КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЧТЕНИИ СКАЗОК - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЧТЕНИИ СКАЗОК

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В системе общего образования особой проблемой является постоянное увеличение числа школьников, не справляющихся со стандартными требованиями учебной программы. Особенно острой является проблема недостаточного владения учащимися нормами грамотной устной и письменной русской речи.

Выделить причину трудностей может специалист-логопед. Однако не всегда родители и учитель могут получить квалифицированную помощь специалиста по этим вопросам. Поэтому большая нагрузка ложится на плечи воспитателей ДОУ.

Неразработанность проблемы индивидуального подхода при обучении русскому языку детей 5-6 лет, незначительное число исследований, направленных на изучение эффективных приемов преодоления трудностей в обучении русскому языку, определяют актуальность темы.

Объект исследования - процесс коррекционно-развивающего обучения речи детей старшего дошкольного возраста в условиях детских общеобразовательных учреждений.

Предмет исследования - педагогические условия, обеспечивающие эффективность коррекционно-развивающего обучения.

Цель исследования состояла в определении педагогических условий, обеспечивающих эффективность коррекционно-развивающего обучения детей в условиях ДОУ.

Поставленная цель определила задачи исследования:

  • изучить состояние теоретической разработанности проблемы исследования в психолого-педагогической и методической литературе;

  • определить педагогические условия, способствующие эффективности коррекционно-развивающего обучения детей на основе русских народных сказок;

  • разработать и экспериментально проверить методы педагогической диагностики причин дошкольных трудностей детей при обучении.

Одним из важнейших условий развития связной речи ребёнка старшего дошкольного возраста является использование в данном процессе пересказа художественных произведений, в данном случае русских народных сказок.

  1. Коррекционно – развивающая работа строится в следующем порядке:

  • пересказ сказки по наглядному действию;

  • пересказ сказки с использованием фланелеграфа;

  • пересказ сказки по серии сюжетных картин;

  • пересказ сказки по сюжетной картине;

  • рассказ по сюжетной картине.

  1. Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний, в свою очередь, включает:

- усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения);

- формирование навыков планирования развернутых высказываний, обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа сообщения;

- обучение лексико-грамматическому оформлению высказываний в соответствии с нормами родного языка.

  1. Организуя работу по обучению пересказу, необходимо придерживаться строгого плана:

1) Организационная часть (цель помочь детям сконцентрировать внимание, подготовить их к восприятию текста);

2) Чтение текста сказки (без установки на пересказ);

3) Разбор текста в вопросно-ответной форме (вопросы ставили так, чтобы дети могли ещё раз уточнить основные моменты сюжета, способы его языкового выражения);

4) Повторное чтение текста детьми (с установкой на пересказ);

5) Пересказ текста детьми (с опорой на наглядный материал);

6) Упражнения на закрепление языкового материала;

7) Анализ детских рассказов.

Работа с дошкольниками по развитию речи на материале русского фольклора имеет такие направления:

1. Развитие речи – русская народная сказка «Хаврошечка».

– беседа по тексту; умение задавать вопросы и отвечать на них.

– придумывание однокоренных слов.

– фразеологизм и пословицы.

– пересказ сказки по ролям.

2. Воспитание добрых чувств

– русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

– беседа по теме «Хорошо ли быть таким»;

– учить детей сравнивать и сопоставлять, давая возможность выбора собственной позиции.

– дидактическая игра «Хорошо – плохо».

– игра-драматизация – упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений.

3. Сказка и математика:

– русская народная сказка «Лиса и кувшин»;

– беседа по тексту в сравнении;

– игры с геометрическими фигурами;

– игра со счетными палочками «Изобрази героев сказки»;

4. Сказка и экология – русская народная сказка «Солнце и ветер»;

– беседа на тему «Все в природе взаимосвязано и все находится в развитии».

– игра «А если бы пропал ветер» или «А если бы исчезла вода».– игра «Вред – польза».

5. Развитие мелкой моторики руки ребенка(рисование, аппликация, лепка, ручной труд).

Предложены и разработаны нетрадиционные возможности использования сказок в развитии речи ребенка.

Во-первых, сказки подаются детям недостаточно разнообразно: в основном это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Почти исчезло традиционное общение с книгой – семейное чтение с дальнейшим рассматриванием иллюстраций, обсуждением их, ответами на вопросы по содержанию сказки. Вместе с этим почти исчезло стремление взрослых заинтересовать детей фольклором: связать сказку с подходящими по смыслу пословицами, поговорками, т. е. найти в ней мораль, нравственный урок;

Во-вторых, сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и для воспитания в них добрых чувств. Ведь современный видеоряд – мультфильмы, кинофильмы, спектакли по сказкам – позволяет сравнить сказки, сказочных героев, пожалеть некоторых из них, придумать многим сказкам счастливый конец или неожиданное продолжение. Дополнить чтение сказок можно загадками о героях сказок, потешками о них.

Из-за отсутствия традиционного чтения сказок, последующего обсуждения, сравнения их и т. д. упускаются многие коррекционные возможности для работы с детьми.

Использованная литература

  1. Даркулова К.Н., Яковенко Л.К. Речевое воздействие в профессиональном общении // Труды Международной научно-практической конференции «Ауезовские чтения – 7: М. Ауезов и актуальные проблемы казаховедения» - Шымкент, ЮКГУ им. М. Ауезова, 2008 г.- Т.2.- С.73-77.

  2. Даркулова К.Н. ЖумагуловаЖ.Ж. О необходимости знаний по фонетике // Журнал «Современные проблемы науки и образования» -2013.- №6 (приложение «Филологические науки»).- с. 8

  3. Занятия в детском саду [Электронный ресурс]// Детский сад: [сайт] URL:http://ds50.ru/zanyatiya_v_detskom_sadu/5559-razvivayushchie-korrektsionnye-vozmozhnosti-folklornykh-form-v-rabote-s-malyshami-po-razvitiyu-rechi-konspekt-zanyatiya-v-detskom-sadu.html

  4. Короткова Э. П. Принципы обучения речи в детском саду. [Текст] : учеб.пособие / Э.П. Короткова ; М-во просвещ. РСФСР. Рост. н/Д гос. пед. ин-т. - Ростов н/Д : [б. и.], 1975. - 90 с. URL: http://catalog.orenlib.ru/ .

  5. Ушинский К.Д.Родное слово. Книга для учащихся. М., 1974. URL: http://www.biografia.ru/arhiv/104.html

  6. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с. URL: http: //pedlib.ru/ Books/ 3/0317/3_0317-1.shtml

Просмотров работы: 809