АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ К ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РАМКАХ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО
Клюкойть П.М. , Лукманова Н.Б.
Северный Арктический федеральный университет имени
М.В.Ломоносова
г.Архангельск,Россия
ANALYSIS OF REQUIREMENTS TO PHYSICAL FITNESS OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX GTO
Klyukoyt P.M., Lukmanova N.B.
Northern Arctic Federal University named after M.V. Lomonosov
Arkhangelsk, Russia
Актуальность. В ходе введения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» (далее - Комплекс ГТО) внимание авторов привлекает сопоставление современного Комплекса ГТО с Комплексом ГТО существовавшим в СССР в период с 1931 по 1991 годы. В исследованиях А.Ю. Бугая сопоставляется динамика нормативных требований комплекса ГТО, начиная с 1931 года, отмечено уменьшение количества норм и требований, а также изменение направленности с военно-прикладной на физкультурно-оздоровительную.[1] Современный Комплекс ГТО создан в целях повышения эффективности системы физического воспитания, развития человеческого потенциала и укрепления здоровья населения [6].
Цель работы: изучить организационные и содержательные особенности Комплексов ГТО 1972 и 2014 гг., в группах юношей и девушек 16-17 лет.
Задачи:
1) Выявить сходства и различия организационных критериев и нормативных требований в группах юношей и девушек.
2) Проанализировать направленность комплекса ГТО (V ступень) для разработки программ физической подготовки к сдаче нормативов.
Организация и методы исследования. В рамках указанной темы было проведено теоретическое исследование с использованием метода сравнительного анализа, на основе которого проведено сравнение организационных критериев и нормативных требований к физической подготовленности в двух Комплексах ГТО:
Всесоюзный физкультурный комплекс "Готов к труду и обороне СССР» (1972)
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (2014)»
В ходе настоящего исследования первоначально были выявлены сходства и различия сравниваемых комплексов в двух направлениях:
-организационные вопросы,
-содержание комплекса (нормативные требования).
Сопоставляя комплексы ГТО следует отметить, что в организационном плане комплексы несколько отличаются. Так, в комплексе ГТО 1972 г. отсутствует понятие бронзового знака, комплекс состоял из пяти ступеней, в каждой из которых представлены два раздела: теоретико-методический и практический, в которых были представлены:
- изучение основных положений советской системы физического воспитания, овладение практическими навыками личной и общественной гигиены, правилами и приемами защиты от оружия массового поражения, выполнение утренней гимнастики;
- упражнения, определяющие уровень развития физических качеств человека - сила, выносливость, быстрота, ловкость, а также упражнения, способствующие овладению прикладными двигательными навыками — бег на скорость и выносливость, силовые упражнения, прыжки, лыжные гонки, плавание и другие.[7]
Ступени комплекса ГТО состояли из нормативов, определяющих уровень развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости), и требований, определяющих уровень овладения основными прикладными навыками (плавания, бега на лыжах, стрельбы, метаний и т.д.). Все практические виды проводились в два периода: по зимнему и летнему многоборью. Возраст 16-18 лет был отнесен к 1 ступени «Сила и мужество» (для учащихся 9 - 10 (11) классов школы, профтехучилищ, средних специальных учебных заведений, трудящейся молодежи до 18 лет) [3].
В современном Комплексе ГТО для данной возрастной группы 16-17 лет определена V ступень («Сила и грация»). У каждого старшеклассника есть возможность получить знак в соответствии с требованиями нормативов по трем уровням: золотой, серебряный и бронзовый знаки. Общее количество испытаний для данного возраста – 11, при этом некоторые из них повторяют предыдущий комплекс ГТО, по некоторым есть небольшие изменения. К вновь появившимся можно отнести стрельбу из электронного оружия, рывок гири, прыжок в длину с разбега, наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье. При сравнении организационных требований для получения соответствующего знака следует отметить, что количество испытаний несколько уменьшилось, как для получения серебряного, так и золотого знака.
В ходе настоящего исследования нами были проанализированы требования к физической подготовленности старшеклассников, представленные в сравниваемых комплексах ГТО (1972 и 2014 гг.).
Анализируя содержательную часть комплекса нормативов для девочек 16-17 лет (таблица 1) следует отметить, что в комплексе ГТО 1972 года не предусмотрено выполнение нормативов по 3 испытаниям из 12 современного комплекса ГТО 2014 года. Отсутствовали такие виды испытаний как: метание гранаты, наклон вперед из положения стоя и стрельба из пневматической винтовки с расстояния 10м. В ВФСК ГТО 2014 года относительно 1972 года не предусмотрена только стрельба из мелкокалиберной винтовки с расстояния 25 м.
Таблица 1
Сравнительная таблица контрольных нормативов для девушек 16-17 лет при сдаче норм ГТО.
Виды испытаний | Направленность | Требования комплексов ГТО | |||||
1972 | 2014 | ||||||
СЗ | ЗЗ | СЗ | ЗЗ | ||||
Бег 100 м., сек | скоростные качества | 17,0 | 16,8 | 17,6 | 16,3 | ||
Бег на 2 км., мин. | общая выносливость | 11,3 | 10 | 11,2 | 9,5 | ||
Прыжок в длину, см | скоростно-силовые качества | 140 | 175 | 170 | 185 | ||
Метание гранаты весом 500 гр., м | взрывная сила | не предусмотрено | 17 | 21 | |||
Бег на лыжах на 3 км, (мин., сек) | общая выносливость | 19 | 19 | 18,45 | 17,3 | ||
Плавание 50 м, сек. | скоростная выносливость | 70 | 70 | без учета времени | 70 | ||
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (количество раз) | силовая выносливость | 10 | 16 | 13 | 19 | ||
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи-см) | гибкость | не предусмотрено | 9 | 16 | |||
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз) | силовая выносливость | 10 | 14 | 10 | 16 | ||
Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз в 1 мин) | скоростно-силовая выносливость | 27 | 35 | 30 | 40 | ||
Стрельба из малокалиберной винтовки ТОЗ-8, 25 м, 5 выстрелов(очки) | меткость, координационные способности | 30 | 30 | не предусмотрено | |||
Стрельба из пневматической винтовки, 10 м (очки) | меткость, координационные способности | не предусмотрено | 20 | 25 |
Оценивая уровень требований к контрольным нормативам на получение золотого и серебряного знака отмечается снижение результата в беге на 100 м на получение серебряного (-3,5%) и усложнение (+3%) для получения золотого знака. В беге на 2 км. усложнение норматива для получения золотого знака составляет 5%, а для серебряного 1%. Повысился уровень контрольных нормативов в прыжке в длину с места (21% на серебряный и 5,7% на золотой знак), лыжных гонках (1,5% на серебряный и 7,8% на золотой знак), подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (30% на серебряный и 18,8% на золотой знак), поднимание туловища из положения лежа на спине (11% на серебряный и 14,3% на золотой знак), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (без изменений на серебряный и 12,5% на золотой знак). По плаванию на серебряный знак норматив в настоящее время не определен (участники должны проплыть без учета времени), а на золотой знак остался без изменений.
Анализируя требования к физической подготовленности в группе юношей (таблица 2) показаны разнонаправленные изменения нормативных требований. В беге на 100 м отмечается усложнение получения серебряного знака (+3,4%), и, упрощение (-1,5%) для получения золотого знака.
Таблица 2
Сравнительная таблица контрольных нормативов для юношей 16-17 лет при сдаче норм ГТО.
Виды испытаний | Направленность | Требования комплексов ГТО | |||||||
1972 | 2014 | ||||||||
СЗ | ЗЗ | СЗ | ЗЗ | ||||||
Бег 100 м., сек | скоростные качества | 14,8 | 13,6 | 14,3 | 13,8 | ||||
Бег на 3 км., мин. | общая выносливость | 13,3 | 12 | 14,4 | 13,1 | ||||
Прыжок в длину, см | скоростно-силовые качества | 240 | 280 | 210 | 230 | ||||
Метание гранаты весом 700 гр., м | взрывная сила | 32 | 32 | 32 | 38 | ||||
Бег на лыжах на 5 км, (мин., сек) | общая выносливость | 27 | 27 | 25,0 | 23,4 | ||||
Плавание 50 м, сек. | скоростная выносливость | 50 | 50 | без учета времени | 41 | ||||
Подтягивание из виса лежа на высокой перекладине (количество раз) | силовая выносливость | 9 | 12 | 10 | 13 | ||||
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи-см) | гибкость | не предусмотрено | 8 | 13 | |||||
Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз в 1 мин) | скоростно-силовая выносливость | 27 | 35 | 40 | 50 | ||||
Стрельба из малокалиберной винтовки ТОЗ-8, 25 м, 5 выстрелов(очки) | меткость, координационные способности | 30 | 30 | не предусмотрено | |||||
Стрельба из пневматической винтовки, 10 м (очки) | меткость, координационные способности | не предусмотрено | 20 | 25 |
Понизились, относительно предыдущего комплекса нормативы в беге на 3 км: для получения золотого знака на 8,3%, а для получения серебряного знака на 9,2%. Понизился уровень контрольных нормативов в прыжке в длину с места (12,5% на серебряный и 17,8% на золотой знак). В свою очередь нормативы изменились в сторону усложнения в тестах: «подтягивание из виса на высокой перекладине» (11% на серебряный и 8,5% на золотой знак), плавание (18% на золотой знак), «бег на лыжах 5 км» (7,5% на серебряный и 13,5% на золотой знак), «метание гранаты» (без изменений на серебряный и 25% на золотой знак), «поднимание туловища из положения лежа на спине» (48% на серебряный и 43% на золотой знак).
Таким образом, в ходе проведенного исследования выявлены сходства и различия, как в организации тестирования, так и в его содержательной части. В группе девушек определяется направленность на скоростно-силовые качества, общую выносливость, силовую выносливость мышц верхнего плечевого пояса и передней поверхности туловища, а также гибкость. В группе юношей, отмечается усиление направленности на скоростно-силовую выносливость мышц верхнего плечевого пояса и передней поверхности туловища, а также гибкость.
Определяя направленность комплекса ГТО можно отметить комплексный характер комплекса на развитие базовых и специальных физических качеств, таких как: общая и специальная выносливость, скоростные и скоростно-силовые качества, гибкость, меткость и координационные способности. Для подготовки школьников к сдаче нормативов ГТО необходимо учитывать комплексную направленность, что предопределяет использование разнообразных физических упражнений направленных на развитие базовых и специальных физических качеств, с учетом возрастных сенситивных периодов, инновационных технологий, оборудования и подходов в обучении старшеклассников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бугай, А.Ю., Готовы ли вы к труду и обороне?/Актуальные проблемы и подходы к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2014. – 138 c.
2. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» ГТО: Учебное пособие / Северный государственный медицинский университет – Архангельск, 2015.-104 с.
3. Положение о Всесоюзном физкультурном комплексе «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), (Утвержден Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 17 января 1972 г. N 61)
4. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне»(ГТО)» от 2014 года.
5. Приказ Министерства спорта РФ от 8 июля 2014 г. N 575"Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)"
6. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 года №172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
7. Готов к труду и обороне [Электронный ресурс] URL: http://www.gto.ru/history