МЕТОД МАКЕТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЪЕМНО ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОТОТИПА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕТОД МАКЕТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЪЕМНО ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОТОТИПА

Грязнова А.В. 1
1ФГБОУ ВО «Уральский государственный архитектурно-художественный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В начальном курсе архитектурного проектирования сформирован комплекс упражнений, позволяющий развивать способности студента к объемно-пространственному мышлению. Композиция - понятие, сопровождающее весь процесс обучения и профессиональной деятельности архитектора. Понятие, существующее во всех сферах жизнедеятельности человека.

Важным свойством композиции является степень субъективности восприятия в оценке ее качеств: гармония - дисгармония, конструктивно – деконструктивно, тектонично, ново, неожиданно, трогательно, эмоционально, навязчиво, бесполезно и другие. В связи с этим мы наблюдаем полемику в оценке произведений архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Проходит определенный период времени, и новаторство завоевывает господствующие позиции. Например, «Дом без бровей» архитектор Адольф Лоос, Вена (Рис.3). Австрийское общество начала XX века не было готово к восприятию фасада без декоративных элементов, лепнины, карнизов, малой степени пластики фасада, но уже во второй половине XX века подобные архитектурные решения фасада здания стали приемлемы социумом (Рис.4).

Рис.3 Архитектор Адольф Лоос. 1911 г. Рис.4 Архитектор Минору Ямасаки 1977 г.

Вена. Австрия Здание Rainier Tower, Сиэтл

http://www.votpusk.ru/country/ http://www.liveinternet.ru/tags

dostoprim_info.asp?ID=3434

Архитектурно-пространственная композиция должна обладать качествами гармоничной формы: целостность, выразительность, тектоничность, устойчивость, динамичность, наличие композиционного центра или системы центров. Автор для создания архитектурного объекта использует средства композиции: ритм, метр, пропорции, подобие, масштабность и эргономичность.

В начале обучения данные понятия воспринимаются и используются на интуитивно-эмоциональном уровне, в дальнейшем этот процесс становится более осознанным, переходит на логико - интеллектуальный уровень. В процессе архитектурного проектирования мы можем определить композицию динамическую и статическую, предполагая, что в первом случае ярко выражено движение, оно направлено и организовано, четко прослеживается динамика развития формы, а во втором случае движение уравновешено, сбалансировано, происходит концентрация формообразования в единый центр (Рис.5, Рис 6).

Рис.5 Архитектор Сантьяго Калатрава Рис.6 Архитектор Ле Корбюзье

Музей Искусств г. Милуоки Жилая единица г. Марсель 1952 г

http://architecturalidea.com/?p=10484 http://www.the-village.ru/village/city/architecture/

166653-rayony-kvartaly-zhilye-massivy

В процессе обучения вырабатывается представление о понятиях «объект» и «пространство», их взаимосвязи. Виды пространственной композиции могут быть: открытое пространство, полуоткрытое пространство, закрытое пространство или пространственная форма.

В курсе «Архитектурное проектирование» первое задание состоит в знакомстве с несложным архитектурным объектом. Выполняются эскизные зарисовки объекта и его деталей, проводится анализ формы, пропорций и конструктивного решения, формируется историческая справка, выполняются архитектурные чертежи объекта. Второе задание состоит в проектировании сооружения по прототипу в ходе макетного композиционного моделирования. Композиционная трансформации прототипа позволяет, используя элементы и детали объекта, создать новую архитектурную форму с иным функциональным назначением. Изменяя качества композиции: динамичность-статичность и массивность-ажурность проектируется объект, отвечающий иному функциональному назначению. Ворота № 3 Исторического сквера города Екатеринбург (Рис.7) могут быть трансформированы в смотровую площадку на берегу озера Шарташ.

Рис. 7 Чертеж Рис. 8 Фор-проект

Фото автора Фото автора

В процессе проектирования выполнено несколько методических упражнений: определение места проектирования объекта, формирование концепции, выполнение фор - проекта (клаузуры) (Рис. 8) и поискового эскизного макета в М 1:50 – 1:100, позволяющего уточнить детали, пропорции и силуэт объемно - пространственной композиции. Отличительной особенностью работы автора над данным проектом было использование макетирования как метода архитектурного проектирования. В процессе работы были выполнены дополнительные промежуточные макеты (Рис.9, Рис.10), позволяющие определить тектонику и конструктивное решение несущих элементов смотровой площадки, лестницы и навеса. Условно говоря, «лепить форму» в масштабе демонстрационного ахроматического макета из бумаги и картона в М 1:20 – 1:40, на подоснове 200х300 или 300х300 мм.

Рис. 9 Поисковый макет Рис. 10 Поисковый макет

Фото автора Фото автора

Рис. 11 Демонстрационный макет Рис. 12 Демонстрационный макет

Фото автора Фото автора

В процессе макетного композиционного моделирования можно было уточнить и изменить направление основных композиционных осей в плане, акцентировать силуэт объекта, изменить форму основных элементов и деталей. Затем, использовать их как шаблоны для изготовления основного макета (Рис.11, Рис.12), что позволило отработать большое количество вариантов объемно – пространственной композиции, сократить время на согласование решения отдельных частей композиции и точно прогнозировать результат проектирования.

Список литературы:

  1. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования: учебно- методическое пособие для вузов. – М.: Стройиздат, 1982. – 225 с.

  2. Иовлев В.И. Введение в проектирование архитектурной среды: учеб. пособие. – Екатеринбург: УралГАХА, 2002. – 89 с.

  3. Иовлев В.И. Макетирование в начальном ученом проектировании.- Свердловск: САИ, 1982. -20 с.

  4. Стасюк Н.Г., Киселева Т.Ю., Орлова И.Г. Основы архитектурной композиции: учебное пособие. – М.:Архитектура-С, 2004. – 96 с.

Просмотров работы: 764