СОХРАНЕНИЕ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЛГОРОДСКОГО КРАЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОХРАНЕНИЕ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЛГОРОДСКОГО КРАЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Субочев В.С. 1, Сараева Л.П. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Восстановление духовного здоровья человека и всего российского общества возможно лишь на путях возрождения основ национальной культуры, естественных форм самого культурного процесса, согласующего все виды деятельности со здравым смыслом, с историческим путём народа, его многовековой мудростью житейского опыта, мировоззрением, психологией, идеалами, представлениями о нравственности и красоте.

В бесконечном разнообразии и многомерности содержания, форм, направлений современной культурной деятельности выделяется самостоятельная сфера народной песенной культуры, имеющей значение корневой основы всего культурного «древа». Во многих своих проявлениях она сохранила в себе изначальный смысл и духовно-практическое содержание, о чем свидетельствуют музыкальные фольклорно-этнографические материалы.

Сегодня много говорят о затухании музыкальных фольклорных традиций, о том, что исконная традиционная песенная культура вытесняется из повседневной жизни народа, что сужается социальная база её бытования. Однако «…всё больше и чаще раздаются голоса в пользу народной песни, её жизненной силы» [3; 123]. Таково мнение Земцовского И.И. о творческой природе фольклора: «Традиция фольклора - тенденции к творчеству, которые реализуются в различных формах: как новаторство, как исполнительская импровизация на традиционной основе, как переосмысление, переинтонирование традиционных произведений и др.» [5; 137]. Правильное решение вопроса о фольклоре исследователь видит в способности народных песенных традиций к саморазвитию, позволяя, в частности, народной песне не только выжить, но и плодоносить.

Непосредственно изучением традиционной песенной культуры Юга России занимались исследователи - фольклористы: И.И. Веретенников, М.С. Жиров, О.Я. Жирова, И.Н. Карачаров, К.В. Квитка, Н.С. Кузнецова, А.В. Руднева, Л.Н. Сушкова, В.М. Щуров. Главная цель этих фундаментальных работ заключается в выявлении особенностей традиционного творчества, особенностей художественной культуры Белгородчины «в этнической, историко-стадиальной многослойности пластов, жанров, видов и форм бытования песенно-инструментального, хореографического, обрядового фольклора, народной одежды, художественных промыслов и ремесел, устной поэзии» [1].

Белгородчина - один из уникальных регионов, где до сих пор сохранены богатейшие певческие, музыкальные, хореографические народные традиции, многие образцы устного народного творчества, лучшие образцы культуры семейно-бытовых отношений. Особенно ярко и самобытно фольклорное наследие края представлено архаичной песенной традицией. По словам М.С. Жирова, «наиболее архаичные народные песни отличаются глубиной формы и полнотой поэтического содержания, выдержанностью фольклорного стиля, характерными диалектными особенностями» [1; 32].

Современными фольклористами на территории Белгородчины выделяются три стилевые зоны: Белгородско-Оскольская, Белгородско-Воронежская, Белгородско-Курская, отличающиеся стилевыми характерными чертами исполнения фольклорных песенных жанров.

Например, в Белгородско-Оскольском регионе песенный распев протяжной песни осуществляется в основном на двухголосной основе, с ведущими нижними голосами. Двухголосный напев протяжной песни обрастает дополнительными подголосками за счёт варьирования основных голосов. В селе Фощеватово Волоконовского района представленного песенного стиля до недавних пор бытовала уникальная традиция двухорного пения, не встречающаяся больше нигде на территории современной РФ. В процессе исполнения одна половина хора «приказывает» текстовые слова, а вторая вступает через один такт и «лелёкает» (исполняет асемантический припев) в своеобразном наложении одного напева на другой. К таким песням относятся известные на Белгородчине свадебные «Устилала калинушка два луга», «Ой, чей-то конь», «Да и новая да колясочка», которые исполнялись в первый свадебный день двумя женскими группами (предположительно со стороны жениха и со стороны невесты).

Белгородско-Воронежский регион выделяется среди перечисленных - традиционными протяжными песнями, одним из главных достоинств которых этнографы и фольклористы России называют богатство многоголосного распева. Плясовые-«карагодные» песни данного региона сопровождаются одним из уникальных движений - «пересеком»: особой формой полиритмии, когда в момент эмоционального подъёма исполнителей лидер карагода начинает выбивать ровный ритм ногами, а присоединившиеся к нему несколько человек «пересекают» его ритм своим, накладывая на первый.

В Белгородско-Курском регионе прослеживаются традиции, некогда бытовавшие в Курской губернии. Аналогичные традиции существуют и в русских сёлах на территории Сумской области Украины. Основой музыкального стиля песен этого региона является гетерофония. Протяжные песни здесь распеваются на двухголосной основе, когда большая часть певцов исполняет нижний голос - основную мелодическую линию напева. Исполнение варьируется певцами в зависимости от степени одарённости. Верхний голос чаще поют один или два исполнителя, надстраивая его над основным напевом. Народные певцы называют это «подголашивать песню», «тянуть на голос» или просто «тянуть». Если тянут два человека, то возникают варианты мелодии, образуя вместе с нижними голосами многоголосные эпизоды в песне.

Ещё одна традиция Белгородчины - Украинская. Она представлена практически во всех районах. Украинские песни поются повсеместно и в русских сёлах. Наиболее ярко эти традиции проявляются в Ровеньском районе Белгородской области.

Резюмируя, подчеркнём: народное творчество на протяжение веков является сокровищницей национальных традиций, основным компонентом сохранения национального своеобразия художественной культуры. Оно стало основной для развития многих жанров профессионального искусства, ему принадлежит огромная роль в эстетическом и нравственном воспитании подрастающего поколения, формировании у него верных морально-этических ориентиров, заложенных в народном творчестве как наиболее ёмкой и образной форме выражения национального характера народа.

Белгородчина - уникальный регион юга России с богатейшей песенной обрядностью. Её сохранение становится особенно актуальной в настоящее время, когда массовая культура вытесняет местные традиции, стирая локальные песенные особенности её деревень, сёл, областей.

Литература:

  1. Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины. Белгород, 2000. - 267с.

  2. Жиров, М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры / М.С. Жиров. - Белгород, 2003. -266 с.

  3. Жиров, М.С., Алексеева, О.И. Русская народная песня: история и современность / М.С. Жиров, О.И. Алексеева. - Белгород, 2007. -183с.

  4. Жиров М.С., Сараева Л.П. Феномен музыкального фольклора (философско-культурологические аспекты): Монография / М.С. Жиров, Л.П. Сараева. – Белгород: БГУ, 2007. – 114 с.

  5. Земцовский, И.И. О творческой природе фольклора / Стилевые тенденции советской музыки 1960-1970 годов / И.И. Земцовский. - Л., 1979. – 147 с.

  6. Сараева, Л.П. «Расшифровка народно песни как метод её познания» / Л.П. Сараева. - Белгород, НИИ БелГУ, 2011. – 164 с.

Просмотров работы: 1268