В настоящее время в российском образовании компетентностный подход является ведущим. Главной категорией в связи с этим является компетенция, уровень сформированности которой определяет результат образования. В федеральных государственных образовательных стандартах прописываются компетенции, которыми должен овладеть обучающийся к концу срока обучения. Компетенции делятся на три основных вида: общекультурные, которыми должен владеть любой специалист; общие профессиональные компетенции, характерные для конкретного направления подготовки и профессиональные компетенции, которые могут различаться в зависимости от профиля подготовки.
Существуют и другие варианты структуры компетенций [3, 4], однако главная суть понятия компетенции – это отражение владения знаниями, навыками и методами, изученными в ходе обучения и способность их творчески применять при решении профессиональных задач.
Большинство компетенций обучающийся осваивает в процессе изучения учебных дисциплин. Традиционная лекционно-семинарская форма обучения в этом случае является недостаточной для их успешного формирования и появляется необходимость в использовании инновационных технологий.
В действующем Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки 022000 «Экология и природопользование» в требованиях к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата (п.7.3) отмечается, что «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, использование и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся»[1, с. 8].
Одной из таких форм проведения занятий являются ситуационные задачи, которые, при их решении, формируют умение творчески применять знания, полученные в ходе изучения теоретического материала дисциплины. Ситуационные задачи – это вид учебного задания, имитирующий ситуации, которые могут возникнуть в реальной действительности и имеющий личностно-значимый вопрос, благодаря чему обучающиеся понимают практическую ценность знания [2].
Авторы рассматривают возможность применения комплекса ситуационных задач в подготовке бакалавров-экологов, обучающихся в Мурманском арктическом государственном университете, в рамках изучения географических и экологических дисциплин. Эти дисциплины формируют у обучающихся основные профессиональные компетенции и позволяют сделать упор на региональный компонент. Благодаря своему географическому положению (большая часть области находится за северным полярным кругом) и размещению на территории крупных предприятий-природопользователей, Мурманская область является предметом содержания разнообразных ситуационных задач для подготовки квалифицированных специалистов.
Вместе с этим представляется важным обратиться к решению проблемы необходимости разработки и обоснования продуктивных механизмов формирования предметных компетенций у бакалавров направления «Экология и природопользование» посредством применения ситуационных задач.
Полагаем, что для решения указанной проблемы необходимо сосредоточиться на решении ряда задач, таких как:
1) выявление теоретических предпосылок формирования предметных компетенций с помощью применения ситуационных задач у бакалавров-экологов;
2) разработка и испытание модели формирования предметных компетенций бакалавров направления «Экология и природопользование» на примере конкретных дисциплин, организационную основу которой составляет комплекс ситуационных задач;
3) разработка и испытание на практике критериев сформированности предметных компетенций, позволяющих поэтапно оценивать каждый из этапов процесса их формирования;
4) оценка эффективности модели формирования предметных компетенций бакалавров-экологов с помощью применения ситуационных задач.
Таким образом, применение ситуационных задач для формирования предметных компетенций является актуальной и эффективной формой организации учебных занятий бакалавров-экологов и вызывает необходимость разработки комплекса заданий и эффективных критериев их оценивания.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование (квалификация (степень) «Бакалавр») [Текст]: М: Минюст РФ. 2010-02-02, № 12609. – 12 с.
2. Акулова, О. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся [Текст] / О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова. – Спб. КАРО, 2008. – 96 с.
3. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) [Текст] / В. Байденко // Высшее образование в России. – 2004. – № 11. – С. 3-13.
4. Изиева, Б. А., Рагимова, Н. Ш. Компетентностный подход к обучению студентов профессионального образования [Текст] / Б. А. Изиева, Н. Ш. Рагимова // Вестник Социально-педагогического института. – 2013. – № 1(6). – С. 1-5.