В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации. Итак, что же такое профориентация:
Профориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися [2].
Определим цели и задачи профориентационной деятельности.
оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;
получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона [2].
Исходя из вышеизложенного, с уверенностью можно сказать, что профессиональная ориентация – это многоступенчатая система. Она включает в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т.к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения.
Таким образом в профориентационной деятельности можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект – это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата [2].
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, являющиеся содержанием профориентационной работы в школе:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
В конечном итоге все действия сводятся к основным направлениям профессиональной ориентации учащихся:
Профессиональной просвещение;
Профессиональная диагностика;
Профессиональная консультация и др.
С учащимися можно проводить следующие виды работ:
профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.;
тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.);
расширение знаний в рамках школьных предметов (труд 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы и др.);
организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Но, по мере работы связанной с профориентационной деятельностью, проводимой для учащихся, также необходимо проводить подобную работу и с родителями. А именно:
проведение родительских собраний (общешкольные, классные);
лектории для родителей;
индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
анкетирование родителей учащихся;
привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.
В перспективы развития профориентационной работы должны быть включены:
выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися [1].
Исходя из всего вышесказанного, мы считаем, что оставлять учащегося в профессиональном определении «один на один с собой», нельзя. В профессиональном определении детей, должны быть заинтересованы не только родители и школа, но и также профессиональные учебные заведения, а также предприятия-работодатели. Но все усилия могут свестись «к нулю», если не заинтересовать самого учащегося. Поэтому, несмотря на то, что процесс профессионального определения может быть очень долгим и изменчивым, важно приступать к нему еще в начальной школе.
Список литературы:
1. Профориентационная работа в школе. – [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://школа-40.рф/prof.html
2. Профориентационная работа в школе (Методические рекомендации).– [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/412720/
6