РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ЗПР - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ЗПР

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра успешно используется и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка[1].

Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы помочь детям с задержкой психического развития включиться в учебно-воспитательный процесс за счет коррекции недостаточного сформированных интеллектуальных навыков.

Лучшим способом тренировки памяти у детей дошкольного возраста служат игры. В процессе игры ребенок запоминает информацию, которая становится для него интересной. Впоследствии на подсознании появляется своеобразная программа, которая определяет, как лучше запоминается та или иная информация[2].

Ребенку необходимо развивать ассоциативное мышление, что необходимо для хорошей памяти. Всегда надо помнить, что все упражнения должны быть даны ребенку в качестве игры. Нельзя заставлять ребенка, ведь игра - дело добровольное. Если ребенку будет по-настоящему интересно, то он пойдет в школу вполне подготовленным. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для детей с задержкой психического развития. Как правило, дети с задержкой психического развития инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка.

Дети с задержкой психического развития пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры. Дидактическая игра выступает в роли инструмента психического и речевого развития ребенка и его социализации.

В работе для развития детей речи детей с ЗПР должнырешатьсятакие задачи: развитие навыков самостоятельной речевой деятельности; развитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы; развитие творческих способностей детей; развитие моторной активности; совершенствование умений совместной и самостоятельной игры; познание окружающего мира в игре.

По Л.С.Выготскому ведущий вид деятельности дошкольников– игра. Дидактическая игра не только способ развития ребенка, но и одна из форм проведения коррекционной работы, что особенно важно для детей с речевыми отклонениями [3].

Играимеет два основных типа: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр; сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы, сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно: они — в нормах поведения воспроизводимых героев (доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика).

Дидактические игрыразличаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениями детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.

В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно выделить следующие типы игр:игры по сенсорному воспитанию; словесные игры; игры по ознакомлению с природой; по формированию математических представлений[4].Также игры соотносятся с материалом: игры с дидактическими игрушками; настольно-печатные игры; словесные игры; псевдосюжетные игры.

По виду деятельности воспитанниковможно выделить несколько типов дидактических игр:игры-путешествия; игры-поручения; игры-предположения; игры-загадки; игры-беседы (игры-диалоги).

Дидактическая играимеетбольшое значение в речевом развитии детейвмладшем возрасте. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Дидактические игры закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ[5].Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.

Педагоги определяют дидактическую игру как игру познавательную, направленную на воспитание познавательных способностей. Именно в игре и через игру речь проявляется наиболее ярко. Необходимость объясниться со сверстниками в ходе игры, стимулирует развитие словообразования у детей.

Основные требования всех видов игр по развитию речи: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами.

Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались исследователями: А.П. Усовой, З.М. Богуславской, А.И. Сорокиной, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером, Е.И. Тихеевой, Г.С. Швайко, О.С. Ушаковой[6].

Дидактические игры – это игры обучающие, познавательные, направленные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на развитие детей. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементом которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия; умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Игра - это потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у детей организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.

Использование дидактических игр в воспитании и развитии детей в условиях дошкольного образовательного учреждения помогает решить не только проблему коммуникации детей, но и развить всю речевую систему.

Работа по развитию речи детей с помощью дидактических игр рассчитана на два года. В старшей группе ставится цель научить детей играть в игры под руководством взрослого. Научиться слушать педагога и сверстников, создавать модель игровой деятельности. Подготовительная группа – это переход от игры к учебной деятельности. В этом возрасте очень важно создать в игре такие условия, чтобы роль ведущего принадлежала ребенку, чтобы он выступал в роли активного организатора совместных и самостоятельных игр.

Усвоение нового происходит в игре с большим количеством картинного и предметного материала. Несформированность словаря затрудняет восприятие словесных игр. Зачастую игры, изготовленные самостоятельно помогают усваивать детям материал лучше, чем игры приобретенные в специализированных магазинах.

Польза применения дидактических игр заметна по тому, с каким удовольствием дети ждут, спрашивают о предстоящих занятиях и режимных моментах. В игре ребенок раскрывается полностью, показывает весь свой потенциал.Так любимое занятие детей становится для них не только приятным времяпровождением, а источником новых знаний, воспитания, обучения и развития.

Использованная литература

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение,1991.

  2. СухининаС.В. Ребенок в игре. - М.: Новая школа, 2004.

  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.

  4. Дошкольная педагогика - М.: Просвещение, 1991.

  5. Игра дошкольника. / Под ред. С.Л. Новоселовой.- М.: Просвещение, 1989.

  6. ШвайкоГ.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1988.

Просмотров работы: 3301