В настоящая время одной из из актуальных задачявляется хорошо развитая речь. Хорошо развитаяречь перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира.Нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Речь является средством общения людей. Общение имеет два вида: устное и письменное. Речь формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка.
Большое значение для развития речи имеет психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов ( внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое состояние.
В работах М. Р. Львова под речевой ошибкой понимается «неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма» [1].
Цейтлин С. Н. понимает под речевыми ошибками «любые случаи отклонения от действующих языковых норм» [2]. При этом языковая норма – «это относительно устойчивый способ (или способы) выражения, отражающий исторические закономерности развития языка, закрепленный в лучших образцах литературы и предпочитаемый образованной частью общества» [3] .
Наиболее полное определение речевых ошибок и недочетов дано в работах Т. А. Ладыженской. По ее мнению, «весь отрицательный языковой материал делится на ошибки и недочеты. Ошибка – это нарушение требований правильности речи, нарушение норм литературного языка. Недочет – это нарушение требований правильности речи, нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи, т. е. богатой, точной и выразительной» [4].
Высокоорганизованная («хорошая») речь предполагает отсутствие речевых ошибок. Поэтому работа по предупреждению и устранению речевых ошибок – важная составная часть общей работы по развитию речи в школе.Для того чтобы эффективнее организовать работу по предупреждению речевых ошибок, необходимо знать их лингвистическую и психологическую природу.
Цейтлин С. Н. выделяет три основные причины нарушений языковых норм в речи детей[2].Одна из причиннарушения языковых норм - давление языковой системы.
Перед говорящим стоит задача воплотить определенный смысл в текст (устный или письменный). В сознании происходит несколько сложных процессов: отбор синтаксической модели, выбор нужных форм слов, расстановка их в определенном порядке. Огромную роль играет оперативная (кратковременная) память. Недостаточным развитием оперативной памяти детей объясняются многие речевые ошибки, которые условно можно назвать композиционными. Ребенок может допускать:тавтологические ошибки,неоправданный пропуск компонентов предложения, лексический повтор.
У детей младшего школьного возраста встречаются речевыеошибкив устной и письменной речи. Например, неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма. В таких случаях педагог должен вести планомерную работу, нужна система совершенствования речи детей. В исправлении речевых ошибок ученик не может опереться на четкую систему научных определений и правил, как, например в работе над орфографией; уровень грамматических и других теоретических знаний по языку у младших школьников еще не высок; речевые ошибки учащихся в своем большинстве индивидуальны, что исключает привычные общеклассные формы работы.
У детей могут быть и неречевые ошибки – композиционные, логические, а также искажение фактов.
К числу логических ошибок относятся пропуск необходимых слов, а иногда важных фактов, целых эпизодов.
Типичная композиционная ошибка – несоответствие текста сочинения или изложения плану, то есть нарушение в последовательности событий.Причины композиционных ошибок кроются в методике подготовки сочинений.
От речевых и логических ошибок следует отличать искажения фактического материала.
Пути исправления и предупреждения речевых ошибок.
Система в работе.
Зная основные типы ошибок, умея определять их основные причины, учитель может разработать методику их исправления и предупреждения. Она складывается из следующих элементов:
- исправление речевых ошибок в тетрадях учащихся;
- классная работа над ошибками общими, самыми типичными, на тематических 20-30-минутных фрагментах уроков после анализа проверенных сочинений и изложений (цель такой работы – подготовка школьников к самостоятельному обнаружению ошибок определенного типа);
- индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными ошибками;
- система стилистических упражнений, языкового анализа текстов на уроках чтения и грамматики;
- языковые упражнения перед каждым сочинением или изложением с целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста, его фразеологии, некоторых синтаксических конструкций;
- стилистические замечания при изучении тем из курса грамматики (В книге «Речевые секреты» под редакцией Т.А. Ладыженской предлагается варианты работы над предупреждением и исправлением этой ошибки[5]);
- специальное обучение школьников самостоятельному редактированию собственного сочинения или изложения.
Речевые ошибки в тетрадях должны быть исправлены учителем или самим учеником. Ошибки исправляются дифференцировано: одни исправляет сам учитель, другие – учащиеся. Но цель состоит в том, чтобы повысить самостоятельность учащихся. Нужно искать такие способы исправления ошибок, которые обеспечили бы максимальную мыслительную активность ученика.
С.Н. Цейтлин предлагает выделить несколько основных направлений в работе по предупреждению речевых ошибок[2].
1. Следует, очевидно, насколько это возможно, придерживаться тактики опережающего «дотеоретического» предупреждения ошибок. Осуществление «дотеоретического» предупреждения связано с определенными методическими предпосылками, прежде всего — с невозможностью сформулировать правило использования той или иной языковой единицы при опоре на лингвистическую терминологию.
2. Один из эффективных способов совершенствования речи, повышение уровня её нормативности — воспитание любви к книге, развитие читательского вкуса. «Развивающий потенциал» речевой среды можно в значительной степени повысить, если имеется возможность её контролировать. Чем шире речевая среда, чем выше её «развивающий потенциал», тем быстрее идет естественный процесс «впитывания» языковых норм и тем самым предупреждаются многие ошибки.
3. Работа по предупреждению речевых ошибок должна быть как можно менее связана со школьным лингвистическим курсом. Значение лингвистической теории — та путеводная нить, которая помогает ученику правильно ориентироваться в сложном лабиринте языковых явлений.
4. Несомненна огромная роль устных и письменных изложений как в плане развития речи, так и в предупреждении речевых ошибок в частности. Велика роль речевой подготовки к сочинениям, которая в некоторых случаях нацеливает учащихся на использование определенных языковых средств.
5. Неоценимую помощь учителю в работе, связанной с предупреждением ошибок, оказывают разного рода словари и справочники: толковые словари русского языка, словари синонимов, омонимов, антонимов, фразеологические.
Среди учащихся общеобразовательной школы все чаще встречаются дети, имеющие те или иные отклонения в речевом развитии. Профилактика этой работы должна была быть проведена в дошкольный период.
Плохоговорящий ребенок осознает свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. И чем богаче она, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Педагог должен знать, какие бывают нарушения речи,когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения. Во всем этом важную роль играет успешная подготовка к школе в ДОУ.
Список использованных источников:
Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М.: «Просвещение», 1975. – 170с.
ЦейтлинС.Н. Речевые ошибки и их предупреждение -М. Просвещение, 1982.
ГорбачевичК.С. Изменение норм русского литературного языка. – Л.: «Просвещение», 1971. – 264с.
4. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя (под редакцией Т.А.Ладыженской.М.: Педагогика , 1990.-336с.
5.ЛадыженскаяТ.А. «Речевые секреты» М. «Просвещение» 1992 г.