Существующие в настоящее время объединения молодежи не пользуются авторитетом и влиянием ни среди самих молодых граждан, ни в общественно-политических кругах. Они не известны молодежи и не имеют устойчивой социальной поддержки. Молодежь, по сути, остается разрозненной, не объединенной ни идейно, ни организационно. А, значит, у молодежи нет своего общественного представителя в сфере гражданского общества. Подобные тенденции социального исключения - дискриминации, отчуждения и маргинализации молодежи в основных сферах - политической, социальной, экономической, культурной чревато эффектом «потерянного поколения».
Актуальность молодежной политики в Белгородской области продиктована, прежде всего, необходимостью комплексного решения проблем молодых граждан.
В результате в сознании молодежи возникают и развиваются идеи, принимающие разнообразные, в том числе экстремистские формы. В молодежной среде возникают различные формы субкультур как объединений на основе альтернативных стилей жизни, норм, идеалов и ценностей. Часто их социальная энергия, духовные искания, жизненные траектории вступают в противоречие с общественными потребностями и социально-значимыми ценностями, приводя к конфликту между молодежью и обществом. Таким образом, исследование особенностей и динамики молодежного движения как важнейшего механизма социального воспроизводства общества в условиях социальной неопределенности российского общества приобретает особую актуальность. Основная научная проблема состоит в противоречии между насущной необходимостью поиска и обоснования интеграционных процессов молодежи, отвечающих как национальным интересам России, так и жизненным интересам молодых россиян, с одной стороны, и слабой общественно-политической активностью и дезинтеграцией молодежи - с другой.
Прогрессивные формы организации молодежи позволили бы существенно изменить ее положение в обществе, решить многие важные проблемы, направить творческий потенциал и социальную энергию молодых людей в русло формирования современного облика российского общества, повысить роль, значение и социальную ответственность молодежи в жизни страны, активно вовлекая ее представителей в социально-экономические и социально-политические процессы.
В разные исторические периоды развития социологической мысли в России характер исследования молодежных движений приобретал свои особенности. Общим в этих исследованиях было то, что изучение молодежных движений, деятельности молодежных организаций и объединений осуществлялось в неразрывной связи с изучением гражданского самосознания и гражданской позиции молодежи, проблемами интеграции молодых людей в общественную и политическую жизнь.
Между тем, длительное время подобные исследования не выходили за рамки идеологических доктрин, а акцент делался преимущественно на повышении сознательной роли молодежи в строительстве социализма, укреплении политического единства советского общества как результата коммунистического воспитания молодежи и успешного усвоения ею конформного способа интеграции в советское общество. Провозглашаемая ценность энтузиазма и активности молодежи имела свои жестко очерченные пределы, оставляя лишь незначительный коридор для автономных от институциональных предписаний действий.
Деятельность самого молодежного движения находилась под контролем специального комитета молодежных организаций (КМО) при ЦК ВЛКСМ. Молодежное движение рассматривалось как неотъемлемая и вместе с тем, контролируемая обществом часть единого советского политического пространства. Появлявшиеся отдельные нонконформистские молодежные течения (в особенности диссидентские, а также связанные с молодежной модой на различные музыкальные стили) рассматривались как опасные отклонения и подвергались незамедлительному воздействию со стороны идеологических структур.
Исследования молодежного движения в данный период в основном проводились в организациях ЦК ВЛКСМ и подчиненных ему организаций. К числу последних относились такие организации, как «Следопыты», туристические организации, спортивные общества и т.д.
Конец 70-х - начало 80-х годов ознаменовался первыми попытками исследования самодеятельных молодежных объединений, как например, обществ авторской песни, спортивных дворовых команд и т.д. Исследования проводились Е.Г. Левановым, В.Т. Лисовским, коллективом автором под руководством В.И.Чупрова (Кинсбурский А.В., Коклягина Л.А., Семенова В.В., Топалов М.Н. и др.) и др.
Новый этап исследований молодежного движения относится к периоду перестройки, начавшемуся в СССР после 1985-го года. В Советском Союзе открыто было признано существование неформальных молодежных объединений, в которых усматривался мощный инновационный потенциал, способный привести к обновлению существующей модели социально-политического участия молодежи. Часто молодежное движение рассматривалось исследователями как выражение молодежной субкультуры и даже контркультуры, принимавшей делинквентный характер.
В постсоветское время, соотносимое с периодом реформ, начатых в 90-е годы, вопрос об исследовании характера молодежных движений возник с новой остротой и рассматривался в связи с модернизацией российского общества, осмыслением роли молодежи в этом процессе, выработкой современных моделей социально-политического участия молодых граждан, их гражданского самосознания и патриотического воспитания молодого поколения.
Сегодня целый комплекс противоречивых проблем, неоднозначность процессов, происходящих в молодёжной среде и в нашем обществе в целом, вызывают бурные споры. К сожалению, наш государственный аппарат (который, собственно, породил российский феномен - "неформалов") продолжает удивлять мыслящую половину человечества своим ничтожным вниманием к молодёжным проблемам или попытками решать их административными методами. Повлиять на эту ситуацию в государственном масштабе нам вряд ли удастся, но в наших силах не повторять подобных ошибок и не способствовать им, а для этого надо, как минимум, познакомиться с тем, что молодёжь требует и чем вызваны подобные требования.
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации - усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.
Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурной. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.
Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры - хиппи 60-х годов или «система» в России 80-х годов.
Элементы, как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодежи в России.
Социализация - процесс формирования индивидом на протяжении его жизни социальных качеств (овладение языком общения, знания норм общения, традиций, обычаев, усвоение социальных ролей), благодаря которым человек становится дееспособным участником социальной жизни.
Процесс социализации начинается с младенческих лет, период детства и юности в процессе социализации играет наиболее важную роль, в этом возрасте закладываются основные знания о нормах поведения в обществе. Прежде подготовка к взрослой жизни была менее продолжительной, чем сейчас: в 14-15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью, а вот сейчас человек продолжает учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими обезьяноподобными предками период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз. Говорить о конце социализации не приходится, так как этот процесс происходит на протяжении всей жизни человека, и заканчивается в глубокой старости, но наиболее благоприятным временем для социализации является все же детство и юность.
Людей, которые непосредственно осуществляют социализацию индивида, называют агентами социализации. Для подростков, основными агентами социализации являются: родители (семья), школа, сверстники, средства массовой информации. Далее в работе рассматриваются эти основные агенты социализации, как они, в условиях современности влияют на формирование молодых людей.
Из чего и как строиться современная молодежная субкультура в России?
Вопрос о понимании студентами социальной справедливости выявил темп обретения новым поколением ценностей демократического общества, а именно жизнь по закону. Молодёжная субкультура есть искаженное зеркало "взрослого" мира вещей, отношений и ценностей. Наиболее важной ценностью у многих признаётся "эквивалентность взаимного воздаяния" (необходимость вознаграждения за добро и возмездия за зло).
Молодые люди выбирают демократическую форму правления, учитывая даже негативные стороны современного социального развития общества. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более, что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постепенно снижается.
Особенности молодежной культуры ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной "размытости", неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).
В наше время студенты быстро продвинулись в овладении новыми стереотипами, молодое поколение свободно от тоталитарного страха. Исследование показало, что понимание студентами, например, свободы, вполне соответствует "новому мышлению". Как правило, они рассматривают свободу не в соответствии с необходимостью, а в "связке" с принуждением и насилием. Невмешательство государства в частную жизнь человека молодые люди понимают в качестве важнейшего признака свободы. Вопрос о понимании студентами социальной справедливости выявил темп обретения новым поколением ценностей демократического общества, а именно жизнь по закону. Молодёжная субкультура есть искаженное зеркало "взрослого" мира вещей, отношений и ценностей. Наиболее важной ценностью у многих признаётся "эквивалентность взаимного воздаяния" (необходимость вознаграждения за добро и возмездия за зло).
Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.
Культура - это некая целостная система с присущей ей внутренней определенностью ценностно-иерархических взаимоотношений. В любой культуре существует ядро культуры, а рядом с ним ряд субкультурных образований. Возникает закономерный вопрос, что такое субкультура. Принято считать, что субкультура - это подсистема целостной системы культуры. Возникновение субкультур связано с определенным уровнем развития общества. Существует такая точка зрения, что субкультуры отсутствуют в примитивных формах общественного бытия. Иногда еще больше акцентируют этот момент, считая, что субкультура - современное порождение городского уклада жизни.
Молодежная субкультура, по мнению немецкого ученого Л. Хаузера, это «форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением». Другими словами, молодежная культура - это явление временное, это особая форма жизненного поиска. Как говорят: «Все пройдет, пройдет и это».
В молодом возрасте происходит ускоренное физическое, умственное развитие, которое не ведет к ранней социальной зрелости. Наиболее характерным для возраста является эмоционально-чувственное отношение к жизни, в том числе и к культуре. Этим обусловлено чувство сопереживания и подражание иллюзорным героям, предпочтение событийности, динамизма, действия, поиск развлекательного содержания, преобладание в искусстве нравственных оценок над художественно - выразительными. Все это в процессе самореализации сопровождается явлениями группового стереотипа.
Отношение молодежи к чтению, кино, театру и музыке показывает, что преобладающее большинство проявляет тенденции к потреблению легких, развлекательных видов и жанров искусства, и лишь небольшая часть понимает, интересуется произведениями классики мировой и отечественной культуры. Примерно такая же картина наблюдается в отношении к музеям и выставкам. Но нельзя в этом винить только молодежь. Ее предпочтения в сфере художественной культуры обусловлены социальными процессами, происходящими в обществе, и отражают социальный и психологический облик своего времени, нормы, потребности, идеалы целого социального организма. Поэтому пути развития молодежи зависят от развития общества, в котором находится молодежь.
В заключении хотелось бы еще раз сказать об актуальных проблемах молодежи. Исследования в этой области социологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов социологии молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность очевидна. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.
С начала 90-х годов молодежные субкультуры переживали небывалый подъем, но уже с середины 90-х активность молодежных субкультур пошла на спад. В настоящее же время они снова набирают оборот. Поэтому важно на опыте прошлых лет изучить (а по возможности решить) те проблемы, которые встают перед молодыми людьми. Проблемы:
· самореализации;
· самоактуализации;
· непонимания со стороны взрослых;
· вхождения во взрослую жизнь;
· выбора правильного пути и др.
Некоторые авторы считают, что данные проблемы может решить гуманитаризация всех сфер общественной жизни, а особенно институтов воспитания и образования, как основных компонентов социализации личности. В настоящее время особенно актуальным является превращение института гуманитарного образования из «окраин» социализации в ее мощный основной центр.
Список используемой литературы
1. Афонина, В.Н. Молодежная политика в региональном политическом дискурсе [Текст] / В.Н. Афонина. – Спб.: 2012. – 190 с.
2. Бабинцев, В.П. Региональные органы власти и проблемы реализации государственной молодежной политики [Текст] / В.П. Бабинцев. – М.: 2014. – 307 с.
3. Бабочкин, П.И. Молодежь в структуре современного российского общества [Текст] / П.И. Бабочкин. - М.: 2011. - 204 с.
4. Гневашева, В.А. Эффективность молодежной политики [Текст] / В.А. Гневашева. – М.: 2012. – 92 с.
5. Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная политика в Белгородской области [Текст] / И.М. Ильинский. - М.: 2013. - 693 с.
6. Камалдинова Э.И. Молодежь как объект и субъект социальной деятельности [Текст] /Э.А. Каламалдинова. - М.: 2012. - 142 с.
7. Мухин А.Н. Современное поколение [Текст] / А.Н. Мухин. – М.: 2012. – 137 с.
8. Никольский Д.И. Социология молодежи [Текст] / Д.И. Никольский - М.: Феникс, 2012. - 250 с.
9. Садриев М.М. Социология молодежи [Текст] / М.М. Садриев. - Уфа: Гилем, 2013. - 308 с.
10. Степанов А.С. Эффективность молодежной политики в современном обществе [Текст] / А.С. Степанов. – М.: 2013. – 100 с.