ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Произошедшее к концу XX в. резкое изменение социально-экономического строя в России, отказ от прежней идеологии, негативные миграционные и демографические процессы повлекли за собой перемены в положении личности в обществе. С одной стороны, личность стала более свободной, менее зависимой от государства, а с другой стороны, она во многом утратила свою значимость как социальная единица.

Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми.

По статистике каждый год почти 100 тыс. детей остаются без попечения родителей, 760 тыс. детей в нашей стране живут в социально-опасных условиях [8].

Увеличение числа детей, а также детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот-домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов.

Общее число детей, которых официальная статистика относит к «детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», составляет в России на 01.01.2014 года - 630743 ребенка. Таким образом, сиротство является национальной проблемой [6].

Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и заботы. Семья - это важнейший социальный институт, агент первичной социализации. Именно там ребенок ощущает чувство защищенности, приобретает опыт уважения и доверия к взрослым, взаимной поддержки, ответственности, учится сотрудничеству. Лишение детей семейного воспитания сказывается на их будущей жизни, неприятии себя во взрослом мире, проявлению маргинального поведения, нарушению общепризнанных правовых норм.

Как указывает Л.Ф. Обухова, детство – это период усиленного развития, изменения и обучения, период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития [7].

Только при наличии нормативно-правовой базы ребенок будет иметь условия для полноценного функционирования и гармоничного развития в процессе его жизнедеятельности.

Защита прав ребенка является приоритетной задачей любого развитого общества. Государство обязано защищать права и интересы детей, как особой, незащищенной социальной группы.

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. В РФ установлено верховенство международных договоров над действующим законодательством России.

Огромную роль играет Конвенция о правах ребенка, которая вступила в силу на территории нашего государства еще в 1990 году. Конвекция утверждает ряд важных социальных правовых принципов, главный из которых – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Дети, независимо от расовой принадлежности имеют одинаковые права, государство обязано соблюдать интересы детей, обеспечить реализацию прав на жизнь, развитие, имя, гражданство, образование [1].

Современная законодательная база Российской Федерации по проблемам детей-сирот соответствует требованиям Конвенции о правах ребенка. Она гарантирует ребенку право знать своих родителей, пользоваться их заботой, проживать с ними совместно (за исключением случаев, когда это проживание противоречит интересам ребенка), воспитываться своими родителями, общаться с ними и другими родственниками, а в случае потери родительского попечения либо быть усыновленным (удочеренным), либо приобрести опеку, либо быть устроенным в другую семью или государственное интернатное учреждение.

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет основные понятия, такие как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Закон гарантирует право на имущество и жилое помещение, медицинское обеспечение, образование, судебную защиту, труд [2].

Нормы права в отношении опеки и попечительства содержатся в Гражданском кодексе РФ. Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании, защищать интересы и права детей [3].

Основные направления социальной политики в сфере семьи и детства изложены в Семейном кодексе Российской Федерации. Раздел 6 Кодекса полностью посвящен формам воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, в том числе усыновлению (удочерению), опеке и попечительству, приемной семье. Прописан порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, их последующего семейного устройства или в случае невозможности передать ребенка на воспитание в семью — в интернатные учреждения.

Семейный кодекс также содержит положения, касающиеся материального обеспечения детей-сирот. К примеру, при усыновлении ребенок сохраняет право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей [4].

1 июня 2012 г. был издан указ Президента РФ № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». Это показывает, что приоритетным направлением нашего государства является улучшение положения детей-сирот, защита их интересов, как наиболее уязвимой социальной категории.

Национальная стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.

В Российской Федерации должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку.

Предполагается совершенствование законодательства Российской Федерации, касающегося развития форм жизнеустройства детей, разработка и внедрение программы комплексной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Модернизация законодательства Российской Федерации в области защиты имущественных и неимущественных (личных) прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также своевременное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями [5].

Цель социальной политики - это расширение жизненного пространства, достижения общественного согласия. Государственная социальная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна включать поэтапное стремление к адекватному компенсированию частично или полностью утраченных ими социальных возможностей. Она должна быть логичной и эффективной.

Правовые основы социальной политики государства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современной России находятся на стадии создания. За последнее время на федеральном уровне было принято большое количество нормативно-правовых актов, имеющих непосредственное отношение к социальной защите этой категории граждан. В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в будущей деятельности.

Библиографический список.

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559-1 // СПС Консультант Плюс.

2. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят ГД ФС РФ 04.12.1996).

3. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая – четвертая: [Принят Гос. Думой 23 апреля 1994 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 апреля 2009 г. ] // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 22. Ст.36.

4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. № 1 ст.138.

5. Указ Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761).

6. Специальный доклад уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области С.Н. Семеновой «О положении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Иркутской области».

7. Щеглова С.Н. «Социология детства» как эклективный курс. Опыт преподавания // Социс. – 2003. – № 6 (230). – С. 109-113.

8. Отказники.ру [Электронный ресурс] URL: http://www.otkazniki.ru (дата обращения: 15.11.2015).

Просмотров работы: 1096