Конституция России содержит две статьи, предназначенные для обеспечения правового режима гендерного равенства. Данная Статья 19, пункт 3, гарантирует соблюдение равных прав и свобод мужчин и женщин, за счет обеспечения равных возможностей для их реализации, а также статья 15, в которой говорится, что международные документы, подписанные и ратифицированные Россией, являются неотъемлемой частью ее законодательства, и имеют приоритет над национальным законодательством. Положения, устанавливающие принцип равенства, содержатся также в Трудовом, Семейном, Уголовном и Административном кодексах Российской Федерации. Российская Федерация подписала и ратифицировала большинство международных правовых документов по обеспечению гендерного равенства. Но среди законодательных норм, есть и те, что нуждаются или в расширении, или уточнении, или пересмотре. Есть вопросы, не урегулированные законом (насилие в семье, например). Основным недостатком гендерного составляющего законодательной базы Российской Федерации является отсутствие определения понятия "дискриминация в отношении женщин", несмотря на неоднократные указания Комиссии ООН по положению женщин о необходимости изменения существующей ситуации в соответствии с международными стандартами. В частности, такое определение содержится в статье I Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В Статье I говорится, что "...понятие дискриминации в отношении женщин означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равенства мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области". Учитывая наличие статей о гендерном равенстве в Конституции и других законах можно предположить, что в России есть правовая основа для ликвидации дискриминации в отношении женщин. С формальной точки зрения, отсутствие дискриминации по признаку пола в России гарантирована. К сожалению, реальность другая, не устраняется дискриминация по признаку пола во всех сферах жизни. Кроме того, в финансово-экономический кризис, дискриминация в отношении женщин возрастает. Наиболее тяжелые для женщины последствия дискриминации в области труда и занятости. Следует отметить, что в течение рассматриваемого периода, ни одно проявление дискриминации в этой области не было устранено. Сохранена горизонтальная и вертикальная гендерная сегрегация. Женщины в основном заняты на низкооплачиваемых рабочих местах. Женщины по-прежнему низкооплачиваемые группы людей, так что даже укоренилась концепция "феминизация бедности". Женские заработной платы в среднем, по официальным данным, составляют около 60% мужских. И это несмотря на то, что среди работающих женщин 67 % с высшим и средним специальным образованием, а среди мужчин таких работников только 46%. Кроме того, есть еще один термин «новые бедные». Это - социальная группа тех, кто живет в нищете, несмотря на то, что у них есть работа. Большинство из них составляют женщины. Серьезной проблемой, стоящей перед российским обществом - насилие в семье. Высок уровень домашнего насилия в отношении женщин около 40% подвергаются физическому насилию [2], крайне мало институтов, способствующих снижению насилия, помогающих женщинам, попавшим в трудную ситуацию. Россия не участвовала в кампании по борьбе с насилием в отношении женщин, проводимой Советом Европы в 2006-2007 гг. Она была единственной страной-членом Совета Европы, которая не ответила на вопросник Совета Европы в рамках данной кампании.[3]
Нужно принять законы, которые обеспечат баланс в гражданских и политических позициях мужчин и женщин. Эти действия должны быть направлены на обеспечение равного представительства женщин и мужчин во всех выборных должностях. Эти нормы должны быть закреплены либо в Уставах партии, или в законе о выборах и в Конституции РФ.
Изменить сложившуюся ситуацию в значительной мере может воссоздание государственного механизма улучшения положения женщин. Наиболее эффективным представляется учреждение специализированного Совета при Президенте РФ, как гаранта Конституции. Только полномочия такого уровня по данным вопросам способны сделать данную структуру действительно эффективной (Председатель Совета — Советник Президента).
Библиографические ссылки:
http://gtmarket.ru/news/state
Калабихина И.Е., Козлов В.А. Домашнее насилие в отношении женщин в современной России: влияние социально-демографических характеристик супругов на распространенность насилия// Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2009. № 1.
Ярмонова Е.Н. Особенности формирования политических прав женщин в России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 102. С. 1170-1180.