Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. По мере взросления ребенка родители беспокоятся о развитии его творческого потенциала, мышления, логики и порой упускают такую не менее важную деталь, как развитие связной речи. Часто родители исходят из соображения, что дети, наблюдая за ними, самостоятельно научатся связно излагать свои мысли. Но это не так, ребенку нужно помогать устанавливать логические связи в собственной речи.
Без хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи»[1].
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи. По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:
связные высказывания короткие;
отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
уровень информативности очень низкий[2].
Через игру дети, даже самый неинтересный и скучный материал, воспринимают с большим интересом и увлечением, этот материал прочно откладывается в сознании детей. Так как этот метод является одним из самых эффективных методов в обучении детей и их воспитании.Игра заслуживает большого внимания и требует более детального изучения, чем раньше, потому как в настоящее время уделяется большое внимание системе использования наглядных методов, а также обогащение передового опыта воспитателей применявших элементы игры в своей работе.
С 3-4 лет можно начинать разыгрывать сказки с помощью наглядного моделирования, что позволяет как бы немного «отодвинуть» эмоции ребенка и обратить его внимание на строение сказки. Заместители, соответствующие основным персонажам, помогают установить смысловые связи между ними.
Прежде чем начать работу по построению и использованию наглядных моделей, необходимо, чтобы дети прослушали выразительное чтение сказки, ответили на вопросы, разыграли сюжет в настольном театре или по ролям, рассмотрели иллюстрации. Только после этого с помощью наглядных моделей можно развивать у детей умение самостоятельно анализировать содержание текста, выделять наиболее существенное[3; 4].
В дальнейшем это поможет им самостоятельно понять любое художественное произведение, выразительно и последовательно рассказать о прочитанном и услышанном.
Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словарь, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.
В творчестве А.С.Макаренко, великого мастера игры с детьми, эта мысль проходит красной нитью. Используя возможности игры, как «метода воспитания» А.С.Макаренко стремился посредством игре обеспечить детям радостные мироощущения. Игра, с точки зрения Макаренко имеет для самочувствия ребенка то же значение, какое для взрослого имеет работа: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит в игре. И вся история отдельного человека может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу»[5].Таким образом, в игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные развивающие познавательные возможности игры.
В дошкольном возрастеигра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми. Их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх школьники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Н.К. Крупская рассматривала игру как потребность в коллективном общении[6]. Это все настолько волнует и увлекает каждого ребенка, что задачи, которые ставит педагог в игре в качестве частных педагогических целей, кажутся ему незначительными по сравнению с неожиданной радостью.
В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для тренировки своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности адекватной, то есть соответствующей его внутреннему состоянию.Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.Что дает право называть игру творческой деятельностью?Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.Подражание взрослым в игре связано с работой воображения[7]. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.
Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация.
Игра в детском возрасте является стимулом в различных трудовых делах. В игре ребенку легче преодолеть трудности, в игре он может выдержать большие физические нагрузки, не замечая усталости. В то же время, действуя на ребят логически, игра может незаметно привести ребенка в состояние сильного возбуждения. Помня об этом, следует дифференцировать нагрузки в игре в зависимости от возраста детей. Педагог, зная психологические особенности детей каждого возраста, может предусмотреть в специальных игровых моментах различного вида нагрузки. В педагогическом руководстве игрой главным принципом считается сочетание руководства взрослых с творчеством и самодеятельностью самих детей. Развивая игровые особенности детей, мы можем воздействовать на них в различных направлениях, избавлять от некоторых недостатков, укреплять веру в своя силы, утверждать в них нравственное начало.Иногда учитель затрачивает долгие часы на изучение и познание того или иного школьника, беседует с ним, расспрашивает родителей и все-таки недостаточно узнает ребенка. Но стоит один раз организовать даже простейшую игру во дворе школы или в лесу, дать ребенку какую-то роль и понаблюдать за ним в игровой ситуации, как проявятся невидимые доселе черты его характера. Так стоит ли пренебрегать такими педагогическими средствами, как игра.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
Болотина Л.Р., МикляеваН.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ. М., 2000.
МаксаковА.И., ТумаковаГ.А. Учите, играя. М., 2005.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения в четырёх томах. - М., изд. АПН РСФСР, 1949.
Крупская Н. К.Педагогические сочинения в 10 т. Т. 6. Дошкольное воспитание. Вопросы семейного воспитания и быта.- М.: Изд-во АПН,1959.
БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.