В отечественных исследованиях феномен речевого поведения изучается как речевое поведение матери, нежели поведение отца. Как отмечает С.Н. Цейтлин, мужской стиль общения остается пока, к сожалению, неизученным [21]. Однако, по мнению автора, функции коммуникативных навыков поделены между родителями: «матери более внимательные и понимающие коммуникаторы, обеспечивающие максимум комфорта для ребенка и поощряющие его к этой деятельности, зато отцы лучше готовят детей к общению с незнакомыми взрослыми, что также необходимо» [21, с. 18].
В целом, как отмечают в своих работах М.Б. Елисеева, Е.Е. Ляксо, С.Н. Цейтлин речевое поведение матери – это система инстинктивных реакций матери во всей совокупности речевых действий и их форм в ответ на контакт со своим ребенком. Именно ее поведение в первые годы жизни ребенка создает необходимый для эмоционального и ведомого им когнитивного развития ребенка эмоциональный фон.
Речевое поведение матери влияет на весь ход психического развития ребенка раннего возраста, способствуя формированию оптимальной системы раннего общения «мать и дитя»: адекватное речевое поведение матери способствует формированию у ребенка базового чувства эмоционального комфорта, обеспечивающее доверительное и активное отношение к миру. В более старшем возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтороль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.
Таким образом, забота и внимание, которые ребёнок получает от родителей, особенно от матери в первый год жизни, имеют решающее значение для дальнейшего его роста и развития. Поэтому уже в раннем возрасте должна проводиться большая работа по коррекции неправильного речевого поведения матери, что ведет к выравниванию и формированию состояния эмоционального благополучия ребенка раннего возраста, способствуя дальнейшему благоприятному психическому развитию и социализации.
Цель: методологическое обоснование влияния речевого поведения матери на формирование состояния эмоционального благополучия ребенка раннего возраста
Объект исследования: методология психолого-педагогического исследования.
Предмет исследования: методы и методики изучения влияния речевого поведения матери на формирование состояния эмоционального благополучия ребенка раннего возраста
Задачи:
Теоретическое обоснование проблемы исследования в психолого-педагогической литературе.
Характеристика методов экспериментального изучения влияния речевого поведения матери на формирование состояния эмоционального благополучия ребенка раннего возраста
Характеристика методик экспериментального изучения влияния речевого поведения матери на формирование состояния эмоционального благополучия ребенка раннего возраста
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования.
Структура работы: работа изложена на 32 страницах, структурно курсовая работа содержит 2 главы, введение и заключение, список литературы из 23 источников, приложение.
Глава 1 Теоретическое обоснование влияния речевого поведения матери на формирование эмоционального фона ребенка раннего возраста в психолого-педагогической литературе
1.1. Исторический аспект изучения эмоционального развития ребенка раннего возраста в диаде «мать-ребенок»
Внимание представителей различных психологических школ к развитию ребёнка в раннем возрасте определяется тем, что первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным периодом. Отечественные, так и зарубежные исследователи сходятся во мнении, что этот период рассматривается как сензитивный в развитии эмоциональной сферы (Выготский Л.С., 1983; Лисина М.И., 1974; Мещерякова С.Ю., 1978; Мазитова Г.Х., 1977; Авдеева Н.Н., 1982 и др.). Основная роль матери - обеспечение эмоционального комфорта, эмоциональном взаимодействии с ребенком, проявлении безусловной любви и поддержки.
Впервые понятие эмоционального комфорта было введено в эталогических исследованиях. В экспериментах Х.Харлоу с детенышами обезьян, воспитывающихся без матери, было показано, что для нормального развития детенышей недостаточно только удовлетворения физиологических нужд. Эмоциональный комфорт достигается только в присутствии специфических стимулов от матери (теплая шерсть, запах и т.д.). Революционность этих исследований, как описывает Г.Г. Филиппова, состоит не только в выделении самостоятельного значения потребности в эмоциональном комфорте, но и в генезисе объекта этой потребности (физиологические потребности удовлетворяют одни стимулы, психологический комфорт обеспечивает только целостный внешний объект, объединяющий все эти стимулы) [20].
Понятие об эмоциональном комфорте, необходимом для психического развития, наличие потребности в безопасности и роль матери в их обеспечении, а также влияние этих структур в формировании базовых образований личности легли в основу теории привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт). На основе заботы и поддержки, оказываемых матерью в первый год жизни, у ребенка образуется привязанность к ней, как к объекту, эту поддержку обеспечивающему.
Более поздние исследования привязанности в отечественно школе (Н.Н.Авдеева, А.Г. Кощавцев) показали, что надежная привязанность формируется на высоком уровне активности ребенка: во время бодрствования, кормления. По данным исследований Н.Н. Авдеевой, ненадежная привязанность сопровождается менее насыщенным общением в режимные моменты, двойственная привязанность – большим количеством инициатив ребенка, которые остаются без ответа, избегающая – несогласованными действиями, особенно во время кормления, мать не может поддержать инициативу ребенка, навязывая свою [1].
Источником формирования прочной привязанности является доступность для ребенка объекта привязанности и качественное выполнение им своих функций (защита от всех форм дискомфорта) на ранних этапах развития. Еще У. Джеймс определял чувство одиночества, возникающее у ребенка вне контакта с взрослым, как источник страха в младенчестве. Д. Магагна считает, что вне контакта с матерью ребенок не развивается, все его ресурсы «работают» на защиту от тревоги и преодоление чувства эмоционального дискомфорта. Она выделяет три типа поведения ребенка для компенсации чувства тревоги в отсутствие матери: 1) снятие стресса за счет увеличения подвижности; 2) угнетение двигательной активности («затаивание»); 3) аутостимуляция или «поиск замены соска».
В гуманистической психологии меньше внимания уделяется раннему онтогенезу, но состояние эмоционального комфорта и потребность в нем также специально выделяются. А. Маслоу в своей иерархии потребностей человека выделяет потребность в безопасности, которая в раннем возрасте обеспечивается родителями [11].
На основании анализа подходов можно сделать вывод, что важной потребностью ребенка раннего возраста в диаде «ребенок-мать» является поддержание чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со стороны взрослых, прежде всего – матери. Состояние эмоционального благополучия
обеспечивается проявлением заботы взрослого и демонстрацией ребенку своего положительно-эмоционального отношения к нему. В результате у ребенка, во-первых, возникает и поддерживается чувство эмоционального комфорта, а во-вторых, возникает привязанность к взрослому, который этот комфорт обеспечивает.
В отечественной психологии традиционно упор делался на эмоциональные переживания ребенка во взаимодействиях с взрослым. Мать первоначально рассматривалась как источник стимуляции, обеспечивающий удовлетворение потребности во впечатлениях. В первые недели жизни поведение матери (проявление положительных эмоций во взаимодействии с ребенком) обеспечивает возникновение на основе потребности во впечатлениях потребности в общении (в форме эмоционального взаимодействия). Л.И. Божович отмечает, что положительные эмоции у младенцев возникают и развиваются лишь под влиянием удовлетворения потребности во внешних впечатлениях; отсутствие впечатлений даже у здорового, сытого ребенка вызывает крик, который прекращается лишь вместе с появлением новых впечатлений [2].
М.И. Лисина и ее последователи считают потребность в общении самостоятельной потребностью, но возникающей также в течение периода новорожденности на основе активного воздействия взрослого [8]. Проявляя свое эмоциональное отношение, взрослый формирует у ребенка потребность в эмоциональном взаимодействии, которое является содержанием первой формы общения — ситуативно-личностной.
По мнению А. В. Запорожец и А. А. Люблинской, для детей раннего возраста характерно запаздывание эмоциональных реакций на ситуацию. Сами эмоции характеризуются неустойчивостью, кратковременностью, импульсивностью. Эмоции оказывают сильное влияние на всё поведение ребёнка: под влиянием переживаний (положительных и отрицательных) он может терять аппетит, плохо спать, часто плакать. Ребёнок действует под влиянием сиюминутно возникшей эмоции, чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивом поведения, которое поэтому импульсивно [7, с. 17].
Важнейшим мотивом овладения ребёнком сложной предметной деятельности является стремление подражать взрослому. Постепенное развитие предметных действий выступает в этот период в качестве ведущей деятельности. Е. Б. Волосова пишет, что эмоции детей раннего возраста тесно связаны с развитием предметной деятельности, её успешностью или неуспешностью [3, с. 29].
Таким образом, исследования эмоционального благополучия ребенка в раннем возрасте в диаде «мать – ребенок» показали, что оно проявляется не только в преимущественном положительном фоне настроения, но и в стиле переживания результатов действий, успехов и неудач, развитии познавательной мотивации, включении взрослого в совместную деятельность и др. Состояние эмоционального благополучия ребенка является во многом отражением речевого поведения матери в процессе общения с ребенком, в старшем возрасте - отношения ребенка к оценке взрослого. Рассмотрим подробнее, какие факторы влияют на формирование речевого поведения матери
в процессе общения с ребенком раннего возраста.
1.2. Факторы формирования различного речевого поведения матери
По данным исследований Г.Г. Филипповой, Е.А. Сергиенко, С.Ю. Мещериковой, приводимым в работах Е.Е. Ляксо, на начало появления так называемого «речевого поведения» матери в первые месяцы общения с ребенком указывает факт ответной реакции матери: мать начинает неосознанно повторять лицевую и вокальную экспрессию младенца. Как отмечает Е.Е. Ляксо, речевое поведение матери становится другим, автор обозначает его как «преувеличенное поведение», в исследованиях А.В.Колмагоровой такой вид поведения обозначается как «детское поведение» матери.
Согласно определению, приведенному в словаре- справочнику педагогического речеведения под редакцией Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской, речевое поведение — это «малоосознанная активность, проявляющаяся в образцах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания чужим образцам и стереотипам, либо на основе собственного опыта» [14, с.39]. Как мы видим, в речевом поведении стремление (а порой необходимость) к осознанию мотивов тех или иных поступков отсутствует.
Речевое поведение является формой речевого общения, его результатом выступают отношения между людьми (доброжелательные, недоброжелательные и др.) и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением собеседников.
К внешним факторам речевого поведения как проявления субъективных отношений личности, согласно словарю С.Ю. Головина, относятся:
1) все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей – поза, мимика, интонации и пр.;
2) отдельные движения и жесты;
3) действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл;
4) поступки – еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой [ 15, с. 403].
Однако, наиболее полно отношение личности находит свое выражение в поступках людей, которые, как отмечал С.Л. Рубинштейн, являются "единицами" ее поведения.
В целом, как отмечают в своих работах М.Б. Елисеева, Е.Е. Ляксо, С.Н. Цейтлин речевое поведение матери – это система инстинктивных реакций матери во всей совокупности речевых действий и их форм в ответ на контакт со своим ребенком. Именно ее поведение в первые годы жизни ребенка создает необходимый для эмоционального и ведомого им когнитивного развития ребенка эмоциональный фон.
В отечественных исследованиях феномен речевого поведения изучается как речевое поведение матери, нежели поведение отца. Как отмечает С.Н. Цейтлин, мужской стиль общения остается пока, к сожалению, неизученным [21]. Однако, по мнению автора, функции коммуникативных навыков поделены между родителями: «матери более внимательные и понимающие коммуникаторы, обеспечивающие максимум комфорта для ребенка и поощряющие его к этой деятельности, зато отцы лучше готовят детей к общению с незнакомыми взрослыми, что также необходимо» [21, с. 18].
В целом, как отмечают в своих работах М.Б. Елисеева, Е.Е. Ляксо, С.Н. Цейтлин речевое поведение матери – это система инстинктивных реакций матери во всей совокупности речевых действий и их форм в ответ на контакт со своим ребенком. Именно ее поведение в первые годы жизни ребенка создает необходимый для эмоционального и ведомого им когнитивного развития ребенка эмоциональный фон.
Проведенные на Западе исследования позволили С.Н. Цейтлин выделить императивный и декларативный стили общения матери [21]. При императивном стиле общения матери преимущественно предписывают ребенку, что ему делать (преобладают побудительные высказывания); при декларативном стиле матери рассказывают ребенку о происходящем (преобладают повествовательные и вопросительные высказывания). Как отмечает автор, в чистом виде эти стили встречаются редко, мать может переключаться с одного на другой в зависимости от своего настроения и настроения ребенка.
Материнский язык настолько специфичен, что получил на Западе название motherese (материнский). В последнее время вошел также в широкое употребление термин child directed speech, речь, адресованная ребенку.
Анализ данных, приведенных в работе С.Н. Цейтлин, позволил выделить ряд лингвистических особенностей материнской речи:
1) отсутствие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, обособленных конструкций, длинных рядов однородных членов;
2) структура используемых матерью простых предложений обычно не предполагает многоступенчатого подчинения элементов;
3) фразы, обращенные к ребенку, короче; содержат меньшее число компонентов, чем фразы, обращенные ко взрослому
4) вопросительные реплики обычно ярко интонационно окрашены, что облегчает их восприятие ребенком;
5) использование косвенных речевых актов, частотных вопросов, это вопросы типа: «Где папа?», «Где у Миши глазки?» и т. п.
Анализ работ зарубежных и отечественных исследователей позволил обратить внимание на биологические, социальные, психологические факторы формирования различного речевого поведения матери (Дж. Боулби, Е.В. Каплина, А.Г. Кошавцев, У.Крайн, Е.Е. Ляксо, В.С. Меренкова и др.).
Таксогласно исследованиям Е.Е. Ляксо,В. В. Ткачевой материнское поведение определяется физиологическими особенностями развития и состоянием ребенка раннего возраста [ 10], [19] . Автор отмечает, что характер детской патологии влияет на эмоциональные реакции матери, в том числе и ее речь. Наиболее изученными являются речевые аспекты взаимодействия в парах с детьми с синдромом Дауна. В этих работах указывается на более окрашенную речь матерей при обращении к больным детям.
Согласно данным, приведенным в исследованиях Е.Е. Ляксо важным фактором влияния на формирование различного речевого поведения матери являются принятые в определенной культурной среде нормы материнского общения [10]. Так американские матери в отношении к 3-х месячным детям проявляют свой авторитет и повелительно общаются с ребенком: их речь боле информативна, японские мамы - приближают свое поведение к поведению ребенка, они меньше использовали голоса, больше – тактильных контактов.
В качестве отдельного социального фактора, как отмечают Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова, можно выделить опыт общения ребенка с разными людьми, который снимает большое количество страхов, связанных с разлукой с матерью, что влияет на лучшую адаптацию ребенка к яслям [16].
В своей работе Ю.А. Старостина рассматривает и такой фактор - отношение женщин к форсированию раннего развития ребенка. Так женщины, стремящиеся к форсированию развития ребенка, значимо меньше стремятся к телесному контакту с ним, и для них менее характерен положительный фон эмоционального взаимодействия с ребенком [17] .
Установление глубокой эмоциональной связи внутри диады между матерью и ребенком может затрудняться незрелостью чувств и характера матери, ее неуравновешенностью. Препятствием может быть юный (до 18 лет) возраст матерей. В половине случаев зачатие у них происходит случайно, беременность оказывается незапланированной, а ребенок нежеланным не только для будущей матери, ее полового партнера, но и для родственников (13,7% из них пытаются оформить отказ от своего ребенка). Естественно, что социальная и психологическая неподготовленность к осуществлению обязанности матери не позволят женщине создать положительную эмоциональную среду, необходимую для формирования глубокой привязанности между матерью и ребенком.
Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований позволил выделить ряд факторов формирования различного речевого поведения матери в процессе общения с ребенком раннего возраста: физиологические особенности развития и состояния ребенка раннего возраста; психологические особенности самой матери; характер эмоциональной привязанности матери к ребенку; отношение к ребенку ближайшего окружения, разнообразие контактов в сфере общения ребенка; принятые в данной культурной среде нормы материнского общения.
На основе анализа данных факторов можно условно можно выделить два устойчивых типа речевого поведения: конструктивный и неконструктивный.
Конструктивный тип речевого поведения матери характеризуется открытостью, рефлексивностью, эмпатией, доверием участников друг к другу, конструктивностью, минимумом оценочных суждений, личностными обращениями, преобладанием позитивных эмоций ("Ты моя умница!", "Я тебя очень люблю"). Здесь присутствует сопереживание и понимание речи ребенка, возникает контакт, общность, внутри которой происходит воздействие внутреннего мира взрослого на внутренний мир ребенка. Интонация подчас значительнее слова: не всегда важно, что говорят, но всегда важно, как говорят. Не менее важен и сопутствующий высказыванию жест. Он так же, как и интонация, и взгляд, может обидеть, унизить, возмутить и, наоборот, приободрить, выразить расположение участие. Очень важно в разговоре уметь держать паузу.
Неконструктивный тип речевого поведения матери характеризуется отсутствием отсутствует контакта взгляда. Экспрессия и кинетика окрашены эмоционально однообразно - либо преимущественно негативно, либо -нейтрально, что является травмирующим для ребенка. Взрослый не вступает в общение с ребенком по его просьбе, не дает ему самому проявлять заинтересованность в общении, показывать свою эмоциональную включенность в общение; взрослый всегда выступает в качестве активного собеседника, не следуя за желанием ребенка.
Данные типы речевого поведения не могут быть "чистыми". Можно говорить лишь о некотором преобладании, выраженности черт определенного типа. В дальнейшем мы рассмотрим состояние эмоционального благополучия ребенка раннего возраста в зависимости от речевого поведения матери.
1.3. Изучение состояния эмоционального благополучия ребенка раннего возраста в зависимости от речевого поведения матери
Уже в первые дни жизни ребенок обнаруживает способность не только слышать звуки, но и различать их по высоте, тембру, громкости; различать близко расположенные предметы по форме, величине, предпочитая сложные и новые простым и известным. В целом органы восприятия новорожденного наделены избирательной чувствительностью ко всем воздействиям, исходящим от взрослого человека. Особенности биологического созревания ребенка подчеркивают огромную зависимость всех сфер жизни ребенка от взаимодействия с взрослым.
Как мы рассмотрели ранее в параграфе 1.2 , эмоциональное состояние ребенка и матери в диаде также является результатом речевого поведения матери. В дальнейшем подробнее рассмотрим зависимость состояния эмоционального благополучия ребенка раннего возраста от речевого поведения матери.
Согласно исследованиям просодика материнской речи не специфична, а является проявлением в речи эмоций, преимущественно позитивных, не используемых во взрослой речи с взрослым. Как отмечает В.М. Холмогорова, основная функция материнской речи – установление эмоционального контакта с ребенком. На установление эмоционального контакта указывают и другие исследователи, например, Е.Е. Ляксо, не выделяя, однако, эту функцию в качестве ведущей. Все исследователи сходятся во мнении, что основными функциями материнской речи являются:
1) подстройка под параметры детского голоса (имитация);
2) обучение его коммуникативным навыкам (общению);
3) создание комфортного состояния у младенца (состояния эмоционального благополучия).
Рассмотрим подробнее роль материнской речи в развитии ребенка раннего возраста.
Согласно многочисленным исследованиям имитация как процесс приобретения индивидуального опыта через наблюдение за действиями другого лица является механизмом формирования у ребенка раннего возраста навыков будущего общения.
Благодаря имитации мимики, движений, голоса, поведения матери на уровне зрительного восприятия закладывается код невербальной коммуникации. Способность к имитации мимических движений матери наблюдается уже с сорок второй минуты жизни ребенка, включая первоначально высовывание языка, открывание рта и др. Чем старше становились дети, тем меньше матери использовали этот механизм - реже имитировали мимику детей, но больше имитировали звуков и манипуляций ребенка, настраивая, таким образом, детей на восприятие речи и развитие предметной деятельности.
Таким образом, использование имитирующей деятельности в ходе общения с матерью способствует развитию у ребенка опыта невербальных контактов, средств общения, с другой стороны, как результат речевого поведения матери, формирует интерес к общению с матерью.
Отечественные исследователи, говоря о развитии детей раннего возраста, подчеркивают влияние раннего эмоционального контакта матери на появление общения. Согласно периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, общение матери и ребенка на протяжении всего раннего возраста носит эмоционально-личностный характер [23]. .
Отметим, что уже на этапе новорожденности характер организации общения матери и ребенка влияет на состояние его эмоционального благополучия. Так, стремясь продлить контакт с ребенком, мама использует приемы конструктивного речевого поведения – применяет тактильный контакт, поглаживая ребенка по тельцу или щечке, ласково называет ребенка по имени, использует правильную позу – ребенок видит лицо взрослого.
Таким образом, поток материнского общения на этапе новорожденности погружает малыша в этот процесс, создает у него привычку и вкус к ласке, теплым словам, отношению к нему как к личности. Другими словами, уже в процессе первых контактов происходит удовлетворение потребности ребенка в психологической защищенности, субъективно переживаемой как состояние эмоционального благополучия. В том случае, если взрослые не разговаривают с ребенком с первых дней жизни, то появление первого контакта - взгляда глаза в глаза, обнаруживается гораздо позже. Как результат происходящего - задержка психического развития.
На этапе младенчества ребенок сам вступает в контакт со взрослым с помощью мимики и экспрессивных движений. Они выступают не только как реакция на полученные впечатления, но и как инициативные проявления (пример, появление с третьего месяца жизни комплекса оживления).
Поэтому, благодаря развитию инициативных действий ребенка спектр переживаемых им эмоций становится больше. При этом если в первом полугодии общение ребенка и взрослого строится на обмене положительными эмоциями, то у младенца складывается доброжелательное отношение ко всем взрослым. Результатом речевого поведения матери на данном этапе становятся особо близкие аффективно-личностные связи с матерью, проявляющиеся в более интенсивном выражении радости при её появлении. Другими словами, находясь рядом с любящей матерью, переживание ребенком своей психологической защищенности является самым интенсивным.
Если же на этом этапе взаимодействие с матерью будет ограничиваться удовлетворением только органических нужд, то малыш будет выглядеть апатичным, вялым, проводить время бодрствования бесцельно глядя в пространство перед собой, ничем не интересуясь.
Таким образом, как мы видим, характер речевого поведения влияет на состояние эмоционального благополучия ребенка: результатом речевого поведения матери, направленного на удовлетворение только биологических нужд, является – низкий общий эмоциональный тонус, уровень познавательной активности, отрицательный эмоциональный фон. В свою очередь результатом тесного взаимодействия между матерью и ребенком, характеризующееся взаимными положительными эмоциями и стремлением к сохранению близости, является появление аффективно-личностной связи с матерью - привязанности.
Рассмотрим подробнее влияние речевого поведения матери на создание у ребенка состояния эмоционального благополучия на примере формирования отношений, основанных на привязанности между детьми и родителем.
Согласно исследованиям А.Я. Варги, Р.В. Овчаровой, Э.Эйдемиллера, Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой, Я.Т. Сафоновой, Е.И. Цымбал, Е.Н. Волковой переживание ребенком своей защищенности или незащищенности связано с характером родительского отношения к нему. В понимании данных авторов, как отмечает Р.В. Овчарова, родительское отношение как один из структурных компонентов родительства, является эмоционально-ценностным компонентом в структуре родительства, реализующимся в поддержании контакта с ребенком, формах контроля и воспитания взаимоотношениями [13].
Согласно исследованиям В.С. Меренковой, на характер отношения оказывает влияние способность матери осознавать свои эмоции [12]. Так чем выше эта способность, тем легче мать справляется с процессом воспитания (более разнообразно её поведение и более ответственные решения она принимает при уходе за ребёнком), тем большее удовольствие получает она при взаимодействии с ребёнком. Тогда как матери, имеющие более низкий уровень развития эмоционального интеллекта, в силу большей напряжённости труднее находят адекватные методы взаимодействия с ребёнком: чаще всего реагируют на биологические потребности, чем аффективные; не вступают в общение с ребенком по его просьбе, не дают ему самому проявлять заинтересованность в общении и др.
Результатом недостаточной осознанности матерью собственных эмоциональных состояний является эмоциональное отвержение ребенка, проявляющееся в таком характере действий, как глобальное недовольство ребенком (он не такой умный, умелый, красивый), раздражение и злость за его неумелость или интроектно на самого себя как «недостаточно хорошего родителя». Не осознавая данные переживания, родитель может их маскировать преувеличенным вниманием и заботой. Проявлением скрытого эмоционального отвержения, как отмечают Е.А. Личко, Э. Эйдемиллер, выступает избегание родителем тесных (телесных) контактов в общении с детьми: родитель не гладит ребенка по голове и не берет его на руки [9 ], [22] .
Отвержение часто связано с неадекватными родительскими ожиданиями по поводу ребенка (Э. Эйдемиллер), чаще встречается у молодых родителей с не сформированным чувством материнства отцовства, присуще «пожилым» родителям, обладающим доминантными тревожно-мнительными и гиперсоциализированными чертами характера (А.И. Захаров).
Таким образом, родительское отвержение блокирует формирование базовой потребности ребенка в переживании своей психологической защищенности, что в дальнейшем станет источником многих психологических проблем: у ребенка наблюдается низкий эмоциональный фон, тонус, уровень познавательной активности снижен. Кроме эмоционального отвержения к переживанию ребенком своей незащищенности приводит нарушение определенного баланса принадлежности-автономии.
По данным А.Г. Кощавцева, матери детей с неправильной привязанностью (по типу симбиоза) не смогли воспринять элементарные приемы по контролю над кормлением, всегда шли на поводу у ребенка, не проявляли терпения в общении с ним [6]. Симбиоз нередко сопровождается гиперопекой, которая, по мнению А.И. Захарова, обусловлена тревожно-мнительными и гиперсоциализированными чертами характера родителей [4].
В то время как мать с правильной привязанностью умеет различить плач ребенка и предлагает не любой, а адекватный отклик (переодеть, взять на руки, накормить). Матери с надежной привязанностью в возрасте 10–12 месяцев различают алиментарный жест ребенка, то есть, понимают, чего хочет ребенок.
Исследования Н.Н. Авдеевой показали, что надежная привязанность формируется на высоком уровне активности ребенка: во время бодрствования, кормления [1]. Режимные моменты должны сопровождаться общением. В основе надежной привязанности лежат последовательность и отзывчивость матери к сигналам младенца, желание реагировать на эмоциональном уровне, отсутствие амбивалентного отношения.
Таким образом, тип привязанности закладывается в раннем детстве и влияет на поведение ребенка в будущем. В 15 месяцев надежно привязанные дети проявляют большую самостоятельность, энергичность, любознательность. Негативным фактором формирования состояния эмоционального благополучия ребенка является нарушение степени удовлетворения потребности ребенка в общении с матерью.
Отечественные исследователи, говоря о развитии детей раннего возраста, подчеркивают влияние раннего эмоционального контакта матери на появление общения (Выготский Л.С., 1983; Лисина М.И., 1974; Мещерякова С.Ю., 1978; Мазитова Г.Х., 1977; Авдеева Н.Н., 1982 и др.). В том случае, если взрослые не разговаривают с ребенком с первых дней жизни, то появление первого контакта - взгляда глаза в глаза, обнаруживается гораздо позже, и как результат происходящего - задержка психического развития.
Таким образом, проанализировав психологические факторы, мы подробно рассмотрели влияние материнского поведения на развитие ребенка раннего возраста. В качестве главного вывода хочется отметить, что характер речевого поведения матери в раннем возрасте оказывает огромное влияние на дальнейшее психологическое развитие ребенка: формирование чувства психологической защищенности ребенка, своевременное формирование аффективно-личностных связей, хороший эмоциональный тонус, положительный эмоциональный фон, высокий уровень познавательной активности. Своевременная коррекция негативного влияния психологических факторов речевого поведения матери на развитие ребенка, неконструктивных форм самого поведения помогут устранить ранние причины психических дезадаптаций, начиная уже с раннего возраста.
Глава 2 Методы и методики изучения влияния речевого поведения
матери на формирование состояния эмоционального благополучия ребенка раннего возраста
2.1. Методы экспериментального изучения влияния речевого поведения
матери на формирование состояния эмоционального благополучия
ребенка раннего возраста
Анализ исследований отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблеме изучения влияния речевого поведения матери на формирование состояния эмоционального благополучия ребенка раннего возраста, позволил выделить основные методы изучения проблемы (Д.Ингрем, Д.Слобин, Р. Браун, А.Н. Гвоздев, Л.В. Сахарный, Л.В. Щерба и др.):
1). метод включенного наблюдения;
2). метод ведения дневниковых записей;
3). стандартизированное наблюдение;
4). метод аудио - и видеозаписей;
5). методы ИКТ.
Остановимся на характеристике данных методов применительно к нашему исследованию подробнее.
1. Включенное – наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри.
Общие требования к записи наблюдений: запись наблюдения должна быть фактологична, т.е. читающий ее человек может «увидеть» картину наблюдаемого явления собственными глазами; запись должна включать описание всей ситуации (предметной и социальной), в которой происходит наблюдаемое событие; запись должна быть полной в том смысле, что она должна по возможности полно в соответствии о целью отражать изучаемую реальность.
2. Метод ведения дневниковых записей – форма записи, используемая при лонгитюдном наблюдении. Записи делают обычно один раз в день или в несколько дней, причем наблюдатель записывает по памяти в свободной форме все, что привлекло его внимание.
3. С целью получения информации, подверженной статистической обработке, предлагается использовать такой вид наблюдения, как стандартизированное наблюдение.
Стандартизированная техника наблюдения предполагает детально разработанный список явлений, событий, характеристик, признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдений, инструкции для наблюдателей, единообразные карточки для регистрации наблюдаемых явлений.
4. Преимущества аудио- и видеозаписей как метода исследования речи очевидны: они привлекательны, потому что дают возможность точного воспроизведения речи (особенно диалога ребенка с взрослым), жестов, обстановки, контекста. Решающим преимуществом для большинства исследователей детской речи является возможность представления материала в системе CHILDES, которая «стала универсальным хранилищем данных об усвоении языка, научной библиографии по детской речи, а также средством связи между учеными, работающими в этой области» (Воейкова, 1995).
Среди основных недостатков метода: точным является только определенный срез; для того чтобы представить становление идиолекта ребенка, надо изучить множество видеозаписей; далеко не все, что присутствует в речи ребенка, попадает в видеозаписи, поскольку съемка ограничена временными рамками, тогда как ведущий дневник может фиксировать все, что слышал в течение дня; при анализе речи исследователи чрезвычайно редко пользуются самими видеозаписями; как правило – только их расшифровками, введенными в компьютер в формате CHILDES, а даже самые лучшие расшифровки не всегда достоверны и часто неполны (особенно в отношении речи взрослых), хотя в идеале «основная строка должна быть записана как можно ближе к правильному орфографическому варианту, но без искажения порядка и набора словоформ и количества их повторов» (Воейкова, 1995).
5. Современными средствами обследования детей разного возраста являются средства ИКТ. Применительно к обучению детей раннего возраста, созданию у них определенных состояний и условий сенсорно-когнитивного взаимодействия с окружающим миром, такие системы являются единичными. Большее распространение получили детские социальные сети, рассчитанные на детей младшего школьного возраста. Однако, имеются отдельные авторские программы.
Информационная система Е.Ю. Лебедевой «Раннее развитие детей» построена на анализе различных источников и представляет собой коллекцию занятий и игр для развития детей от 0 до 7 лет. Отметим, что данная программа не имеет конкретной целевой направленности – на отдельную сферу личности ребенка, но вместе с тем содержит систему мониторинга для отслеживания результатов.
Программа «INFANT.MAVS» для изучения психофизиологического состояния детей раннего возраста (Е.Е. Ляксо, В.М. Ситдиков, А.С. Григорьев, Е.А. Огородникова). Модель визуальных, звуковых, тактильных и графических стимулов предназначена для предотвращения и снятия негативных последствий сенсорно–коммуникативной депривации и нормализации психофизиологического состояния младенцев в условиях длительного отсутствия контакта с матерью, ограничения социального общения.
Таким образом, проанализировав работы отечественных и зарубежных исследований, посвященные проблеме изучения влияния речевого поведения матери на формирование состояния эмоционального благополучия ребенка раннего возраста, мы выделили такие методы, как метод включенного наблюдения, метод ведения дневниковых записей, стандартизированное наблюдение, метод аудио - и видеозаписей, методы ИКТ.
Рассмотрим подробнее методики по данной проблематике.
2.2. Методики экспериментального изучения влияния речевого
поведения матери на формирование состояния эмоционального
благополучия ребенка раннего возраста
Обзор диагностических методик показал, что комплексных методик по изучению влияния речевого поведения матери на формирование состояния эмоционального благополучия ребенка раннего возраста на данный момент не существует. Преимущественно используются методики на изучение состояния эмоционального благополучия ребенка раннего возраста, типа эмоциональной привязанности матери, типа эмоциональных отношений в семье.
Методика изучения эмоционального состояния детей раннего возраста (Л.П. Стрелкова)
Цель: изучить особенности состояния эмоционального благополучия ребенка раннего возраста в режимные моменты, в процессе учебной, спортивной, игровой деятельности и свободной игры.
Метод: включенное наблюдение
Данные наблюдения фиксируются в форме протокола, для оценки состояния эмоционального неблагополучия и эмоционального комфорта используется соответствующая шкала (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Шкала оценки проявления эмоционального состояния
Степень выраженности |
Характеристика |
Способы проявления |
1 балл |
Внешние проявления эмоций отсутствуют или выражены незначительно |
|
2 балла |
Эмоциональные проявления выражены средне |
Мимика, поза, слова и т.д. |
3 балла |
Эмоции выражены сильно |
Мимика, речь, двигательная активность |
При наблюдении за ребенком его эмоциональное состояние фиксируется по соответствующей индивидуальной схеме (см. Приложение Таблица 2).
Преобладающее количество баллов по определенной шкале (Р-радость, Г-гнев, П-печаль) говорит об эмоциональном состоянии ребенка [18].
Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И.Захаровой
(методика ОДРЭВ)
Цель: изучить особенности эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста
Метод: опрос
Процедура исследования, анкета для родителей см. Приложение
Исследуемым женщинам был предложен опросник эмоциональных отношений в семье Захаровой Е.И. (методика ОДРЭВ) [ 18]. Он содержит 66 утверждений и направлен на выявление выраженности 11 параметров, объединенных в три блока: блок чувствительности, блок эмоционального принятия и блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия.
1. Блок чувствительности:
- способность воспринимать состояние ребенка (утверждения 1, 23, 45, 12, 34, 56
понимание причин состояния (13, 35, 57, 2, 24, 46);
способность к сопереживанию (3, 25, 47, 14, 36, 58).
2. Блок эмоционального принятия:
- чувства, возникающие у матери с ребенком (15, 37, 59, 4, 26, 48);
безусловное принятие (5, 27, 49, 16, 38, 60);
отношение к себе как к родителю (17, 39, 61, 6, 28, 50);
преобладающий эмоциональный фон взаимодействия (7, 29, 51, 18, 40, 62).
3. Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия:
стремление к телесному контакту (19, 41, 63, 8, 30, 52);
оказание эмоциональной поддержки (9, 31, 53, 20, 42, 64);
ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия (21, 43, 65, 10, 32, 54);
- умение воздействовать на состояние ребенка (11, 33, 55, 22, 44, 66).
Заключение
В проведенной работе проблема проведения влияния речевого поведения матери на состояние эмоционального благополучия ребенка раннего возраста получила свое теоретическое решение.
В процессе работы были осуществлены основные задачи. Мы теоретически обосновали проблему исследования в психолого-педагогической литературе и составили характеристику основных методов и методик изучения влияния речевого поведения матери на формирование состояния эмоционального благополучия ребенка раннего возраста.
Полученные в ходе теоретического анализа литературы результаты, позволяют сформулировать следующий вывод.
Ранний возраст является сензитивным для формирования эмоциональной сферы ребенка. Важную роль в этом процессе играет речевое поведение матери. Анализ психолого-педагогических исследований позволил выделить биологические, социальные, психологические факторы речевого поведения матери. Более подробно мы рассмотрели влияние психологических факторов на формирование состояния эмоционального благополучия.
Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо составить диагностическую программу для формирования коррекции неправильного речевого поведения матери, что ведет к выравниванию и формированию состояния эмоционального благополучия ребенка раннего возраста, способствуя дальнейшему благоприятному психическому развитию и социализации.
На данный момент нет методики, изучающей влияние речевого поведения матери на состояние эмоционального благополучия ребенка раннего возраста, которая бы отвечала нашим требованиям. В дальнейшем планируется разработка своей методики для изучения данного вопроса.
Цель, поставленная в нашем исследовании, достигнута. Задачи выполнены.
Литература
Авдеева, Н.Н. Зависимость типа привязанности ребенка к взрослому от особенностей взаимодействия (в семье и доме ребенка) / Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А.//Психол. Журнал.-1999.-№1.-С.39-48
Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе/Божович Л.И. // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. – М.: Моск. Псих-соц, 2005. -C. 471–483.
Волосова, Е. Б. Развитие ребёнка раннего возраста/Е. Б. Волосова. -М.: Линка-Пресс, 2000. - 69 с.
Захаров, А.И. Семейное воспитание и его дефекты/А.И. Захаров//Под ред. Бодалева А.А. Социальная психология личности.-Л.: Знание, 1974.-С.189-206
Колмогорова, А. В. Телесный код культуры в речевом поведении матери / А. В. Колмогорова // Сибирский филологический журнал. - 2012. - № 3. - С. 193-202
Кощавцев, А.Г. Послеродовые депрессии и материнско-детская привязанность/А.Г. Кощавцев.-М.: Сотис, 2005.- 223 с.
Леонтьев, А. Н. Учение о среде в педагогических работах Л. С. Выготского (критическое исследование)/ Леонтьев А.Н.//Вопросы психологии. –2006.-№1. -С. 34 - 37.
Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка/М.И. Лисина//под ред. Рузской А.Г.-М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.-384с.
Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/А.Е. Личко.-Л.: Медицина,2-е изд., доп. и перераб., 1983.-255с.
Ляксо, Е.Е.Вокально-речевое развитие ребенка в первый год жизни/Е.Е. Ляксо // Российский физиологический журнал.-М.: Изд-во Солютис, 2003. -Т.89. №2. С. 207-218.
Маслоу А. Мотивация и личность/Пер. с англ. Татлыбаевой А.М.-Спб.: Евразия, 1999.-479с.
Меренкова, В.С. Влияние эмоционального реагирования матери на здоровье детей раннего возраста/ В.С. Меренкова//Воспитание дошкольников.-М.: Изд-во Солютис, 2013.- с. 24-29.
Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства/Р.В. Овчарова.-М.:Изд-во Института Психотерапии, 2003.-319с.
Педагогическое речеведение. Словарь-справочник/Сост. Т. А. Ладыженская, А.К. Михальская.- М.: Изд-во Флинта,1998.-230с.
Словарь практического психолога/Сост.С.Ю.Головин.-Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ»,2003.-800с.
Смирнова, Е.О. Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми раннего возраста/Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова -М.: Изд-во Мозаика-Синтез,2008.-200с.
Старостина, Ю.А. Телесный код культуры в поведении матери/Ю.А. Старостина//Сибирский филологический журнал.-Новосибирск: Изд-во Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2000.-С. 193-202
Стрелкова, Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников.: дис. канд. психол.наук: 19.00.07/ Стрелкова Людмила Петровна.- М.,1987.-218с.
Ткачева, В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии/В.В. Ткачева, И.Ю. Левченко. - М.: Просвещение, 2008.-315с.
Филиппова, Г. Г.Психология материнства: Учебное пособие/Филиппова Г.Г. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240с.
Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Цейтлин С.Н. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -240 с.
Эйдемиллер, Ю.Г. Психология и психотерапия семьи/Ю.Г. Эйдемиллер, В.Юстицкис.-3-е изд.-СПб.: Питер, 2001.-65с.
Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах.-М.: Изд-во «Институт практ. психол»; Воронеж: НПО «МОДЕК» 1998.-416с.
Приложение
Методика изучения эмоционального состояния детей раннего возраста
(Л.П. Стрелкова)
Таблица 2
Оценка состояния эмоционального благополучия ребенка
Оценка проявления эмоционального состояния (баллы) |
Деятельность и режимные моменты |
|||||||
Индивидуальное поведение |
Поведение в обществе |
|||||||
Р |
Г |
С |
П |
Р |
Г |
С |
П |
|
Оценка проявления эмоционального состояния (баллы) |
Организованная деятельность (занятия, развлечения) |
|||||||
Индивидуальное поведение |
Поведение в обществе |
|||||||
Р |
Г |
С |
П |
Р |
Г |
С |
П |
|
Оценка проявления эмоционального состояния (баллы) |
Неорганизованная деятельность (свободная игра) |
|||||||
Индивидуальное поведение |
Поведение в обществе |
|||||||
Р |
Г |
С |
П |
Р |
Г |
С |
П |
|
Итого |
Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И.Захаровой
(методика ОДРЭВ)
Процедура проведения исследования
Каждая характеристика диагностируется с помощью шести утверждений, три из которых носят положительный характер (первые три из указанных в скобках) — согласие с данным утверждением свидетельствует о высокой степени выраженности качества и три — отрицательный (вторая тройка утверждений, указанных в скобках) — согласие с данным утверждением означает низкую степень выраженности качества.
Степень своего согласия с предложенными утверждениями испытуемый должен выразить с помощью пятибалльной шкалы, расположенной на бланках опросника рядом с инструкцией. Таким образом, заполняющий анкету родитель шесть раз высказывает степень своего согласия с утверждениями, касающимися каждой из указанных характеристик взаимодействия. Наличие утверждений, имеющих положительную и отрицательную направленность, повышает достоверность полученной оценки.
Для получения стандартных баллов, которыми удобно оценивать выделенные характеристики, предлагается объединить показатели, относящиеся к каждой из них, и преобразовать по формуле:
а+b+с-d-е-f+135 '
где а, b, с — оценки положительных утверждений; d, е, f — оценки отрицательных утверждений.
Таким образом, складываются оценки положительных утверждений и вычитаются оценки отрицательных. В результате указанных вычислений можно измерять степень выраженности каждой характеристики в интервале от 0,5 до 5 баллов.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Оцените справедливость следующих утверждений, используя пятибалльную шкалу: 5 — абсолютно верно; 4 — скорее всего это так; 3 — в некоторых случаях верно; 2 — не совсем верно; 1 — абсолютно неверно.
Анкета
Ф.И.О.____________________________
Возраст ребенка ______________________
Пол ребенка ______________________
Который по старшинству в семье_______
Полная или неполная семья___________
Дата обследования____________________
1. |
12. |
23. |
34. |
45. |
56. |
2. |
13. |
24. |
35. |
46. |
57. |
3. |
14. |
25. |
36. |
47. |
58. |
4. |
15. |
26. |
37. |
48. |
59. |
5. |
16. |
27. |
38. |
49. |
60. |
6. |
17. |
28. |
39. |
50. |
61. |
7. |
18. |
29. |
40. |
51. |
62. |
8. |
19. |
30. |
41. |
52. |
63. |
9. |
20. |
31. |
42. |
53. |
64. |
10. |
21. |
32. |
43. |
54. |
65. |
11. |
22. |
33. |
44. |
55. |
66. |
Анкета
Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен.
Когда мой ребенок обижается, то невозможно понять, по какой причине.
Когда моему ребенку больно, мне кажется, я тоже чувствую боль.
Мне часто бывает стыдно за моего ребенка.
Что бы ни сделал мой ребенок, я буду любить его.
Воспитание ребенка — сложная проблема для меня.
Я редко повышаю голос.
Если часто обнимать и целовать ребенка, можно заласкать его и испортить его характер.
Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы.
10. Плохое настроение моего ребенка не может быть оправданием его непослушания.
Я легко могу успокоить моего ребенка.
Чувства моего ребенка для меня загадка.
Я понимаю, что мой ребенок может грубить, чтобы скрыть обиду.
Часто я не могу разделить радость моего ребенка.
Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь и нежность, даже если он плохо
Я многое хотел(а) бы изменить в своем ребенке.
Мне нравится быть матерью (отцом).
Мой ребенок редко спокойно реагирует на мои требования.
Я часто глажу моего ребенка по голове.
Если у ребенка что-то не получается, он должен справиться с этим самостоятельно.
Я жду пока ребенок успокоится, чтобы объяснить ему, что он не прав.
Если мой ребенок разбаловался, я уже не могу его остановить.
Я чувствую отношение моего ребенка к другим людям.
Часто я не могу понять, почему плачет мой ребенок.
Мое настроение часто зависит от настроения моего ребенка.
Мой ребенок часто делает вещи, которые сильно мне досаждают.
Ничто не мешает мне любить своего ребенка.
Я чувствую, что задача воспитания слишком сложна для меня.
Мы с моим ребенком приятно проводим время.
Я испытываю раздражение, когда ребенок буквально «липнет» ко мне.
Я часто говорю ребенку, что высоко ценю его старание и достижения.
Даже когда ребенок устал, он должен довести начатое дело до конца.
У меня получается настроить ребенка на серьезные занятия.
Часто мой ребенок кажется мне равнодушным, и я не могу понять, что он чувствует.
Я всегда понимаю, почему мой ребенок расстроен.
Когда у меня хорошее настроение, капризы ребенка не могут испортить его.
Я чувствую, что мой ребенок любит меня.
Меня удручает, что мой ребенок растет совсем не таким, каким мне хотелось бы.
Я верю, что могу справиться с большинством ситуаций и проблем в воспитании ребенка.
Часто у нас с ребенком возникает взаимное недовольство.
Мне часто хочется взять ребенка на руки.
Я не поощряю мелкие успехи ребенка. Это может избаловать его.
Бесполезно требовать что-то от ребенка, когда он устал.
Я не в силах изменить плохое настроение ребенка.
Мне достаточно только посмотреть на ребенка, чтобы почувствовать его настроение.
Часто радость ребенка кажется мне беспричинной.
Я легко заражаюсь весельем моего ребенка.
Я очень устаю от общения со своим ребенком.
Я многое прощаю своему ребенку из-за любви к нему.
Я нахожу, что я гораздо менее способна хорошо заботиться о своем ребенке, чем ожидал.
У меня часто возникают спокойные, теплые отношения с моим ребенком.
52..Я редко сажаю ребенка к себе на колени.
53.Я часто хвалю своего ребенка.
54.Я никогда не нарушаю распорядок дня ребенка.
55.Когда мой ребенок устал, я могу переключить его на более спокойное занятие.
56.Мне тяжело понять желания моего ребенка.
57.Я легко могу догадаться, что беспокоит моего ребенка.
58.Иногда я не понимаю, как ребенок может расстраиваться по таким пустякам.
59.Я получаю удовольствие от общения с ребенком.
60.Не всегда легко принять моего ребенка таким, какой он есть.
61.Мне удается научить ребенка, что и как делать.
Наши занятия с ребенком часто заканчиваются ссорой.
Мой ребенок любит ко мне прижиматься.
Я часто бываю строгой (строгим) со своим ребенком.
Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребенок «не в духе».
Когда ребенок расстроен и ему трудно успокоиться, мне бывает трудно помочь ему.