К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕНИКАМИ СРЕДНИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕНИКАМИ СРЕДНИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Сергеев Е.Н. 1
1ФГБОУ ВПО "МГТУ им. Г.И. Носова" ИППиСР
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации. Итак, что же такое профориентация:

Профориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися [2].

Определим цели и задачи профориентационной деятельности.

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;

  • получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;

  • дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;

  • выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона [2].

Исходя из вышеизложенного, с уверенностью можно сказать, что профессиональная ориентация – это многоступенчатая система. Она включает в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т.к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения.

Таким образом в профориентационной деятельности можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

  • Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

  • Экономический аспект – это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

  • Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

  • Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

  • Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата [2].

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, являющиеся содержанием профориентационной работы в школе:

  • 1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

  • 5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

  • 8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

  • 10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

В конечном итоге все действия сводятся к основным направлениям профессиональной ориентации учащихся:

  • Профессиональной просвещение;

  • Профессиональная диагностика;

  • Профессиональная консультация и др.

С учащимися можно проводить следующие виды работ:

  • профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.;

  • тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;

  • консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.);

  • расширение знаний в рамках школьных предметов (труд 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы и др.);

  • организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;

  • встречи с представителями предприятий, учебных заведений;

  • участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;

  • проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.

Но, по мере работы связанной с профориентационной деятельностью, проводимой для учащихся, также необходимо проводить подобную работу и с родителями. А именно:

  • проведение родительских собраний (общешкольные, классные);

  • лектории для родителей;

  • индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;

  • анкетирование родителей учащихся;

  • привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;

  • привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;

  • помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;

  • помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;

  • избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;

  • создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.

В перспективы развития профориентационной работы должны быть включены:

  • выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;

  • организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;

  • привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;

  • избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;

  • пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;

  • создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;

  • разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;

  • организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися [1].

Исходя из всего вышесказанного, мы считаем, что оставлять учащегося в профессиональном определении «один на один с собой», нельзя. В профессиональном определении детей, должны быть заинтересованы не только родители и школа, но и также профессиональные учебные заведения, а также предприятия-работодатели. Но все усилия могут свестись «к нулю», если не заинтересовать самого учащегося. Поэтому, несмотря на то, что процесс профессионального определения может быть очень долгим и изменчивым, важно приступать к нему еще в начальной школе.

Список литературы:

1. Профориентационная работа в школе. – [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://школа-40.рф/prof.html

2. Профориентационная работа в школе (Методические рекомендации).– [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/412720/

6

Просмотров работы: 983