В Челябинской области в течение ряда лет в дошкольных учреждениях реализуется программа «Наш дом – Южный Урал»( рук. Е.С. Бабунова) [5]. В настоящее время на основе названной программы с учетом требований ФГОС ДО разработан одноименный программно-методический комплекс.
Программно-методический комплекс «Наш дом - Южный Урал» решает задачи патриотического и этнокультурного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с природой, историей, культурой Уральского края, приобщения к традициям, фольклору, декоративно- прикладному творчеству народов Южного Урала.
Успешная реализация регионального компонента во многом зависит от профессиональной готовности педагогов к работе в условиях вариативности образования, которая рассматривается как интегративная характеристика личности, включающая мотивационный, эмоционально-волевой, установочно-поведенческий и оценочный компоненты, отражающие теоретические представления, практический опыт и отношение педагогов к осуществлению профессиональной деятельности в условиях вариативности.
Реализация программно-методического комплекса «Наш дом -_Южный Урал» требует также профессиональной готовности педагогов в области этнокультурного и патриотического воспитания дошкольников.
Целью нашего исследования является разработка программы подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к реализации программно-методического комплекса «Наш дом - Южный Урал».
С целью выявления уровня готовности педагогов на констатирующем этапе эксперимента было проведено анкетирование, показавшее, недостаточный уровень знаний педагогами особенностей культуры, быта народов Южного Урала, трудности в планировании образовательного процесса, выборе форм и методов взаимодействия с детьми. Уровень готовности определялся также в процессе наблюдений за деятельностью педагогов, использования диагностических тестов, анализа планов образовательной работы. Готовность педагогов определялась по комплексу показателей:когнитивный (полнота знаний и представлений); мотивационно-ценностный ( осознание значимости регионального компонента в образовательном процессе); поведенческий (умение применять имеющиеся знания); рефлексивный (наличие потребности в самореализации, самооценке).
В целом по итогам констатирующего эксперимента высокий уровень готовности к реализации программно- методического комплекса показали 20,9% педагогов; средний уровень - 36,2 % педагогов, низкий уровень -43,5% педагогов дошкольного учреждения.
С учетом полученных результатов нами была разработана целевая программа подготовки педагогов к реализации программно- методического комплекса « Наш дом- Южный Урал».
Целью первого- мотивационного этапа является формирование у педагогов интереса к региональному компоненту в образовании, осознание значимости приобщения дошкольников к культуре родного края. Для достижения цели рекомендуется ознакомление педагогов с нормативно- правовыми документами, обзор региональных программ дошкольного образования, круглый стол «Урал мой край родной» с просмотром видеофильмов о Южном Урале.
Второй -практический этап направлен на формирование у педагогов теоретических знаний и практических умений, необходимых для освоения программно-методического комплекса. Содержанием этого этапа является постоянно-действующий научно-методический семинар «Изучаем программу Наш дом- Южный Урал», в рамках которого проводятся консультации, отражающие различные аспекты содержания программно-методического комплекса, вопросы планирования работы по основным образовательным областям; мастер- классы по использованию народных игр, произведений фольклора в образовательном процессе, открытые просмотры и др..
Третий этап – творческий направлен на развитие творчества педагогов в реализации программно-методического комплекса. На этом этапе проводятся конкурсы на создание предметно- развивающей среды для реализации программно- методического комплекса, дидактических пособий, конспектов и сценариев мероприятий.
Заключительный этап - контрольно-оценочный направлен на осмысление и корректировку полученных результатов через заполнение педагогами листов самооценки, анализ планов педагогов, отчеты педагогов на педагогических советах.
Таким образом, разработанная программа подготовки педагогов к реализации программно-методического комплекса «Наш дои- Южный Урал» позволит обеспечить эффективное решение задач этнокультурного и патриотического воспитания дошкольников.
Литература
Бабунова Е.,Левшина Н., Градусова Л., И. Колосова. Особенности познавательно - речевого развития дошкольников в программно- методическом комплексе «Наш дом- Южный Урал»// Дошкольное воспитание 2015-№ 11- С.14-21.
Бабунова Е., Багаутдинова С., Едакова И. Реализация программно-методического комплекса «Наш - дом Южный Урал в образовательном процессе дошкольной организации // Дошкольное воспитание 2015.-№ С.9-15.
Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования // Педагогика. 1999. - № 8. - С. 30-34.
Наш дом – Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики.– Челябинск: Взгляд,2005.–239с.