Как подчеркивает Е.А.Певцова в процессе учебной работы с правовой информацией, происходит своего рода е передача от источников возникновения (нормативные акты, документы, печать, радио, интернет – сайты) к потребителям, то есть обучаемым.
Как подчеркивают исследователи, правовая информация создается в результате правотворческой, правоохранительной деятельности. Она делится на нормативную, т.е. содержащую нормы права (Закон); - ненормативную, т.е. не содержащую норму права (приговор суда…)
Неправовая информация делится на: массовую информацию (содержится в СМИ…); информацию, являющуюся объектом гражданских прав.
Содержание правового образования призвано формировать у студентов современное правовое мышление, помочь им войти в жизнь более терпимыми, миролюбивыми, свободными от идеологического максимализма и фанатизма, что может быть достигнуто при совместной деятельности педагога и студентов. Но, как известно, знание содержания вовсе не означает эффективное владение соответствующими умениями.
Правовые умения – это владение способами (действиями) применения усваиваемых правовых знаний на практике. Формирование правовых знаний, умений и навыков зависит от способностей студентов. К основным видам умений, которыми должны овладеть студенты после прослушивания различных учебных курсов («Теория государства и права», «Гражданское право», и др.): умение использовать и составлять нормативно – правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности; умение анализировать, обобщать, делать выводы, умение применять правовые знания в практике жизни.
Методика формирования умений работы с правовой информацией предусматривает четыре этапа: 1)формирование ориентировочной основы умения. Преподаватель раскрывает суть мыслительной операции, составляет памятку выполнения задания и применяют впервые показанную им операцию; 2)студенты приступают к самостоятельному выполнению задания и применяют впервые показанную им операцию; 3)выполняются тренировочные задания, чтобы прочно закрепить и углубить знания, навыки обучаемых; 4)применяют умение по типу все более отдаленного переноса. Большую результативность в усвоении правовой информации показала методика внеконтекстных операций с базовыми юридическими понятиями. Посредством такой методики у студентов создается целостное обобщенное представление о содержании изучаемого юридического курса и формируется умение устанавливать причинно – следственные связи многих правовых ситуаций.
Поясним это на примере: одним из способов усвоения и понимания правовой информации является кейс – технология, суть которой заключается в том, что студентам дается описание определенной ситуации (реальной или смоделированной). Решая такие ситуации, студенты развивают умение анализировать, демонстрировать различные позиции и точки зрения, генерировать альтернативные пути решения проблемы.
Использование кейс – технологии в работе с информацией помогает развивать не только умение воспользоваться теорией, но и развивать способность работать с информацией.
При работе с документами, другими текстами правового характера особое внимание обращается формированию умений работы с понятиями. На семинарских занятиях по правовым дисциплинам студенты анализируют содержание и структуру понятий из учебников, словарей и справочников, при этом формируются общие требования к определению понятий и составляется алгоритм работы с научными понятиями; затем студенты учатся давать свои определения на основе материала учебников с учетом выработанных критериев.
Отдельная группа заданий может быть посвящена проверке умений выделять существенные признаки тех или иных правовых явлений. Так, студенты, пользуясь методом абстрагирования, а также сравнительно – юридическими операциями, определяют, например, отличительные признаки, логическую связь различных понятий: право, норма, гипотеза, санкция, диспозиция, гражданское право, частное право, публичное право, уголовное право, сделка, преступление и др.
Для выполнения задания даются вопросы:
1.Дать определение понятию «право», раскрыть его содержание и сопоставить модель с понятием «закон».
2.Выделить термины, отражающие систему права, расположить их в индуктивном порядке.
3.Найти в списке термины, отражающие систему права и расположить их в индуктивном порядке.
4.Составить схему, отражающую взаимосвязь этих понятий. Обосновать свой подход.
Такую работу можно осуществить для закрепления изученного теоретического материала, для систематизации знаний, развития абстрактно – логического мышления. Наши наблюдения на семинарских занятиях по праву показали, что операции с понятиями выступает не только методами диагностирования знаний, но и средствами активизации познавательного интереса у студентов. Посредством такой методики у них создается целостное, обобщенное представление о содержании изучаемого правового курса.
Начиная с первого курса осваивают методику анализа текста. Эта работа позволяет формировать следующие умения: 1)конспектировать тексты из учебника, хрестоматии, с использованием системы опорных сигналов; 2)работать с книжным текстом как источником информации. Составить тезисы, аннотацию на прочитанный текст и т.д.
Таким образом, в число функций учебного процесса на каждом занятии должно входить не только формирование системы предметных знаний работы с правовой информацией, но и приобретения общенаучных умений, которые могут пригодиться в будущей профессиональной деятельности.
Исследование проблемы показало, что правовая информация может служить средством формирования и совершенствования правового сознания студентов, если она отвечает требованиям: законности, своевременного поступления, полноты и системности, оптимальности уровня. Эти требования приемлемы не только к информации учебного характера, но и к той, которую получают обучаемые вне образовательной деятельности.
Литература:
1. Абдуразакова Д.М. Интерактивные методы в правовом образовании. –М.; Спутник+, 2008.-с.9-14
2.Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления (теоретические вопросы).-М.: «Юридическая литература», 1978.-с.88-107
3.Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: учебное пособие для студентов. –М.: Академия, 2009.-с.43-49
4.Певцова Е.А. Образовательное право и формирование правосознания обучающихся: Монография.- М., 2006.-с.174-176