Стихотворение Н.П. Воронова «Блуждающий лебедь» пронизано чувством горькой утраты, печали, скорби: лебедь тоскует по своей лебедушке. Это чувство прослеживается от начала до конца стихотворения с нарастающей силой. Уже из заглавия мы видим, что речь пойдет о трагических событиях: блуждающий значит «беспокойный, тревожный», не сидящий на месте, не высиживающий птенцов вместе со своей подругой и не парящий с ней в облаках.
Основной образ, который автор использовал в стихотворении, это символичный собирательный образ лебедя, прилетающего каждую войну на курган. Автор стремится воплотить в «блуждающем лебеде» всех людей: солдат, мирных жителей, которые жили в страшное военное время, которые теряли своих близких, детей, которые остались сиротами. И память о них жива, но с горечь утраты не дат забыть страшные годы.
В первой строфе автор вводит основной образ всего стихотворения – образ лебедя, и не просто лебедя, а «блуждающего», который каждую весну, «только вскроются реки» прилетает «и подолгу тревожно трубит», как будто его что-то тревожит, не дает покоя. В образе лебедя видится также наша совесть, что не даст нам забыть о кровавой войне, напоминая о ней каждую весну, каждое 9 Мая, когда мы празднуем День Победы.
Повествование в основном идет от лица главного героя – лебедя. Вторая строфа описывает внутреннее состояние лебедя. Он «кричит о войне», кричит, как человек, о том страшном времени, полном потерь и утрат.
Третья, четвертая, пятая и шестая строфы – это описание войны: выстрелы, горячая кровавая земля; взрыв, похожий на красную зарю. Как и многие на той ужасной войне, лебедь потерял свою пару, остался без любимой лебедушки. Много неизвестных могил оставила после себя страшная война, много солдат пропало без вести. Так и лебедушку «погребли» вместе с «солдатами и крестьянами». Осталась только скорбь, горесть утраты, тоска, которую «не развеять в ветрах». Отметим в этой связи отсутствие ложного пафоса, излишнего трагизма: Воронов не использовал ни одного восклицательного предложения, нет у него и призывных обращений к читателям. Перед нами исповедь-плач.
Для передачи настроения и атмосферы, которая описана в стихотворении, автор использовал следующие художественные средства: эпитеты – блуждающий лебедь, щемящая задумчивая гамма, беспамятный шар; олицетворение – распахнула в потемках земля,волна зарядит, лебедь трубит, крикнет, полыхнула заря; аллитерация: «… кружил над горящей округой / среди жара, и смрада, и пепла, / призывал дорогую подругу, / но лишь взрывы и стоны из пекла//. Сочетание звуков «р», «ж», «з», «ш», «с» передает грозную музыку войны: грохот взрывов, свист и жужжание пуль и снарядов.
Сам текст очень зрительный и звучащий: атмосферу войны создают слова определенного тематического плана: полыхнула заря, красная нора, дым, потемки, смрад, пепел, взрывы, стоны, кричит, трубит. Значимость, трагичность событий передает и книжная лексика: полыхнула, щемящая, беспамятная, смрад, пекло, прах, призывать, навек. В стихотворении слышатся также отголоски старинных русских плачей по погибшим и умершим: «Мне тоску не развеять в ветрах, / А кручину не скроет бурьян». Да и сам образ кургана отсылает нас к стародавним временам русских летописей, русским песням и былинам о древних битвах и могильных курганах.
Стихотворение написано перекрестной рифмой (абаб). Размер стихотворения – анапест. Мерный, четкий ритм поддерживает общую трагическую тональность текста. Кольцевая композиция усиливает смысловой акцент на ключевом образе блуждающего лебедя, подчеркивает цикличность происходящего.
Я считаю, что это очень сильное, эмоциональное стихотворение. Оно позволяет нам в очередной раз задуматься об ужасах войны, ценности человеческой жизни и бессилии человека перед смертью.
Литература
Воронов, Н.П. Моя крылатая родня. – Магнитогорск: Магнитогорский дом печати, 2006. – 184 с.
Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. – Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 стр.
Торшин, А.А. Произведение художественной литературы. Основные аспекты анализа: учеб. пособие / А.А. Торшин. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 256 с.