ВЛИЯНИЕ СТРЕССОВЫХ ФАКТОРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ВЕГЕТАТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЛИЯНИЕ СТРЕССОВЫХ ФАКТОРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ВЕГЕТАТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ

Аннамурадова Б.М. 1, Яфарова Э.И. 1, Семилетова В.А. 1, Макеева А.В. 2
1Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации
2Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Воронеж, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность работы:

На сегодняшний день изменения происходящие в организме человека и адаптация организма в целом под действием того или иного стресс-фактора, является очень востребованной темой для исследования. Ее научные границы очень широки и в полной мере не охвачены. Мы знаем, что стресс по-разному влияет на организм, затрагивая тем самым целый ряд органов и систем организма, которые по-разному влияют на нейрогуморальную регуляцию сердца и психоэмоциональное состояние человека. Так же затрагивается такой аспект, как отношение между симпатическими и парасимпатическими отделами вегетативной нервной системы.

Цель и задачи:

Целью исследование было изучение влияние стресс-фактора (зачеты, предсессионный период) на психоэмоциональное и вегетативное состояние организма студентов. В исследовании принимали участие студенты второго курса лечебного факультета ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. Количество испытуемых составило 35 студентов.

В задачи нашего исследования входило:

  1. Измерение и анализ вариабельности сердечного ритма;

  2. Изучение состояние двигательной и моторной активности;

  3. Изучение психологической устойчивости к стрессам;

  4. Измерение состояния артериального давление в спокойном и стрессовом состоянии.

Материалы и методы:

  • Анализ вариабельности сердечного ритма проводили с помощью программного комплекса «Психофизиолог УПФТ – 1/30».

  • Теппинг – тест по методу Е.П.Ильина. Оценку работоспособности студентов оценивали с помощью метода теппинг-теста в спокойном состоянии и состоянии стресса. В ходе исследования студентам предлагалось по 6 бланков, в каждом из которых им необходимо было за определенное время поставить необходимое количество точек. Сначала правой, а потом левой рукой.

  • Также в исследовании были использованы тесты по программе «Истоки здоровья»:

  • Тест «Цветовыбора». Здесь студентам необходимо было максимально быстро нажимать на постоянно появляющийся круг.

  • Тест «Реагирования». Испытуемому предлагалось выбрать из разложенных перед ним таблиц самый приятный цвет, не соотнося его ни с расцветкой одежды (идет ли к лицу), ни с обивкой мебели, ни с чем-либо другим, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем им в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент времени. Выбранный эталон убирается с экрана. Каждый раз испытуемому предлагали выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не были отобраны. Через две-пять минут процедура выбора повторялась.

  • Исследование артериального давления (АД) с помощью электронного тонометра.

Результаты исследования:

В результате исследований было обнаружено увеличение работоспособности у всех студентов на 10,677±0,173 и параметров систолического АД и диастолического АД на 1,673±0,154 и на 1,170±0,065 в стрессовом состоянии. При оценке результатов теста на реагирование в состоянии психоэмоционального стресса наблюдалось увеличение единицы сенсомоторной активности и количества ошибок. В результате исследования вариабельности сердечного ритма наблюдалось снижение в стрессовом состоянии у всех студентов таких показателей как вариационный размах, индекс активации подкорковых центров, среднее квадратическое отклонение RR-интервалограммы, и увеличение индекса напряженности по Баевскому.

Выводы:

Во время стресса наблюдалось увеличение работоспособности студентов, показателей артериального давления. А также изменилось предпочтения в выборе цветов и снижение активации подкорковых центров, функциональных возможностей и психофизиологических резервов сердечно-сосудистой системы.

Список литературы:

  1. Мельник Б.Е. Особенности реакции симпатоадреналовой системы при различных формах стресса / Б.Е. Мельник, А.И. Робу, Е.С. Паладий // Нейроэндокринные корреляты стресса и адаптации. – Кишинев, 1985. – С.26-32.

  2. Субботин К.А. Сравнительная оценка адаптационных возможностей организма к изменению свободно-радикального равновесия под влиянием психоэмоционального стресса и факторов производственной среды / К.А. Субботин, А.В. Макеева // МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК, 2015. – С.120-121.

  3. Ниязмухамедова М.Б. Влияние учебной нагрузки на режим дня студентов / М.Б. Ниязмухамедова // Актуальные вопросы гигиены и профессиональной патологии в условиях научно-технического прогресса. Ташкент, 1980. - С. 284-285.

  4. Судаков К.В., Белова Т.И., Юматов Е.А. Центральные нейрохимические механизмы сердечно-сосудистых реакций при остром эмоциональном стрессе. г. Сочи 1978г.

  5. Медведев О.С. Регуляция кровообращения при физической нагрузке и эмоциональном стрессе. Симферополь, 1980г.

Просмотров работы: 2036