ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Перед педагогическим коллективом специальных учреждений для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в специальной школе, а в будущем и к производительному, общественно полезному труду и к самостоятельной жизни. А для этого необходима достаточно полная коррекция развития детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию. Использование различные методы в коррекционных и терапевтических целях в психологической практике исторически связано с теоретическими традициями психоанализа.

Комплексное проведение медико-педагогических мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию отклонений в психофизическом развитии детей с задержкой психического развития включает: раннюю диагностику задержки психического развития у ребенка; тщательное изучение состояния познавательных способностей детей с задержкой психического развития, общего состояния их здоровья и потенциальных возможностей их развития (с учетом «зоны ближайшего развития» ребенка);проведение коррекционно-воспитательной работы, направленной на максимальное развитие познавательных возможностей детей и обогащения их практического опыта; лечебно-оздоровительные мероприятия. Игровые задания по коррекции и развитию произвольной памяти. Формирование произвольных процессов памяти у школьников с нарушением интеллекта связано прежде всего с развитием умений принимать мнемическую задачу: уметь выслушать задание до конца; стремиться активно запомнить необходимую информацию в процессе воспроизведения[1].

Современные ученыеподчеркивают, что игра, с одной стороны, помогает развитию познавательных способностей учащихся, а с другой - может служить и эффективным средством преодоления трудностей в этом развитии, «генератором» процесса психолого-педагогической коррекции (Л.А. Венгер, Ю.3.Гильбух, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, У.В. Ульенкова и др.) Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе специального дошкольного учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Для того, чтобы смягчить, нивелировать воздействие этих критических моментов на семью необходимо учитывать возрастные особенности развития ребенка и развития семейных отношений в эти периоды: важно помнить о том, что физическое, социальное и эмоциональное «существование», и если возникают нарушения во взаимоотношениях или ухудшается здоровье, это моментально вызывает изменения в жизни других; замкнутость или открытость исправлени со своими проблемами.По данным исследований О.К. Агавеляна рождение ребенка с аномалиями неизбежно влечет за собой кризис. Чтобы сохранить определенный уровень надежды и ощущения стабильности человек должен кстремлению избавлении от эмоциональной подавленности и страха. Отвергнуть саму возможность случившегося – первый путь достижения эмоционального равновесия: «Этого не может быть», «Это ошибка врача», «С кем угодно, но не с моим ребенком». Коррекцинную работунадо строить по следующим направлениям: проведение психологического диагностирования; разработка основных направлений работы; использованиепсихокоррекционных и психотерапевтических приемов, направленных на оказание помощи[2].

Если возникает необходимость, то в рамках диагностического этапа, анализируются личностные особенности родителей, в том числе эмоциональные и коммуникативные свойства, определяется уровеньтревожности.

Основные задачи психокоррекционной и психотерапевтической работы – помочь принять себя, такими какие они есть; раскрыть собственные творческие возможности; изменить взгляд на свою проблему – воспринимать ее не как «крест», а как «особое предназначение»;вооружить различными способами коммуникации;научитьпомогать и поддерживать друг-друга; помочь избавиться от чувства обособленности и брошенности в своем горе; помочь в формировании адекватной оценки психологического состояниядетей; снятие тревоги и отвержения;формирование адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» людей в структуре общества; помочь избавиться от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи[3].Психотерапевтическая работа может быть осуществлена на нескольких уровнях:- мотивационном – повышение активности, пессимистически настроенных членов семьи, актуализация потребности в самораскрытии;

- эмоциональном – коррекция, состояния родителей и др. членов семьи и формирование умений саморегуляции, снятие эмоционального напряжения;

- поведенческом – формирование эффективных навыков и умений, переоценка жизненной ситуации[4].

Самая продуктивная форма работы с такими детьми (с низким уровнем мотивации) – индивидуальная работа, в частности, индивидуальное консультирование.. Индивидуальное консультирование проводится в несколько этапов. Задача первого этапа – создание доверительных, откровенных отношений. Следующий этап – обсуждение проблем родителей, планирование дальнейших встреч.Терапевтическое вмешательство наиболее целесообразно проводить непосредственно после постановки диагноза (1-я фаза родительского кризиса).Психолог поможет найти приемлемые решения, обеспечивающие поддержку, поможет снизить чувство тревоги.В случае необходимости психолог помогает членам семьи освоить новые роли и взять на себя новые обязанности для улучшения функционирования семьи. Он может помочь родственникам примириться со сниженными возможностями ребенка, поможет выявить причины своего гнева и беспомощности.Дети, имеющие сложные множественные дефекты психического и физического развития, посещают группу «особый ребенок» в детском саду. В силу состояния здоровья, психика родителей в течение длительного времени (а именно, с момента рождения больного ребенка) подвергалась постоянному психогенному воздействию.Выбор групповых форм работы определяется рядом общих принципов, включаемых: учет степени готовности к сотрудничеству; учет вариативных формгрупповой работы. Программа групповой работы может включать различные приемы современной практической психологии: тренинги с элементами креативной терапии, с элементами телесно ориентированной терапии, методов «песочной терапии», тренинги ситуаций с использованием приемовпсиходрама, гештальт-терапии.

Для полного раскрытия самосознания участку необходима поддержка всей группы. Эту поддержку вначале организует психолог, а затем, группа обеспечивает своего участника положительный обратной связью. Приступая к работе, особое внимание необходимо уделить формированию у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации на дальнейшую совместную работу в группе встреч и поддержки. Работа находится на стадии осознания родителями необходимости совместной работы, на снижение тревоги и формирование необходимости получения новой информации.Оказание эффективной помощи детям с ограниченными возможностями –сложный процесс, отсутствует целостный, достаточно проработанный методологический подход к определенно содержания, форм и методов психологической помощи. Дети с ограниченными возможностями в целом нуждаются в психокоррекционной работе. Для определения основных стратегий помощи необходимо учитывать качественные характеристики личностных изменений, ту фазу кризиса, на которой в данный момент находится ребенок.Форма работы определяется мотивацией родителей и ребенка, их личностными характеристиками. Приемлемы как индивидуальная, так и групповая формы работы.Эффективность работы зависит от их участия в тренировочных сессиях, супервизии, использовании видеозаписей, иллюстрирующих те или иные приемы работы.

Список использованной литературы:

  1. Направления и указания для занятий с детьми и подростками,

имеющимитяжелую степень умственной ограниченности. Специальная

школа. Бел. АПДИ 1996.

2. Семаго Н.Я., Семаго М.М.. Проблемные дети. Основы диагностической и

коррекционной работы психолога. М., 2000.

3. Если ваш ребенок не такой, как другие. Под редакцией А.М. Панова и

др. М. 1997.

4. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами

в развитии. — СПб.: Речь, 2006.

Просмотров работы: 899