КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ В РОССИИ: ЗАБЫТОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ В РОССИИ: ЗАБЫТОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ

Васильева А.Е. 1
1Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого Великий Новгород, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Кружево является искусством европейским, текстильным изделием с ажурным узором, образующимся за счет переплетения. Кружевоплетение возникло в 15-16 веке, а в 17 веке стало художественным достоянием нашей страны. К 20 веку наиболее известными стали киришское кружево (г. Киров), вологодское (г. Вологда), кадомское (Рязанская обл.), елецкое (г. Елец), калязинское (г. Калязин), михайловское (г. Михайлов, рязанская обл.), балахнинское (г. Балахна), вятское (Кировская обл.) или кукарское кружево, галицкое и московское кружево. Каждое кружево имело свою особенность изготовления, свой орнамент, ажурный узор и пр.

Так, весьма известным является вологодское кружево, которое за рубежом воспринимается как истинное русское кружево. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной тесьмой, «вилюшкой», где они вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток. В 1820 г. в селе Ковырено была открыта кружевная мастерская, где появилось тончайшее кружево для отделки платьев и белья. Сегодня вологодское кружево является культурным брендом. Визуальным воплощением этого бренда стала птица как символ солнца и души. Вологодское кружево множество раз завоевывало высшие награды на различных международных выставках и модных показах, оно имеет свое объединение «Снежинка», где изготовляют мерные кружева, покрывала, салфетки, занавеси и т.д. Но на данный момент практика кружевоплетения угасает. Мест, где бы развивалось кружевоплетение остается очень мало, а процесс возрождения многих промыслов идет с трудом: ушли мастерицы, которые могли передать свои навыки ремесла, также как и всегда не хватает материальных средств для восстановления подобных производств. Остается надеяться на поддержку региональных элит, которые сделают возможным возражение важной составляющей отечественной культуры: искусства кружевоплетения.

Литература:

Работнова И. П. Русское народное кружево. М., 1956.

Фалеева В. А. Русское народное кружево. Л., 1983.

Просмотров работы: 1010