ТЕМА АПОКАЛИПСИСА И ПОСТАПОКАЛИПСИСА В СТИХОТВОРЕНИИ Н. П. ВОРОНОВА «ТРЕВОГИ» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТЕМА АПОКАЛИПСИСА И ПОСТАПОКАЛИПСИСА В СТИХОТВОРЕНИИ Н. П. ВОРОНОВА «ТРЕВОГИ»

Пещерова А.С. 1, Тазетдинова А.Р. 1
1Магнитогорский Государственный Технический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тревоги

Машина где-то сваи забивает.

Планету порет гибельный бетон.

«Природа ничего не забывает», —

В ночи я думаю сквозь ломкий сон.

Удары часты, жарки, неуклонны.

Исходят гудом ледяные почвы.

Тревоги бьются в душу, как колонны,

В земную твердь буранной этой ночью.

Я у обрыва тёмного усердства.

Простор кромешен: не сверкнёт звезда.

Летит-колотит безоглядно сердце,

Как по-над лесом близко поезда.

Разомкнут сон досадой и боязнью.

Шуршат снежинки взвихренной гурьбой.

Земля безмолвна. Словно перед казнью,

Я слышу свой сердечный бой.

Современное постиндустриальное общество не представляет своей жизни без машин. Мы уничтожаем лес и портим окружающую среду, строим заводы и фабрики там, где еще недавно простирались степи. И часто не задумываемся о том, что всё это может привести к глобальной катастрофе. Стихотворение Н.П. Воронова «Тревоги» пронизывает тревожное, угнетающее настроение. Под глобальной катастрофой поэт понимает трагические итоги потребительского отношения к природе людей, которые только «берут и берут милости», ничего не отдавая взамен. Автор переживает, что человечество не ценит природу и варварски разрушает её. Природа больше не может терпеть насилия, она начинает «мстить» человечеству.

«Машина где-то сваи забивает.

Планету порет гибельный бетон».

Люди всё создают и создают новые здания, постройки, сооружения и т.д., при этом не просто кладут, а именно «разрывают», «порют» планету на части. Не случайно поэт использует эпитет гибельный, а сама земная твердь сравнивается с тканью, которую распарывают жестокие портные. Вырубаются целые леса, на месте которых строятся фабрики и города из «гибельного» для природы бетона.

«Природа ничего не забывает», –

В ночи я думаю сквозь ломкий сон.

Природа очень терпелива к потребительскому отношению людей, но рано или поздно любому терпению приходит конец. И тогда наступает время, когда нужно платить по счетам. Лирический герой прекрасно понимает, что природа помнит всё. От этих мыслей он не может спать по ночам, сон его «ломкий».

«Удары часты, жарки, неуклонны».Удары – это негативные поступки людей по отношению к природе. В данной строчке мы слышим ритм ударов, который не даёт покоя лирическому герою. Удары звучат у него в ушах, и от них нельзя уклониться, спрятаться, избавиться. Они, как совесть, «пожирают» изнутри.

«Исходят гудом ледяные почвы».Под «ледяной почвой» понимается замёрзшая земля, которая гудит, стонет, шумит под этими «неуклонными ударами». Тут рождается дополнительный звуковой фон – удары сопровождаются гудением.

Частые, жаркие, неуклонные удары машины врезаются в создание. Почва гудит под их напором. Так же, как и забиваемые в землю сваи, в душу лирического героя «бьются тревоги». Автор не случайно вводит образ буранной ночи, ведь буран – это символ разгула стихии, хаоса, разрушительной силы, а ночь, в свою очередь, является символ высвобождения хаоса. Вкупе с образами Земли, «распоротой бетоном», и ничего не забывающей природы, образ ночного бурана не сулит ничего приятного.

«Тревоги бьются в душу, как колонны,

В земную твердь буранной этой ночью».

«Тревоги бьются в душу…» – метафора, которая показывает, что лирический герой сопоставляет свои душевные тревоги с гулом машины, которая ритмично вбивает что-то в живую землю. Герой мечется в поисках ответа на вопрос: «Кто является источником беспорядка? Люди? Или сама природа, которой надоело терпеть потребительское отношение?».

Если же связать образы ночного бурана и автора, то можно предположить, что в мироощущение лирического героя, вследствие освобождения хаоса, входит чувство обреченности, осознание всего содеянного человечеством.

«Я у обрыва тёмного усердства», – говорит читателю лирический герой. Под усердством обычно понимается рвение к делу. Усердие – это черта сильных людей, и герой является человеком сильным духом, который пытается всё осмыслить. Однако в данной строке речь идёт вовсе не об усердстве лирического героя, а тёмном усердии разрушителей планеты: обрыв здесь предстаёт как символ конца пути.

«Простор кромешен: не сверкнёт звезда» – вокруг темнота, не оставляющая даже лучика надежды. «Летит – колотит безоглядно сердце» – возможно, все еще ищущее путь к спасению. Стук сердца сравнивается со стуком колес уходящего поезда. Оно готово выпрыгнуть из груди и безоглядно бежать от того, что происходит на планете. Возможно, это предчувствие грядущего удара, который нанесет планета.

Звезда всегда олицетворяет символ веры, надежды, спасения, направление, в котором необходимо двигаться. Но мы видим, что нет ничего: ни надежды, ни веры в светлое спасение, ни направления… Кругом кромешная темнота. От переживаний сердце лирического героя бьется, «словно перед казнью»

Строфа «Как по-над лесом близко поезда» является отсылкой к строке стихотворения В.С. Высоцкого «Кони привередливые» «Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю», где лирический герой, находящийся на краю обрыва в опасной ситуации, намеренно подстёгивает своё приближение к гибели.

«Разомкнут сон досадой и боязнью.

Шуршат снежинки взвихренной гурьбой.

Земля безмолвна. Словно перед казнью,

Я слышу свой сердечный бой».

«Разомкнут сон досадой и боязнью» – просыпаясь, лирический герой испытывает досаду и страх. На что он досадует? На человечество, постепенно загубившее все живое, или на самого себя? А может, страх возникает перед карой, которую уготовила человечеству планета?

Не случайно в конце вновь возникает образ снегопада, вихря, бурана: «Шуршат снежинки взвихренной гурьбой». Человечество не меняет своих разрушительных целей, а Земля пока угрожающе молчит. Герой чувствует, что его жизнь проходит зря, что он не в силах предотвратить надвигающуюся катастрофу.

«Земля безмолвна. Словно перед казнью,

Я слышу свой сердечный бой».

Герой испытывает ощущение будто перед казнью, он мысленно готовится к гибели. Но готов ли он отвечать за грехи человечества – вот вопрос: тревожно его сердце и неспокойна душа.

«Тревоги» Н.П. Воронова пронизаны апокалиптическими и постапокалиптическими мотивами. Постапокалиптическим называют творческий стиль, несущий настроение пустынности, одиночества и ужаса в образах постаревшей и покинутой техники или зданий. ...Постапокали́птика – жанр научной фантастики и фильм-катастрофа, в котором действие развивается в мире, пережившем глобальную катастрофу.

Пафос данного стихотворения – тревожность, страх, волнение, паника, кромешный мрак. На это указывает и книжная лексика (гибельный, исходит, кромешный, гуд, безмолвный, твердь, взвихренный, казнь) и гиперболизация, служащая для выражения глобальной катастрофы: Земля страдает, словно живое существо (работает приём олицетворения), «планету порет гибельный бетон» (метонимия), в неё забивают сваи – масштаб разрушения поражает.

Пока апокалипсис еще не произошел, но лирический герой предвидит и страшится его.

Литература

  1. Воронов, Н.П. Моя крылатая родня. – Магнитогорск: Магнитогорский дом печати, 2006. – 184 с.

  2. Капитонова, Н.А. [Электронный ресурс] / Н. А. Капитонова. – ЧОДБ: Челябинск. – Режим доступа: http://chodb.uu.ru/site/index/podrost (1.09.2008)

  3. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. – Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 стр.

  4. Торшин, А.А. Произведение художественной литературы. Основные аспекты анализа: учеб. пособие / А.А. Торшин. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 256 с.

  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Постапокалипсис

6

Просмотров работы: 568