено очень выпукло, это свидетельствует о том, что они свою идентичность выстраивают через социальное взаимодействие, через принадлежность к различным социальным группам. В то время, как в первой группе, идет утверждение персональной идентичности («Я клёвый», «Я супер»). Кроме того, хочется отметить, что в идентификационной матрице подростков, не занимающихся граффити, имеет место «перспективное Я», как нацеленность в будущее, как возможность реализовать себя в различных сферах жизнедеятельности (семья, профессия, хобби, спорт и т.п.). В то время как в матрице подростков, занимающихся граффити, выделяется «физическое Я», как заявление о себе (красивый, умный, с параметрами 90-60-90, люблю быструю езду и т.п.), утверждение «Я» через личностную неповторимость.

Таким образом, можно утверждать, что блокирование потребности в принадлежности (ближайшее окружение не проявляет внимания, заботы, интереса) в подростковом возрасте создает невротическое стремление громко заявить о себе, напомнить о себе и своей исключительности.

Литература

  1. Скороходова А.С. Граффити: значение, мотивы, восприятие // Психологический журнал. Т. 19. 1998. №1

Просмотров работы: 935