РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Гаджиев С.Д. 1, Гаджиева П.Д. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние десятилетия инновационность в обучении и воспитании привлекает внимание не только педагогов, но и социологов, фи­лософов, психологов.

Наиболее значимой особенностью современной ситуации в системе образования является сосуществование двух стратегий организации обучения: традиционной и инновационной.

Инновационное обучение трактуется как ориентированное на создание готовности личности к быстро наступающим переме­нам в обществе, готовности к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления, а также способность к сотрудничеству с другими людь­ми. Главные черты инновационного обучения - «предвосхищение» и «участие».

Иннова­ционное обучение как стратегия массового образования несет более глубокое изменение в образовании.

Как показывает анализ психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме , конец XX столетия - это период «глобальных инноваций» во всех областях культуры, экономики, техники, общественной и индивидуальной жизни.

Глобальные инновационные процессы сопровожда­ются ускорением развития всех сторон общественной жизни, что обостряет и углубляет противоречие между темпами обществен­ного и индивидуального социокультурного развития.

Рассматри­вая функции современной системы образования в масштабах этих перемен, следует связать возможности преодоления противоречия с двумя альтернативными стратегиями организации образования.

Инновационное обучение создает новый тип учебно-воспитатель­ного процесса, раскрепощающий личность педагога и ученика.

Таким образом в начале 60-х годов в англо-американской психолого-педагогической литературе появил­ся термин «креативность», смысл которого заключался в обозначении способности, отража­ющей свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки. Креативность связывают с творческими достиже­ниями личности.

В отечественной психологии, креативность рассматривается как «творческость», творческие возможности человека, как некоторое особое свойство человеческого инди­видуума, обусловливающее способность проявлять социально зна­чимую творческую активность.

В контексте проблемы инновационной деятельности особенно важны характеристики поведения учителя, связанные с развитием креативности учащихся, так как в конечном итоге не знания и не отдельные умения обеспечивают развивающий эффект, а их воп­лощение и реальное поведение.

Для лю­дей с креативным уровнем эмпирически обнаруженная закономер­ность становится не конечным пунктом мыслительного процесса, а самостоятельной целью дальнейшего исследования. Это то, что осознается как важнейший фактор творчества и устанавливается в многочисленных тестах на чувствительность к проблемам. Обна­ружив закономерность, человек с креативным уровнем интеллек­туальной активности задает себе непрактические вопросы «А что за этим стоит?» и двигается дальше, доводя «вычерпывание» объекта познания до создания теории, объясняющей природу фак­тов.

Личность с креативным типом интеллектуальной активности оказывается более устойчивой к воздействию внешних условий. Ориентация на внешнюю оценку результатов деятельности у учи­телей - это обычно яркий показатель их приверженности вне­шним влияниям [1].

Таким образом, креативность развивается в процессе усвоения того, что уже было накоплено, а затем осуществляется изменение, преобразование существующего опыта педагога. Это путь от при­способления к педагогической инновации до ее преобразования, что составляет суть и динамику инновационной деятельности учи­теля.

В этой связи следует рассмотреть вопрос о соотношении ма­стерства и творчества в профессиональной деятельности педагога.

Массовый педагогический опыт - это типичный опыт работы учреждения образования, который характеризует достигнутый уровень практики обучения, воспитания и реализации в ней дос­тижений педагогической науки.

На современном этапе наблюдения за деятельностью педагогов – новаторов и собственная инновационная деятельность показывают, что между простым мастерством и новаторством часто бывает труд­но провести границу, потому что, овладев известными принципа­ми и методами, педагог обычно не останавливается на достигну­том. Находя и используя все новые и новые оригинальные приемы или по-новому эффективно сочетая старые, учитель-мастер посте­пенно становится подлинным новатором.

На основании вышеизложенного следует подчеркнуть, что педагогическое мастерство и педагогическое творчество тесно связаны, но не тождественны.

Список использованной литературы:

1.Торхова А.В. Теоретико-методические основы развития индивидуального стиля профессиональной деятельности будущего учителя: монография / Москов. гос. открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова. ‒ М., 2009. ‒ 228 с

2.Тутолмин А.В. Адаптивность и креативность в становлении и развитии творческой личности будущего учителя в системе непрерывного педагогического образования // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 12 – С. 44-49

Просмотров работы: 826