ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТОМ СУБЪЕКТА РФ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТОМ СУБЪЕКТА РФ

Гербутова М.В. 1
1Ростовский Государственный Экономический университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время роль бюджета субъекта РФ в формировании устойчивых связей хозяйственного механизма, стабильном и сбалансированном развитии территориальной социально-экономической инфраструктуры возрастает, что обуславливает необходимость глубокого и всестороннего его изучения.

Формирование региональных бюджетов происходит на принципах бюджетного федерализма, в основе которых лежит принцип многоуровневой бюджетной системы государства, при которой каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах, закрепленных за ним бюджетных полномочий. Причем данный термин употребляется в отношении как федеративных, так и унитарных государств, поскольку характеризует не политический, а экономический аспект межбюджетных отношений[1].

Региональные бюджеты по своему статусу занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, они имеют самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам.

Посредством идущих через бюджет региона денежных средств осуществляется согласование общенациональных, региональных, коллективных и индивидуальных экономических интересов.

В настоящее время построение регионального бюджета по программно-целевой структуре предоставляет возможность не только оценить расходы на достижение определенной цели, но и проанализировать их результативность в рамках одной программы или даже конкретного мероприятия и сопоставить достигнутые результаты с затратами. Расширение практики применения программных методов бюджетирования на уровне региона дает обширный материал для анализа и формулировки новых задач бюджетной политики, направленной на повышение качества государственных услуг и эффективности государственного сектора.

На сегодняшний день развитие программно-целевого планирования является неотъемлемой частью работы по повышению эффективности бюджетных расходов в Ростовской области.

Государственные программы Ростовской области являются важнейшим инструментом эффективного расходования бюджетных средств и достижения запланированных целевых показателей. Также разработана единая методика ежегодной оценки эффективности реализации государственных программ в регионе[2].

В проблеме повышения эффективности управления бюджетом субъекта РФ наиболее интересной представляется реализация государственной программы Ростовской области «Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами». Эта программа имеет существенные отличия от большинства других государственных программ Ростовской области. Она является «обеспечивающей», то есть, ориентирована (через развитие правового и методического обеспечения) на создание общих для всех участников бюджетного процесса условий и механизмов их реализации, обеспечивая значительный вклад в достижение практически всех стратегических целей.

Также в Ростовской области реализуется «Программа повышения эффективности управления государственными финансами на период до 2018 года в Ростовской области» утвержденная постановлением Правительства Ростовской области от 2.04.2014 года №216, которая определяет основные направления действий органов исполнительной власти Ростовской области[3].

В государственной программе Ростовской области «Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами» предусмотрены стимулы для наращивания бюджетных доходов и мероприятия по усилению эффективности расходования бюджетных средств.Основными результатами реализации программы ожидаются такие, как стабильные финансовые условия для повышения уровня и качества жизни населения Ростовской области и сбалансированность бюджетов муниципальных образований Ростовской области.

Основными целями данной государственной программы являются: - обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости областного бюджета;

- создание условий для эффективного управления муниципальными финансами[4].

Среди задач выделяют проведение эффективной бюджетной политики и совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов, форм и механизмов предоставления межбюджетных трансфертов, выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Программой предусматриваются следующие основные мероприятия:

  1. повышение объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Ростовской области.

Снижение дотационности с выходом на самообеспеченный уровень бюджета. Объем собственных доходов оценивается с ростом в 2,3 раза. Вместе с тем риском реализации программы является возможное ухудшение внешнеэкономической ситуации, с чем и столкнулась область в 2014 году. Это может повлечь дефицитность бюджета и в 2015 году.

  1. Разработка долгосрочной бюджетной стратегии Ростовской области до 2030 года.

Она будет являться прогнозом ключевых показателей областного бюджета и основных параметров финансового обеспечения государственных программ. В её основе будет долгосрочная бюджетная стратегия страны.

  1. Обеспечение высокого уровня качества управления финансами.

Как было отмечено раннее, такая оценка ежегодно проводится Министерством финансов России, и нашей области третий год подряд присваивается первая степень качества работы с бюджетом. Вместе с тем, в бюджетный процесс ежегодно вводятся новации. Они требуют не только сохранения достигнутых позиций, а оперативного и эффективного внедрения передовых методов управления финансами.

  1. Увеличение доли расходов программного бюджета, то есть расходов, ориентированных на конечный результат в рамках государственных программ.

  2. Оказание финансовой поддержки областного бюджета местным бюджетам, в том числе на выравнивание бюджетной обеспеченности[].

Проведем анализ эффективности реализации государственной программы Ростовской области «Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами» за 2014 год.

На официальном сайте министерства финансов Ростовской области размещен Отчет об исполнении плана реализации государственной программы, а также пояснительная информация к данному отчету.

Итак, на 2014 год было предусмотрено финансирование государственной программы «Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами» в сумме 5619,2 млн. руб., а фактическое освоение составило 5604,1 млн. руб., или 99,7%[5].

В ходе анализа и мониторинга исполнения плана реализации государственной программы отметим, что основные мероприятия и контрольные события со сроками реализации в 2014 году исполнены, и факты невыполнения отсутствуют.

Отметим, что в рамках Программы была проведена масштабная работа по совершенствованию бюджетного процесса в области и повышению эффективности управления областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований.

В целом считаем возможным выделить следующие перспективы реализации государственных программ в Ростовской области:

-государственные программы позволят увязать процессы стратегического и бюджетного планирования Ростовской области;

- программно-целевое планирование будет способствовать повышению качества управления бюджетными средствами достигаемого за счет проведения повсеместного контроля за эффективностью расходов бюджета;

- соответствие государственных программ целям и задачам Концепции социально-экономического развития территории обеспечит комплексность решения проблем, стоящих перед регионом и страной в целом.

Программно-целевой подход к формированию региональных бюджетов позволят соотнести потраченные бюджетные средства с полученными результатами, обозначить ориентиры социально-экономического развития региона и станет инструментом оптимизации бюджетной системы в целом. В этом случае, субъекты предпринимательства увидят долгосрочные ориентиры государства, а общество — реальные результаты работы органов власти, измеримые в удовлетворении потребностей и улучшении качества жизни, а не только в объемах расходуемых бюджетных средств.

Список использованной литературы:

  1. Алиева Э.Б. Региональный бюджет в системе экономических отношений федерализма // Региональная экономика: теория и практика. – 2007. – №8 (47). – С.151-156.

  2. Бюджет Ростовской области для граждан на 2014-2016 гг. Электронный ресурс. [Режим доступа]: http://www.minfin.donland.ru/.

  3. Постановление Правительства Ростовской области от 2.04.2014 г. № 216 «Об утверждении программы повышения эффективности управления государственными финансами на период до 2018 года в Ростовской области»

  4. Постановление Правительства Ростовской области от 23.09.2013 г. № 583 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами»

  5. Отчет об исполнении плана реализации государственной программы "Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами" по итогам 2014 года. Электронный ресурс. [Режим доступа]: http://www.minfin.donland.ru/docs/s/69

Просмотров работы: 1223