В этой связи, особую актуальность в последнее время, приобретают интерактивные методы обучения, основанные на диалоговых формах процесса познания.
В процессе использовании интерактивных форм и методов в обучении особое внимание уделено тому, какие условия должны соблюдаться, поскольку эти методы основаны на личной заинтересованности обучающихся и направлены на приобретение ими знаний и навыков, максимально приближенных к различным потребностям их профессиональной практической деятельности.
Основными признаками интерактивного образовательного процесса являются:
-межличностное, диалогическое взаимодействие в системах «преподаватель - обучающийся» и «обучающийся - обучающийся»;
- работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;
-активно-ролевая (игровая) и тренинговая организация обучения.
При подготовке к занятию в интерактивном режиме преподаватель должен обеспечить ряд процессов, являющихся важнейшими условиями его эффективной организации:
- создание благоприятного для обучения эмоционального климата и соответствующей учебно - пространственной среды;
- организацию продуктивной внутригрупповой и межгрупповой учебной деятельности;
-осуществление обратной связи с аудиторией, анализ причин успехов и неудач в совместной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы и практическая профессиональная деятельность позволяют выделить некоторые условия и методические приемы, обеспечивающие эффективное осуществление названных процессов.
В традиционной практике обучения основная задача педагога состоит в выполнении учебных целей; при интерактивном обучении параллельно идут два процесса: образовательный и коммуникативный, и результаты во многом зависят от благоприятного психологического, эмоционального микроклимата в группе [1].
Психологический климат отражает качественную сторону межличностных отношений и представляет собой совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности(если симпатии, взаимопомощь, всеобщая заинтересованность в успехе способствуют продуктивности образовательного процесса, то отрицательные эмоции наоборот, снижают работоспособность участников и производительность учебной деятельности). Кроме того, дружелюбная, гуманная обстановка, снимающая напряжение и излишние волнения, способствует формированию открытости, взаимной поддержке, осознанию участниками образовательного процесса ценности других людей самих по себе и для взаимного духовного и профессионального обогащения.
Важным условием благоприятной психологической атмосферы обучения взрослых являются состав и количество слушателей. Часто за погоней за количеством проводится соответствующая рекламная кампания, что приводит к переполнению групп. В результате возникает нехватка мест и свежего воздуха в аудитории, проявляется обида и неудовлетворенность обучающихся и становится невозможно эффективно реализовать активные и интерактивные методы обучения.
Повседневная практическая работа в студенческой аудитории показывает, что преподаватель обязан позаботиться о комфортабельной физической среде обучения: аудиториях для игровых занятий, дискуссий, аутотренингов, самостоятельной работы, предусмотреть возможность для кофе-паузы, разминок. При этом организация учебного пространства является важнейшим положением, обуславливающим эффективность интерактивного обучения.
В основе интерактивного обучения - непосредственный диалог обучающихся с преподавателем, друг с другом или с приглашенными на такие учебные занятия людьми, а также опосредованный диалог с автором учебника или компьютерной программы.
В процессе организации групповой учебной деятельности интерактивное обучение следует рассматривать как обучение, построенное на групповом взаимодействии, сотрудничестве, кооперации. При этом активность педагога уступает место активности обучающихся, а задачей педагога становится создание условий для проявления и реализации их образовательной инициативы.
Взаимодействие – это отношение между людьми, «когда они в процессе решения общих для них задач, влияя один на другого, дополняя друг друга, успешно решают эти задачи». При этом «происходят изменения и в каждом из субъектов, и в тех объектах, на которые направлено взаимодействие». В процессе взаимодействия человек не только лучше познает себя в сопоставлении с другими, но и присваивает новый опыт деятельности и отношений [2].
Важным условием организации интерактивного обучения является, чтобы рефлексия проводилась на каждом нетрадиционном занятии и чтобы в нее на первых порах включались все члены группы.
Интерактивное обучение — несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики. Оно изменяет требования к работе педагога как на этапе подготовки к занятию, когда требуется подготовить большое количество материала (текстов, карточек), так и во время самого занятия. Если приоритетным становится процесс освоения материала самими обучаю щимися в совместной деятельности, то информативность как критерий анализа деятельности преподавателя и оценки эффективности занятий становится не столь значимой. Наиболее важными качествами и умениями преподавателя, успешно работающего в интерактивном режиме, становятся:
коммуникабельность, развитые коммуникативные умения, позволяющие найти подход к каждому участнику, заинтересованно и внимательно выслушать его, быть естественным, толерантным;
умение организовать учебное пространство, располагающее к диалогу, вести диалог, анализировать и корректировать ход обсуждения в группе;
быть фасилитатором, использовать «поддерживающие» приемы общения;
сохраняя свой научный авторитет, помогать обучающимся не попадать под его зависимость, которая сковывает их мыслительную деятельность, а проявлять самостоятельность в интеллектуальном поведении;
умение создавать специальные ситуации, побуждающие взрослых обучающихся к интеграции усилий для решения поставленной задачи и др.
Владение интерактивными методиками и формами работы может пригодиться не только во время учебных занятий со взрослыми и студентами, но и непосредственно в профессиональной деятельности. При использовании интерактивных методик, основанных на обучении через взаимодействие, воспроизводятся ситуации, взаимоотношения и задачи, характерные для повседневной деятельности профессионалов, работающих с людьми. Те же приемы (техники разрешения проблем, работа в малых групрах, моделирование ситуаций) можно использовать при проведении делового совещания, собрания сотрудников учреждения, заседания кафедры, методического объединения, активизируя тем самым деятельность участников и повышая их ответственность за исполнение принятых решений.
Список использованной литературы:
1.Панина Т.С. «Современные способы активизации обучения»: учебное пособие для студентов высших учебных заведений - М.: «Академия», 2006. – 176 с.
2.Гаджиева П.Д. «Интерактивные методы обучения в образовании»: учебное пособие для студентов и учителей-правоведов. – М.: «Парнас», 2012. - 187 с.
5