ЯПОНСКИЕ САМОЛЕТЫ И ЭКИПАЖИ НА СЛУЖБЕ СОЮЗНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЯПОНСКИЕ САМОЛЕТЫ И ЭКИПАЖИ НА СЛУЖБЕ СОЮЗНИКОВ

Чивилёв М.В. 1, Попкова О.В. 1
1Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г.Столетовых, Гуманитарный институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В августе 1945 года, после американских бомбардировок Хиросимы и Нагасаки атомными бомбами и вступления в войну с Японией Советского Союза, который в кратчайшие сроки добился сокрушительного разгрома крупнейшей японской Квантунской армии, положение Страны восходящего солнца было катастрофическим. Японская империя разваливалась на глазах. В радиообращении к нации 15 августа император Японии признал, что продолжение вооруженной борьбы станет причиной полного уничтожения японского народа, а 2 сентября 1945 года Вторая мировая война официально подошла к концу. В августе британское военное командование вернуло себе контроль над Южным Индокитаем (Вьетнам), Борнео, всей Явой и Западной Новой Гвинеей. В Индокитае при общем населении в 128 миллионов человек тогда находилось большое количество японских пленных и интернированных лиц. Всего здесь было до 633 тысяч японских военных и около 93 тысяч гражданских лиц, а также примерно 10 тысяч корейцев и тайцев. Все военные были демобилизованы и должны были быть репатриированы.

При этом основной объем забот по перевозке и обустройству такого большого количества людей взяли на себя британцы, в то время как американцы демонстративно дистанцировались от путей решения данной проблемы. Для переброски данного контингента в Японию, британцам пришлось дополнительно создать 9 транспортных эскадрилий и еще две эскадрильи специального назначения. При этом в самом Индокитае на время установился вакуум власти. На севере страны голову подняли вьетнамские националисты Вьетминя, которые объявили о независимости страны от Франции, на помощь им оперативно пришли отряды из Китая.

В сентябре 1945 года на вьетнамском аэродроме Тан Сон Нхут приземлилися первый самолет союзников, это был американский транспортный C-47, который принадлежал Управлению стратегических служб (OSS, первая объединенная разведывательная служба США, предшественник ЦРУ). Задачей прибывших сюда американских разведчиков был первичный сбор информации. В числе прочего они докладывали, что на аэродроме было обнаружено 50 исправных японских транспортных самолетов, истребителей-бомбардировщиков и просто истребителей. Также сообщалось о том, что власть в Сайгоне формально принадлежит японской администрации, но в городе насчитывается порядка тысячи вооруженных повстанцев, которые называют себя «аннаманцами».

6 сентября 1945 года начали прибывать первые подразделения британской армии — Хайдерабадский полк с приданными подразделениями медицинских и инженерных частей. Первым делом англичане организовали RAPWI — Recovery of Allied Prisoners of War and Internees (отдел службы отправки военнопленных). Также была установлена постоянная радиосвязь с Рангуном, в котором располагалось командование британских оккупационных сил.

Для координации воздушных перевозок от Королевских военно-воздушных сил в Сайгон вылетел маршал Вальтер Чешир. По его совету на аэродром Тан Сон Нхут в течение сентября 1945 года были переброшены сводные разведывательные звенья от 681-й и 684-й эскадрилий, вооруженные как «Спитфайрами» XIX, так и «Москито» PR34, а также «Спитфайры» Mk VIII 273-й эскадрильи. Их основной задачей стало сопровождение транспортных самолетов союзников и проведение невооруженной разведки. Тогда же у Вальтера Чешира появилась идея создать специальное оперативное соединение «Гремлин», в котором, помимо британских и французских самолетов, планировалось использовать не только захваченные японские самолеты, но и пленных японских летчиков.

По какой причине оперативное соединение было решено назвать «Гремлин», сказать довольно сложно. Это мифическое существо из английского фольклора, по всей видимости, впервые появилось непосредственно во время Второй мировой войны в 1940 году. Мифический персонаж стал популярным в среде английских военных летчиков и авиационных техников в разгар Битвы за Британию. А первая публикация о данном «феномене» появилась в английской прессе в апреле 1942 года. С легкой руки английских летчиков мифическое существо, известное своей ненавистью к различной технике и людям, которые ею пользуются, получило жизнь на страницах фантастической литературы и в кино. В любом случае, созданное британцами подразделение с необычным названием было абсолютно мирным и должно было решать задачи транспортировки людей и грузов, разведки, доставки гуманитарной помощи и так далее.

Командовать оперативной группой был назначен сквадрон-лидер Мак-Наб. При этом большинство вылетов совершалось японскими пилотами, которые находились под плотным контролем со стороны британцев. Помимо совершения разведывательных полетов и перевозки японских, британских и французских репатриантов, летчики подразделения использовались для доставки гуманитарных грузов и выброски листовок с призывами о сдаче. Многие японские военнослужащие продолжали вести свою собственную войну уже после капитуляции Японии не просто годами, но десятилетиями, не веря в случившийся факт, не зная о нем или считая информацию о капитуляции своей страны дезинформацией. Помимо Индокитая, самолеты оперативного соединения «Гремлин» успели засветиться в Сингапуре и Бангкоке.

Говоря о японских самолетах, можно отметить, что, начиная с 1932 года, все армейские машины получили обозначение «Ки» (сокращение от слова «китай» — конструкция) и порядковый номер, к примеру, Ki-36. Модели своих самолетов японцы обозначали при помощи римских цифр. Помимо этого, самолеты одной модели, могли различаться в зависимости от модификации наличием дополнительного иероглифа (который позднее заменили на латинские буквы): «Каи» (a) — означал изменение конструкции планера, «Ко» (b) — изменение силовой установки самолета, «Оцу» (с) — изменение в оборудовании или назначении самолета, «Хей» (d) — изменение в вооружении машины. Помимо короткого обозначения, японцы применяли и нумерацию по годам принятия самолета на вооружение. При этом вели они его по собственной системе летоисчисления. В обозначении самолета указывались лишь две последних цифры года. К примеру, самолет, принятый на вооружение в 1939 году (2599 год по японскому летоисчислению), получал обозначение тип 99, в 1940 (2600 год) — тип 100 и т. д.

В Индокитае союзники захватили достаточное количество японских самолетов, только на аэродроме Тан Сон Нхут, как отмечалось выше, их было 50. Подавляющее большинство захваченных машин относилось к самолетам армейской авиации. Для связных полетов и ведения фоторазведки союзники достаточно широко использовали японские самолеты Ki-36 «Ida», Ki-51 «Sonia», Ki-46 «Dinah» и Ki-48 «Lily», в названиях машин использованы кодовые имена, которые дали самолетам союзники. Первые два самолета представляли собой легкий штурмовик и ближний разведчик устаревшего на тот момент типа. К примеру, максимальная скорость самолета Ki-36 «Ida» не превышала 285 км/ч. Данные машины использовались японцами в основном над Китаем, где вероятность встречи с современными истребителями союзников была минимальной. Ki-46 «Dinah» представлял собой тяжелый двухмоторный истребитель с мощным вооружением. Машина могла разогнаться до 629 км/ч, а ее вооружение состояло из двух 20-мм и одной 37-мм авиационной пушки. Средний двухмоторный бомбардировщик Ki-48 «Lily» мог взять на борт до 800 кг бомб. Скорее всего, в двух последних машинах союзников привлекла их практическая дальность полета, которая составляла 2000 и 2400 км соответственно, что расширяло их возможности по ведению разведки.

Для выполнения транспортных полетов в оперативном соединении «Гремлин» использовались: средний бомбардировщик Ki-21 «Sally», который мог взять на борт до 1000 кг грузов, практическая дальность его полета составляла 2700 км. После окончания Второй мировой войны данный самолет оставался на вооружении ВВС Таиланда; многоцелевой самолет Ki-54 «Hickory», который в Японии также использовался в качестве учебного, коммерческая нагрузка данной машины доходила до 8 пассажиров; транспортный самолет Ki-57 «Topsy» был одним из самых совершенных в своем классе в Японии. Созданный в августе 1940 года этот самолет мог преодолевать до 3000 км, его максимальная скорость составляла 470 км/ч, а пассажировместимость — 11 человек. Все эти транспортные машины вполне отвечали требованиям своего времени.

Еще одним японским трофейным самолетом, который не обошли вниманием союзники, стал L2D «Tabby». Этот самолет был японским «Ли-2». Он был создан на базе знаменитого американского самолета Douglas DC-3. Лицензия на его производство была куплена Японией у США в феврале 1938 года. СССР оценил этот самолет еще раньше, приобретя лицензию на выпуск машины у «Douglas Aircraft Company 17 июля 1936 года. Самолет L2D «Tabby» активно использовался на всех японских театрах военных действий для транспортировки людей, снаряжений и грузов. Всего до 1945 года в Японии было собрано 487 подобных машин.

Союзники использовали японские самолеты и летчиков довольно интенсивно. Только в январе 1946 года японцы совершили 408 вылетов на различные задания, проведя в небе 810 часов. За это время они перевезли 2200 пассажиров и около 228 тонн различных грузов. Для сравнения можно привести статистику 118-го крыла Королевских военно-воздушных сил в Бирме, которое за тот же период времени, имея в составе три эскадрильи «Дакот» (самолет C-47 Dakota так же был создан на базе пассажирского Douglas DC-3), перевезли в Гонконг 4500 пассажиров.

На большинстве трофейных японских самолетов, которые использовались союзниками, опознавательные знаки Японии были заменены или закрашены на кресты зеленого цвета. При этом часть японских самолетов, например, Ki-43 «Oscar», получила кресты красного цвета, что хорошо можно идентифицировать, разглядывая монохромные фотографии. Почему для распознавания самолетов был выбран именно крест и эти цвета, сегодня остается лишь гадать. При этом оперативное соединение «Гремлин» просуществовало сравнительно недолго. Самолеты эксплуатировались до полного износа, а новые запасные части для них взять было просто негде. Также некоторые японские самолеты какое-то время эксплуатировались ВВС Франции в Индокитае, к примеру, Ki-43-III Ko или Ki-54 «Hickory». Французам было передано как минимум семь Ki-54, которые они не брезговали использовать и эксплуатировали до 1947 года, когда все они были списаны из состава французских ВВС.

Список использованной литературы:

  1. http://warspot.ru/733-udarnyy-otryad-gremlin

  2. http://www.warbirds.ru/aviaciya_vtoroj_mirovoj/samolety_yaponii.html

  3. http://www.airwar.ru

  4. http://aviacija.dljavseh.ru

Просмотров работы: 593