В данной статье мы представим проект на тему: «Чему учат детские рассказы Николая Носова». Николай Носов писал небольшие юмористические, поучительные рассказы о детях, об их проступках и подвигах. Ребенок, читая рассказы Носова, не может от них оторваться, они затягивают своей простотой и интересным незатейливым сюжетом.
Данный проект посвящен поиску информации о жизни и творчестве Николая Носова. В процессе выполнения проекта у детей развивается познавательная активность, творческие способности, формируется интерес к прочтению книг и доброжелательное отношение друг к другу при работе в группах.
Целью проекта является знакомство учащихся с творчеством писателя Николая Николаевича Носова, его биографией и рассказами.
Для реализации поставленной цели, были определены следующие задачи:
Обучающие – научить детей принятию самостоятельных решений, умению ставить задачи и задавать вопросы, умению работать в команде.
Развивающие – развивать у учащихся познавательную активность и творческие способности.
Воспитательные – воспитывать интерес к книгам и доброжелательное отношение друг к другу при работе в группах.
Участниками проекта являются ученики 3 класса и учитель.
Работа над проектом проходила в 4 этапа:
Мотивационный этап.
Учитель заявляет о том, что предстоит работа над созданием проекта по внеклассному чтению, создает положительный мотивационный настрой.
Планирующий – подготовительный этап.
На этом этапе учитель сообщает детям тему проекта по внеклассному чтению. Класс делится учителем на 4 группы и раздается задание по проекту каждой группе:
Задание для всех: прочитать рассказы из предоставленного списка литературы. Список литературы:
Рассказы Н. Носова:
«Затейники»
«Фантазеры»
«Огородники»
«Автомобиль»
«Огурцы»
«Живая шляпа»
«Заплатка»
1 группа: Представление биографии Н. Н. Носова.
2 группа: Инсценировка отрывка из рассказа «Огородники».
3 группа: Игра «Угадай-ка».
4 группа: Викторина по рассказам из рекомендательного списка.
Информационно-операционный этап.
На этапе сбора информации ученики находят и читают рассказы из списка литературы, подбирают необходимый материал по биографии писателя, также готовят инсценировку отрывка одного из рассказов, т.е. разбор ролей, создание реквизитов; игру и викторину по всем рассказам из списка литературы. Учащиеся могли искать информацию в городских и школьных библиотеках, а также в сети Интернет.
Рефлексивно-оценочный этап.
На этом этапе идет представление и защита проектов, выполненных группами. Учитель сообщает тему урока «Рассказы Николая Носова». Далее идет выступление групп.
1 группа демонстрирует биографию Николая Носова в виде презентации. Рассказывают о детстве писателя, его родном городе, о творчестве, также повествуют историю о том, как и почему Носов начал писать свои рассказы для детей. Остальные дети внимательно слушают и смотрят показ слайдов.
Далее 2 группа показывает инсценировку отрывка из рассказа «Огородники». Дети подготовили в свободном месте кабинета необходимые реквизиты к показу отрывка (лопаты, пень, таблички с номерами, пугало, красное знамя) и показали инсценировку. Задача остальных ребят – по инсценировке узнать рассказ и определить в чем заключается основная мысль рассказа. Дети с легкостью узнают рассказ «Огородники», так как ребята показали сценку очень артистично, будто сами поучаствовали в соревновании за красное знамя. Также ребята определяют основную мысль рассказа – к выполнению своей работы нужно относиться ответственно и добросовестно, тогда ты будешь доволен своим результатом.
После инсценировки дети 3 группы проводят игру «Угадай-ка». Ученик выходит к доске зачитывает фразу: «Давай, Петя, себе тоже сделаем домик, как у тех поросят, что в сказке?». Ребята узнают рассказ «Затейники» по двум приметам: дети хотят сделать себе домик, и упоминается сказка о трех поросят. После того как произведение угадано, участник из группы задаёт вопрос детям из класса: «Почему ребята больше не хотели играть в «Три поросенка»?». Дети размышляют над этим вопросом. В таком ритме проходит игра: озвучивание фразы, узнавание рассказа и вопрос для того, чтобы проверить, как дети поняли смысл рассказа. Перечень вопросов:
«Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять?». Рассказ «Живая шляпа». В кого мальчишки хотели стрелять картошкой и зачем им это понадобилось?
«Нет, не украл, а так просто… Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, я и взял». Рассказ «Огурцы». Что сделал Котька с ворованными огурцами?
«Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну, ничего. Когда-нибудь оторвется - обязательно сам пришью». Рассказ «Заплатка». Почему Бобке пришлось перешивать его первую заплатку?
«Штаны - это ничего, зашить можно, а коленки сами заживут. Мне вот только шофёра жалко: ему, наверно, из-за нас достанется». Рассказ «Автомобиль». Как мальчики решили искупить свою вину?
«Как же теперь отдельно, когда у нас столько вскопано! Вот не получим из-за тебя красного знамени». Рассказ «Огородники». Почему главный герой рассказа не ушел от Мишки в другую команду?
«А я один раз купался в море, и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила». Рассказ «Фантазеры». Почему мальчикам не понравился Игорь?
Затем 4 группа проводит викторину по прочитанным рассказам. Каждый участник группы приготовил по три вопроса к рассказу таким образом, что 2 вопроса посвящены знанию текста, а 3 вопрос охватывает воспитательную направленность рассказов. Ученик из группы выходит к доске, озвучивает название рассказа и задает придуманные им три вопроса. Задача остальных детей – ответить на эти вопросы. Ответив на все вопросы викторины, ребята должны сделать вывод: «Чему учат детские рассказы Николая Носова». Викторина по рассказам Н. Носова:
Рассказ «Огородники»:
1. Что решили написать на красном знамени?
2. Что мешало Мишке вскопать огород?
3. Почему мальчики не успели вскопать свой участок?
Рассказ «Огурцы»:
1. Куда Павлик с Котькой пошли в начале рассказа?
2. Кто заметил Котьку и Павлика на колхозном огороде?
3. Как ты думаешь, почему Котька признался сторожу, что он принес не все огурцы?
Рассказ «Автомобиль»:
1. Что сделали мальчики, когда шофер сел в машину?
2. Что сделал Мишка, когда милиционер засвистел в свисток?
3. Почему ребята решили написать письмо милиционеру?
Рассказ «Живая шляпа»:
1. Что упало с комода на пол?
2. Кто сидел под шляпой?
3. Как нужно было поступить мальчикам в данной ситуации?
Рассказ «Затейники»:
1. Какую сказку читали ребята в рассказе?
2. Кто в домике тронул Петю за ногу?
3. Что автор хотел донести до детей этой историей?
Рассказ «Фантазеры»:
1. Кто в Африке съел Стасика?
2.С кем мальчики решил поделиться мороженым?
3. Как ты думаешь, можно ли мальчиков назвать врунами?
Рассказ «Заплатка»:
1.Как Бобка порвал штаны?
2.Чем Бобка обвел заплатку?
3. Почему Бобка пожалел, что у него не оторвалась пуговица?
По окончании выступления 4 группы ученики делают вывод о том, что интересные и задорные рассказы Николая Носова несут в себе немалый поучительный смысл. Рассказы учат честности, добросовестности в делах, думать о последствиях своих поступков, справляться со своими страхами, не обманывать людей для своей выгоды. Также учитель просит детей оценить работу каждой из групп: понравилось ли выступление группы, что можно было бы добавить или изменить. Проводится самооценка настроения в процессе урока, в виде сигнальных карточек (зеленая карточка – у меня отличное настроение; синяя карточка – у меня не очень хорошо настроение; красная карточка – у меня плохое настроение).
В результате нашего проекта дети познакомились с творчеством детского писателя Николая Носова. Ученики научились самостоятельно добывать нужную информацию, развивали творческие способности и умение задавать вопросы и отвечать на них. Ребятам было интересно и занимательно поучаствовать в таком виде работы. Использование метода проектов на уроках внеклассного чтения вовлекает детей в мир книг, и открывает широкие возможности для индивидуального детского творчества.