МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Маликов Д.Г. 1
1Новосибирский государственный университет экономики и управления
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в науке нет твердо сложившегося методологического подхода к построению механизмов экономического развития муниципального образования (МО) при переходе к инновационной экономике.

Актуальность статьи обусловлена огромным вниманием высших лиц РФ к инновационному пути развития страны, где в первую очередь важна роль малой административно-территориальной единицы – муниципального образования.

Целью настоящей статьи является выявление возможностей для реализации инновационного потенциала муниципального образования. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

  • определить термин «инновационная экономика» с учетом особенностей муниципального образования;

  • провести анализ опыта муниципальных образований Новосибирской области и других субъектов РФ в инновационной сфере;

  • предложить варианты создания благоприятного климата для реализации инновационного потенциала, опираясь на нормативно-правовые акты РФ.

Необходимо определить, что такое «инновационная экономика» для МО. Учитывая особый статус МО, тип инновационной экономики становится типом, основанным на появлении инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании производства, малых и средних предприятий, использование новейших технологий практически во всех сферах жизни общества, большой потенциал знаний и научно-практического подхода к управлению. Предполагается, что при такой модели в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не индустриальная экономика и не концентрация капитала.

Для решения проблем в построении модели «экономики знаний» органам представительной и исполнительной власти муниципального образования предлагается разработать и согласовать стратегии, программы развития инновационного предпринимательства на соответствующей территории и обеспечить их выполнение. Естественно, программы невозможно создать краткосрочные, работа в данном направлении требует до десятка лет.

Местное самоуправление является совокупностью интересов социальных институтов: семьи, образования, государства и, конечно, бизнеса. Порой экономические интересы не всегда когерентны потребностям местного общества, которое для роста экономической активности должно эффективно использовать местный интеллектуальный потенциал и природные ресурсы.

В построении инновационной экономики нужно учитывать интересы и особенности трех составляющих: органов власти, науки и бизнеса. В настоящее время на местном уровне производится разработка эффективного механизма, которое обеспечит взаимодействия этих трех составляющих. В Новосибирской области, образованный в 1979 году и получивший в 2003 году статус наукограда р.п. Кольцово – муниципалитет, который является отличным примером взаимодействия власти, интеллекта и бизнеса. В Кольцово имеются две школы по профилям английского языка и биотехнологий, МО активно взаимодействует с ВУЗами и НИИ города Новосибирска и др. Научно-производственный комплекс поселка городского типа представлен пятью учреждениями: Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор», ООО НПФ «Исследовательский центр», ЗАО «ИмДи», ЗАО «Вектор-БиАльгам», Группа компаний «Диа-Веста». В инновационной инфраструктуре присутствуют очень важные элементы, такие как: бизнес-инкубатор, который позволяет формировать благоприятные условия для возникновения и развития малого бизнеса; технопарк, который выполняет функцию универсальной среды для коммерциализации научно-исследовательских разработок; учрежденный местной администрацией инновационной центр, миссией которого является формирование и развитие наукоемкой бизнес-среды в наукограде Кольцово и содействие наукоёмким организациям области. Местная администрация ежегодно проводит конкурсы поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, инновационного предпринимательства и инновационной деятельности. Все перечисленные субъекты находятся в механизме непрерывного взаимодействия.

Но в области такой механизм в единственном числе. На территории должны создаваться условия, чтобы муниципальные районы могли организовать подобного рода механизмы построения экономики знаний. Существует ряд районов, в которых нет ни институтов, ни объектов инновационной инфраструктуры, ни наукоёмких предприятий и даже учреждений среднепрофессионального образования. В 2011 году шла речь о создании в каждом районе области бизнес-инкубаторов, но данная инициатива так и осталась на уровне слухов.

Для решения данного вопроса предлагается на региональном уровне разработать программу создания и развития инновационной инфраструктуры области, где будут интегрированы учебные заведения, научно-исследовательские институты, крупные промышленные предприятия, консалтингово-аутсорсинговые фирмы, что может поспособствовать к развитию территории в целом: будет дан толчок к развитию малого и среднего бизнеса, созданы новые рабочие места, увеличен интеллектуальный потенциал, разработаны новые технологии, которые в совокупности дадут огромный экономический рывок.

Интерес руководителей МО к сотрудничеству, когда «наука» реально снижает затраты на ЖКХ, стабилизирует сельскохозяйственное производство, закладывает возможность производства высокотехнологичной продукции, в том числе обладающей экспортным потенциалом. Таким образом, закладывается механизм устойчивого социально-экономического развития муниципального образования. Опыт убедил, что совместные усилия власти, бизнеса и науки, направленные на взаимовыгодное сотрудничество в границах одной территории, позволяют получить значительный экономический и социальный эффект.

Создание комплекса проектов под общей концепцией формирования у жителей муниципальных образований мотивации инновационного мышления и повышение уровня их социальной активности на примере реализации апробированных проектов, которые отражают специфику и проблемы каждого МО, может поспособствовать активизации одного из главных ресурсов - населения.

Устоявшийся дефицит собственных денежных средств и низкий прирост инвестиционных ресурсов в МО крайне ограничивают развитие предпринимательства, особенно инновационного, и МО не способны обеспечить финансами даже мелкие стартапы. Естественно, что на прямое финансирование со стороны муниципальных образований рассчитывать не приходится, если даже проект имеет высокую оценку с ожиданием приличных коммерческих результатов. В российском законодательстве имеется опыт Кемеровской области, где были апробированы некоторые механизмы при реализации инновационных проектов. Так, в Налоговом Кодексе РФ (ч. II , глава 25 «Налог на прибыль организаций») заложен финансовый смысл Фонда технологического развития, который признает для целей налогообложения в пределах 1,5 процента доходов (валовой выручки) налогоплательщика. Применительно к рассматриваемой теме можно сказать, что предприятия, хозяйствующие на территории МО, имеют возможность до 1,5% налогооблагаемой базы отчислять в местный фонд технологического развития, относя перечисленную сумму на себестоимость продукции (услуг). Конкретные фонды могут создаваться как органами местной власти, так и коммерческими предприятиями.

Еще одним правовым рычагом развития инновационного пространства МО можно считать другой, более доступный механизм, который предполагает образование простого товарищества в соответствии с главой 55 ГК РФ, доступный для извлечения прибыли только индивидуальным предпринимателям и коммерческим структурам. Также возможна консолидация инвестиционной деятельности единиц бизнеса на основании ФЗ «Об инвестиционном товариществе», при которой становится более инвестиционно привлекательны для иностранных инвесторов российское бизнес-пространство. Опытные практики рекомендуют для данной формы взаимодействия доверительные отношения между участниками и инвестиционные проекты размером до 150 млн.руб., что в целом является наиболее приемлемой моделью для небольших МО. Появляется возможность реализовать инвестиционные проекты без привлечения кредитных средств, снизить риски при инвестировании, иметь налоговые преимущества в плане уплаты НДС управляющему и НДФЛ у индивидуальных предпринимателей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Налоговый Кодекс РФ - статья 262

2 Федеральный закон от 28.11.2011 N 335-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об инвестиционном товариществе"

3 Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О науке и государственной научно-технической политике" - глава 4, статья 15

4 Ветров Г.Ю., Ланцев Д.М. Проблемы и перспективы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований России.//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №2 (319), 2007

5 Куликова Е. Оптимизация бизнеса с помощью инвестиционного товарищества // Журнал «Финансовый директор», №9 за 2012 год

6 Никитенко С.М. Об особенностях управления в муниципальных образованиях// Фундаментальные исследования . 2008. №12. С.33-36.

7 Никитенко С.М. Инновационное предпринимательство как фактор устойчивого экономического развития муниципального образования // Креативная экономика. — 2008. — № 11 (23). — c. 86-90.

8 Российский фонд технологического развития [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.rftr.ru

Просмотров работы: 911