ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В ПЕРИОД КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В ПЕРИОД КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ

Власова М.О. 1, Санникова Л.Н. 2
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
2МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.И. НОСОВА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Понятие «кризис» ассоциируется у многих людей с экономическими проблемами в стране, но только в последнюю очередь они вспоминают о возрастных кризисах. О них люди начинают думать только тогда, когда столкнутся с ним лицом к лицу. Чаще всего это происходит, когда в семьях появляются маленькие дети, и первый серьезный возрастной кризис, с которым родители сталкиваются, когда их чадо достигает возраста трех лет. Родители зачастую оказываются не готовы к упрямствам, капризам, проявлениям самостоятельности у своего ребенка.

Кризис трех лет – это тонкая граница между ранним и дошкольным детством и в то же время один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение устоявшейся системы социальных отношений, кризис выделения своего "Я". Возрастные перемены в этот период редко проходят незамеченными и чаще всего в лице ребенка, они вызывают раздражение и непонимание [1].

Многие родители, сталкиваясь с проблемой, кризиса 3-х лет, не всегда знают, как вести себя в подобных ситуациях, им приходится обращаться за консультативной помощью к педагогу-психологу, работающему в дошкольном учреждении. Задача педагога-психолога заключается в повышении психологической и педагогической информированности родителей.

Именно поэтому проблема психолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста в период кризиса 3-х лет актуальна в условиях, как и дошкольного, так и семейного воспитания. И требует совместного решения, как со стороны педагога-психолога, так и со стороны родителей.

Современное нормативно-методическое обеспечение дошкольного образования предъявляет к детским садам высокие требования, в соответствии с которыми наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.

В трудах Л.С. Выготского, И.В. Носко, К.Д. Ушинского, Д.Б. Эльконина, Н.И. Пирогова, Н. Абросимова и многих других авторов, очень ярко описан кризис трех лет. Анализ современных исследований показывает, что серьезной проблемой при преодолении кризиса трех лет, в большинстве случаев, является бездействие со стороны семьи. Многие родители считают, что если их ребенок посещает детский сад, то педагоги обязаны бороться с их проблемой, они не понимают, что их участие очень важно в этой ситуации - в первую очередь для детей. Ведь большую часть времени дети проводят дома, и вся работа, которая проводится педагогами и специалистами в дошкольном учреждении попросту является бесполезной, если дома родители бездействуют [4].

Мы считаем, что к трем годам жизни ребенка, родители должны быть предельно внимательными и как только они начнут замечать серьезные изменения в его поведении: он становится упрямым, капризным, вздорным; в этот момент не нужно сидеть на месте, а нужно действовать решительно. Даже если родители не знают, как вести себя в данной ситуации, и что лучше будет для их малыша, у них всегда есть помощник, это педагог, который проконсультирует и даст нужный совет.

К сожалению, многие родители не знают, что в период кризиса трех лет происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую пуповину, научиться многое делать самому и самостоятельно начать решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.

Вся суть кризиса трех лет заключатся в том, что ребёнок бунтует против тех норм воспитания, которые сложились, считая, что он «вырос из них», он стремится к самостоятельности. Происходят изменения в социальных отношениях ребёнка с окружающими людьми, помимо этого у ребенка меняется отношение к себе и окружающим его людям. Ребёнок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми, так же у него перестраивается социальная позиция к авторитету родителей. Ребёнок хочет проявлять свою личность. Многие поступки мотивируются не мгновенным желанием, а связаны с проявлением личности ребёнка. С одной стороны, ребёнок хочет признания своей самостоятельности и независимости, а с другой – к такой форме поведения он ещё не готов.

Анализ исследований Д.Б. Эльконина, Э. Келер позволили нам определиться с основными рекомендациями для родителей, которые помогут пережить кризис трех лет у малыша:

● Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете, а главное, что он вам нужен.

● Не пытайтесь во время приступа что – то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.

● Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!». Ребенку только это и нужно.

● Не поддавайтесь и не сдавайтесь, даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести, но при этом ни в коем случае не повышайте на него голос.

● Обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения («Иди кушать»), а в виде вопроса, например, («Ты кушать будешь?», «Ты кушать будешь сейчас или попозже?», «Ты будешь кушать рисовую кашку или гречневую?» в зависимости от ответа, который вы ожидаете услышать).

● Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка, штучка!», «А что это за окном ворона делает?» - подобные маневры заинтересуют и отвлекут от слез.

● Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали: «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении, не нужно поддаваться истерикам ребенка, будьте верны своим решениям.

● Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость.

Таким образом, роль родителей в сопровождении детей, переживающих кризис трех лет очень велика. Перспективой нашего дальнейшего научного исследования является разработка комплекса мероприятий по повышению педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей в период кризиса трех лет.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Психология развития человека. - Москва, 2005. — 1136 с.

2. Власова З.И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трёх лет // Психолог в детском саду. — 2004. — № 4. — С. 52 — 63.

3. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология. - Владивосток, 2008. – 376 с.

4. Абросимова Н. Возраст строптивости. О кризисе трёх лет // Мама и малыш. — 2005. — № 10.

5. Урунтаева Г.А. Детская психология. Москва, 2006. – 368 с.

Просмотров работы: 1942