Маркетинг является неотъемлемой частью эффективного менеджмента физкультурно-спортивной организации. В управлении маркетинговой деятельностью существует много проблем, влияющих на эффективность функционирования организации[1]. Для того чтобы решить эти проблемы, необходимо четко определить объекты, функции и методы управления[4].
В ходе исследования мы предполагаем, что управление маркетинговой деятельностью физкультурно-спортивной организации будет эффективным, если: будет изучена степень разработанности проблем управления маркетинговой деятельностью в физкультурно-спортивной организации; будут изучены основные элементы управления маркетинговой деятельностью в физкультурно-спортивной организации; будет проведен анализ внешней и внутренней среды физкультурно-спортивной организации; будет сформирована маркетинговая стратегия физкультурно-спортивной организации; будут изучены основные показатели эффективности маркетинговой деятельности физкультурно-спортивной организации.
Исследование поможет разработать практические рекомендации по эффективному управлению маркетинговой деятельностью физкультурно-спортивной организации.
В ходе анализа и обобщения литературных источников, а также первых практических шагов отечественных физкультурно-спортивных организаций в управлении маркетингом было выявлено, что анализ рыночных возможностей предусматривает изучение и оценку внешней и внутренней среды организации, а именно: изучение основных направлений и перспектив развития мирового и отечественного физкультурно-спортивного (олимпийского, паралимпийского) движения, рынка отрасли «Физическая культура и спорт», его индустрии и нормативно правовой базы; анализ образа и стиля жизни населения, изучение нужд и потребностей различных категорий и групп населения в занятиях физическими упражнениями и спортом, выявление реальных и потенциальных клиентов физкультурно-спортивной организации; сегментирование рынка, представленного реальными и потенциальными клиентами спортивной организации, выбор рыночных сегментов, которые организация может обслужить лучше всего и на которых она сосредоточит свои основные усилия; анализ внутренней среды спортивной организации: оценка финансовых, материально-технических, кадровых и других возможностей, профессиональной готовности коллектива организации к работе с целевыми группами клиентов; изучение конкурентной среды; изучение возможностей привлечения дополнительных бюджетных и внебюджетных средств за счет программно-целевого финансирования физкультурно-спортивной работы с населением из государственных, муниципальных бюджетов, государственных внебюджетных фондов и негосударственных источников финансирования, получения беспроцентных и льготных кредитов, льготного налогообложения и др[3].
После того как было проведено изучение внешней (в первую очередь, рыночной) и внутренней среды физкультурно-спортивной организации, состоялась оценка рыночной ситуации и ее перспектив, наступает этап формулировки миссии и маркетинговых целей организации[3].
Следующий элемент управления маркетинговой деятельностью – содержательное формирование стратегии маркетинга, которое требует последовательного решения трех задач: 1) установления спектра маркетинговых проблем, с которыми приходится сталкиваться физкультурно-спортивной организации, действуя в русле выбранной модели рыночного поведения; 2) определения конкретных способов разрешения данных проблем; 3) принятия решения о способах (критериях) отбора вариантов, наиболее приемлемых для конкретной организации и ее клиентов[4].
После того как установлены основные проблемы маркетинговой деятельности и определены возможные способы их разрешения, наступает этап принятия решения о выборе наиболее приемлемых вариантов. Данная процедура осуществляется последовательно: 1. Исключение заведомо невыполнимых вариантов решения маркетинговых проблем; 2. Отбор вариантов по критерию соответствия характеристикам потребностей и спроса реальных и потенциальных клиентов физкультурно-спортивной организации; 3. Сравнительная оценка экономической эффективности имеющихся альтернативных вариантов; выбор наиболее экономически выгодных решений; 4. Отбор по уровню социальной полезности маркетинговых программ; 5. Корректировка поставленных целей, амбиций, миссии физкультурно-спортивной организации[4].
Практическая значимость исследования маркетинговой деятельности физкультурно-спортивной организации заключается в разработке рекомендаций, которые могут быть использованы руководителями отдельных спортивных организаций и сооружений. К числу конкретных разработок, имеющих практическое значение, можно отнести рекомендации по выбору организационно-правовых форм для спортивных организаций; рекомендации по управлению платными услугами, предоставляемыми спортивными организациями; разработку комплексной маркетинговой стратегии спортивной организации.
Список литературы
Састамойнен, Т.В. Менеджмент физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высшего образования / [Т.В. Састамойнен, Т.Э. Круглова, Т.С. Чернецкая и др.]. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 240с. – (Сер. Бакалавриат).
Посошков, И.Д. Управление спортивными организациями в рыночных условиях / И.Д. Посошков. // Электронные текстовые данные — 08.00.05 — Санкт-Петербург, 2000 – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/upravlenie-sportivnymi-organizatsiyami-v-rynochnykh-usloviyakh
Степанова, О.Н. Управление маркетинговой деятельностью в физкультурно-спортивной организации: концептуальный подход и элементы технологии / О.Н. Степанова. // Журнал физкультура и спорт. – Москва, 2005 – Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/TPFK/2005N2/p42-46.htm – Примечание («Электронная версия печатной публикации»).
Степанова, О. Н. Маркетинг в физкультурно-спортивной деятельности [Текст]: учебное пособие / О. Н. Степанова. – М.: Советский спорт, 2008. – 480 с.