ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО КУРСУ «АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА» В 10 КЛАССЕ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО КУРСУ «АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА» В 10 КЛАССЕ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ

Алейникова Н.Ю. 1
1Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день одной из актуальных проблем в преподавании школьной математики является развитие учащихся в процессе обучения предмету. Практика школьного обучения требует от современного учителя математики проводить конкретную работу в этом направлении. В педагогике, методике ведутся поиски таких дидактических средств, которые могли бы превратить обучение в своего рода развивающий процесс с гарантированным результатом. С нашей точки зрения, одним из таких эффективных средств является авторская педагогическая технология В. М. Монахова.

В соответствии с педагогической технологией В.М. Монахова [1] и технологией проектирования математического развития учащихся [2, 3] нами разработаны комплекс технологических карт и специальных программ развития по курсу «Алгебра и начала математического анализа» (под редакцией А.Г.Мордковича) для учащихся 10 класса. В данной работе приведем пример одной из технологических карт по теме «Производная» (Приложение 1). А также продемонстрируем реализацию специальных программ развития, разработанных нами для указанной темы. В логическую структуру учебного процесса мы «встроили» следующие программы развития: алгоритмическое мышление, функционально – графическое мышление, память. Приведем их краткий обзор.

Специальная программа развития «Мышление» (№1)

на уроках алгебры в 10 классе при изучении темы «Производная»

Одной из основных задач изучения темы «Производная» является развитие алгоритмического мышления.

Алгоритмический стиль мышления - это система мыслительных действий, приёмов, которые направлены на решение как теоретических, так и практических задач, результатом чего являются алгоритмы как специфические продукты человеческой действительности.

Цель данной программы развития показать планирование систематической работы учителя по развитию алгоритмического мышления.

Тема «Производная» (уроки №2-№4, №10-№15, №19-№22)

Рассмотрим упражнения, способствующие развитию алгоритмического мышления.

I. Упражнения, связанные с применением соответствующего алгоритма для нахождения производной

Найдите скорость изменения функции в точке :

а)= - 2;

б)= 5;

в)= - 1;

г)=5.

II. Упражнения, связанные с применением соответствующего алгоритма для составления уравнения касательной к графику функции

Составьте уравнение касательной к графику функции если:

a) =3;

=0

в) =1;

г) =-1.

III. Упражнения, связанные с применением соответствующего алгоритма для исследования функции на монотонность и экстремумы

1. Определите промежутки монотонности функции:

а)

б).

2. Найти точки экстремума заданной функции и определите их характер:

а)

б) .

IV. Упражнения, связанные с применением соответствующего алгоритма нахождения наименьшего и наибольшего значений

Найдите наибольшее и наименьшее значения заданной функции на заданном отрезке:

а);

б)

Специальная программа развития «Мышление» (№2)

на уроках алгебры в 10 классе при изучении темы «Производная»

Функционально-графическое мышление – это способность человека представлять окружающие объекты и явления в виде зависимости (функции), полученную зависимость представлять и исследовать в виде графического образа.

Цель данной программы развития показать планирование систематической работы учителя по развитию функционально-графического мышления.

Тема «Производная» (уроки №16-№18)

Рассмотрим упражнения, способствующие развитию алгоритмического мышления.

Упражнения, связанные с умением строить и исследовать графики производной

1. Постройте эскиз графика какой-нибудь функции, обладающей указанными свойствами:

а) Функция имеет разрыв в точке x = -2, максимум в точке х = -1 и минимум в точке х=1;

б) функция имеет горизонтальную асимптоту у = 3 при х, одну точку максимума и одну точку минимума.

2. Постройте график производной функции:

а)

б).

Специальная программа развития «Память»

на уроках алгебры в 10 классе при изучении темы «Производная»

Память — это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков.

Цель данной программы развития показать планирование систематической работы учителя по развитию памяти.

Тема «Производная» (уроки №5-№9)

Упражнения, связанные с применением формул и правил дифференцирования,способствующие развитию свойств памяти – припоминать, воспроизводить и узнавать

Найдите производную функции:

а)

б) ;

в) ;

г).

Литература:

  1. Монахов В. М. Педагогическая технология профессора В. М. Монахова //Спец. Выпуск «Педагогического вестника» - Успешное обучение, 1997.

  2. Сафронова Т.М. Технологический подход к проектированию учебного процесса, ориентированного на математическое развитие учащихся. Дис. канд. пед. наук. – М., 1999.

  3. Сафронова Т.М. Технология проектирования математического развития учащихся: учебное пособие к спецкурсу. – Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2006, - 102 с.

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

    2. (авторская педагогическая технология В. М. Монахова)

    1. Предмет,

    2. класс

    1. Алгебра

    2. 10 класс

    1. Ф.И.О.

    2. учителя

    1. Н. Ю. Алейникова

    1. ТЕМА: «Производная»

    1. Логическая структура учебного процесса

    1. 1

    1. 2

    1. 3

    1. 4

    1. 5

    1. 6

    1. 7

    1. 8

    1. 9

    1. 10

    1. 11

    1. 12

    1. 13

    1. 14

    1. 15

    1. 16

    1. 17

    1. 18

    1. 19

    1. 20

    1. 21

    1. 22

    1. 23

    1. 24

    1. В 1

    1. Н/М

    1. Р/З

    1. Д 1

    1. В 2

    1. Р/З

    1. Н/М

    1. Р/З

    1. Д 2

    1. В 3

    1. Р/З

    1. Д 3

    1. В 4

    1. Р/З

    1. Д 4

    1. В 5

    1. Р/З

    1. Д 5

    1. В 6

    1. Р/З

    1. Р/З

    1. Д 6

    1. мышление мышление мышление

    2. память

    3. мышление

    1. Целеполагание

    1. Дата

    1. Диагностика

    1. Дата

    1. Коррекция

    1. В 1.1.

    2. Знать определение производной.

    3. В 1.2

    4. Знать алгоритм нахождения производной и уметь применять

    5. его на практике.

    1. Д 1.

    2. 1.Найдите скорость изменения функции в произвольной

    3. точке x:

    4. а); в);

    5. б); г).

    6. 2. Найдите скорость изменения функции в точке :

    7. а)=2; в)=-0,5;

    8. б)= -1; г)=5.

    9. 3. Закон движения точки по прямой задается формулой

    10. . Найти скорость.

    11. а)t=1c.; б)t=2c.; в)t=3c.; г)t=1,5c.

    12. 4. Закон движения точки по прямой задается формулой

    13. , где t-время, -отклонение точки в момент времени от начального положения с момента до момента , если: а); б) .

    1. К 1.

    2. - вычислительные ошибки;

    3. - путают константу (то есть, число) как слагаемое в сумме и как постоянный множитель. В случае слагаемого её производная равна нулю, а в случае постоянного множителя она выносится за знак производных. Для устранения ошибки необходимо решить несколько

    4. одно - двухсоставных примеров.

    1. В 2.1.

    2. Знать формулы и правила дифференцирования.

    3. Уметь применять их на

    4. практике.

    5. В 2. 2.

    6. Уметь дифференцировать функцию

    1. Д 2.

    2. 1.Найти производную:

    3. а); в);

    4. б); г).

    5. 2.Найти производную:

    6. а); в);

    7. б); г).

    8. 3. Вычислите скорость изменения функции в точке

    9. а)=-1; в)=;

    10. б)= 1; г)=.

    11. 4.При каких значениях x параметра aкасательные к

    12. графику , проведенные в точках его пересече-

    13. ния с осью x, образуют между собой угол ?

    1. К 2.

    2. Затруднения в нахождении производных тригонометрических функций.

    3. Следует запомнить и не путать:

    4. (tg x) = ; (ctg x) = .

    5. При дифференцировании сложной функции, учащиеся машинально переносят правила дифференцирования простых функций на сложные функции.

    1. В3.

    2. Знать алгоритм составления

    3. уравнения касательной к

    4. графику функции

    1. Д 3.

    2. 1.Чему равен угловой коэффициент касательной к параболе

    3. , в точке:

    4. а)А(0;1); б)Б(2;-3); в)В(;; г)Г (-1;0).

    5. 2. Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции

    6. а)=-1; в)=;

    7. б)= 0; г).

    8. 3. Составьте уравнение касательной, проведенной графику функции

    9. а)=0; в)=0;

    10. б)=3; г).

    11. 4. Составьте уравнения, тех касательных к графику функции

    12. ), которые пересекаются под углом 120 в

    13. точке, лежащей на оси y.

    1. К 3.

    2. Возникают трудности в формулировках и неясностях задач.

    3. Требование «провести касательную» обычно означает «составить уравнение касательной». Это логично, ибо если человек смог составить уравнение касательной, то вряд ли он будет испытывать затруднения с построением на координатной плоскости прямой по ее уравнению.

    4. Не указана явно абсцисса точки касания.Искомая касательная должна быть параллельна прямой. Две прямые параллельны тогда и только тогда, когда равны их угловые коэффициенты. Значит, угловой коэффициент касательной должен быть равен угловому коэффициенту заданной прямой:

    1. В 4.

    2. Знать алгоритм исследования

    3. функции на монотонность и экстремумы.

    1. Д 4.

    2. 1.Может ли иметь только одну точку экстремума:

    3. а)четная функция; в)периодическая функция;

    4. б)нечетная функция; г)монотонная функция.

    5. 2. Определите промежутки монотонности функции:

    6. а) в);

    7. б); г).

    8. 3. Найти точки экстремума заданной функции и определите

    9. их характер:

    10. а) в);

    11. б); г)

    12. 4.При каких значения параметра а заданная функция имеет

    13. одну стационарную точку:

    14. а) б)

    1. К 4.

    2. При исследовании функции на монотонность учащиеся очень часто не учитывают точек, в которых функция неопределенна.

    1. В 5.

    2. Уметь строить график производной.

    1. Д 5.

    2. 1. Исследуйте график производной

    3. 2. Постройте график производной функции:

    4. а) б).

    5. 3. Постройте график производной:

    6. а) б).

    7. 4. При каких значениях параметра а:

    8. а) уравнение имеет один корень?

    9. б) уравнение имеет два корня?

    1. К 5.

    2. При построения графика производной, ошибочно строят график функции.

    1. В 6.

    2. Знать алгоритм нахождения наименьшего и наибольшего

    3. значений.

    4. Уметь решать задачи на

    5. нахождения наименьшего

    6. и наибольшего значений величин.

    1. Д 6.

    2. 1.Найдите наибольшее и наименьшее значения заданной

    3. функции на заданном отрезке:

    4. а); б)

    5. в)]; г)

    6. 2. Найдите наибольшее и наименьшее значения

    7. на заданном отрезке: а)[2;4]; б)[-2;0].

    8. 3. Произведение двух положительных чисел равно 484.

    9. Найдите эти числа, если известно, что их сумма

    10. принимает наибольшее значение.

    11. 4. На графике найдите точку М, ближайшую к т. А(4,5;0).

    1. К 6.

    2. В процессе решения задач на экстремум при исследовании полученной функции на наибольшее (наименьшее) значение делают ошибочный вывод: «Функция на промежутке имеет один максимум, тогда максимальное значение и будет наибольшим».

    1. Дозирование самостоятельной деятельности учащихся (использован задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базового уровня) под редакцией А. Г. Мордковича «Алгебра и начала математического анализа 10 – 11 классы»)

    1. Стандарт (удовлетворительно)

    1. Хорошо

    1. Отлично

    1. Б 1. № 27.2; 27.6;27.12.

    2. Б 2. № 28.10; 28,18; 28.29.

    3. Б 3. № 29.3; 29.5; 29.7.

    4. Б 4. № 30.5; 30.8.

    5. Б 5. № 31.2; 31.7; 31.18;30.22.

    6. Б 6. № 32.4; 32.7.

    1. Б 1. № 27.5; 27.8;27.13.

    2. Б 2. № 28.17; 28,24; 28.35;28.40.

    3. Б 3. № 29.8;29.13; 29.21.

    4. Б 4. № 30.9; 30.14; 30.29.

    5. Б 5. № 31.6; 31.9.

    6. Б 6. № 32.8; 32.12, 32.20.

    1. Б 1. № 27.9; 27.11;27.14.

    2. Б 2. № 28.18; 28,27; 28.38;28.45.

    3. Б 3. № 29.15; 29.20; 29.26.

    4. Б 4. № 30.10; 30.15;30.24;30.31.

    5. Б 5. № 31.11; 31.15.

    6. Б 6. № 32.17; 32.29;32.39.

Просмотров работы: 1037