В ДГПУ созданы единственный в Северо-Кавказском федеральном округе факультет специального (дефектологического) образования и Научно-исследовательский институт дефектологии, клинической психологии и инклюзивного образования, уже 25 лет работает старейшая на Северном Кавказе кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии, на базе которых ведется научно-исследовательская и образовательная деятельность, направленная на обеспечение условий в области высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Это обуславливает необходимость активной профориентационной работы, направленной на вовлечение лиц с ограниченными возможностями здоровья в процесс получения инклюзивного профессионального образования. В настоящий момент эта обязанность возложена на работников НИИ дефектологии, клинической психологии и инклюзивного образования, который осуществляет деятельность в этой сфере по следующим направлениям:
Разработка методической базы для региональной модели профориентационной и профконсультационной работы среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья как в сфере общего, так и профессионального образования
Повышение квалификации и переподготовка работников образования и социальной защиты населения Северо-Кавказского федерального округа, реализующих инклюзивные образовательные программы, в области профориентационной и профконсультационной работы среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Консультирование работодателей по вопросам создания доступной среды на предприятиях и в организациях.
Разработка программно-методического обеспечения и других информационных продуктов по организации психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Разработанная на базе НИИ дефектологии, клинической писхологии и инклюзивного образования модель профориентационной работы включает в себя:
Информационно-просветительский компонент (информирование через методические продукты – листовки, брошюры, презентационные материалы, социальные сети и т.п.).
Обучающий компонент – формирование профессиональной идентичности и профессиональных интересов с учетом специфики основного дефекта через методы интерактивного социально-психологического обучения (специализированные тренинги и занятия).
Эмоционально-ценностный компонент – использование технологий позитивно-окрашенного взаимодействия в процессе формирования профессиональной идентичности (мультитерапия, фрейм-технология, метафорическая терапия и т.п.).
Консультационный компонент – индивидуальное социально-психологическое и профессиональное консультирование лиц с ОВЗ, членов их семей и потенциальных работодателей.
Материально-технический компонент – привлечение ресурсов для проведения профориентационной работы.
В заключении хотелось бы отметить, что широкая профориентационная работа не могла бы быть успешной без межведомственного взаимодействия и поиска партнеров в этой весьма непростой сфере. В этом смысле Республиканский центр занятости «Успех» Министерства труда и социального развития Республики Дагестан оказывает нам широкую поддержку, обеспечивая площадки для проведения такой работы, возможности для выездной работы по Дагестану и дружескую помощь по ходу возникающих проблем, за что их хотелось поблагодарить.
Литература:
1. Маллаев Д.М., Омарова П.О., Бажукова О.А. Психология общения и поведения умственно отсталого школьника. – СПб.: Речь, 2009. – 160 с.
2. Маллаев Д.М., Омарова П.О., Гаджиева Д.П. Гендерная тифлопсихология детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: Речь, 2013. – 128 с.
3. Маллаев Д.М., Омарова П.О. Методика педагогической поддержки процесса социализации младших школьников с задержкой психического развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2007. – № 1. – С. 28-37.