По сравнению с печатной продукцией электронные издания значительно дешевле, и их разработка и тиражирование не связаны с расходом трудновозобновляемых ресурсов бумаги и загрязнением окружающей среды. Во многих случаях образовательные электронные издания оказываются даже более функциональными, чем печатные в традиционном варианте. Так, электронный учебник или справочник, учебно-методическое пособие или тестирующая система позволяют более динамично построить процесс изучения материала по специальности и усилить его мотивацию, что важно в условиях широкого внедрения открытых информационных технологий в образовании. Отрадно, что в России постепенно, но неуклонно продолжается наступление электронных изданий в учебной сфере, начиная со школьного обучения и до высшего открытого образования.
С дидактической точки зрения важнейшим преимуществом электронных образовательных изданий по сравнению с печатными является возможность их интерактивного оформления. Такое электронное издание может быть не только учебным, но и научно-популярным, историческим, художественным произведением, в котором потребителю отводится не пассивная роль читателя, а активная роль участника в познавательной деятельности. Еще одним проявлением интерактивности является возможность моделирования и визуализации достаточно сложных физических явлений, таких, например, как деформация конструкционных материалов под воздействием нагрузок, квантовое состояние атомов, прохождение световых лучей в различных средах. Работая с соответствующими фрагментами образовательного электронного издания и самостоятельно определяя, например, входные параметры в процессе математического моделирования технических задач, субъект образования чувствует себя полноправным участником компьютерного исследования.
В последние годы в России непрерывно возрастает дидактическая роль электронных изданий учебного и словарно-справочного характера вследствие возможности их быстрой модификации в соответствии с изменением существующего уровня знаний, тем самым достигается высокий уровень оперативности электронного образовательного издания, что важно в процессе организации учебной деятельности на основе современных информационных технологий обучения. Особенно это заметно для электронных изданий, распространяемых по сетям. Бели прибавить к сказанному возможность дистанционного общения преподавателя с одним или несколькими обучаемыми, дистанционного тестирования и оценки уровня знаний, то можно придти к выводу, что электронное учебное издание преобразуется в постоянно развивающуюся обучающую, справочную, методическую, исследовательскую и контролирующую уровень знаний открытую образовательную информационную среду.
Опыт педагогической, научно-исследовательской и методической работы, доклады и публикации в области информатизации обучения позволяют выделить схему дидактического воздействия электронных изданий (рис. 1 - см. цв. вставку) в процесс внедрения информационных технологий в открытое образование и электронные издания (рис. 2, а, б, в, г, д, е, ж -см. цв. вставку). В современных условиях информатизации российского общества процесс открытого образования представляется, прежде всего, как особый, закрепленный в культуре способ оперирования информацией. Суть обучения в содержательно-дидактическом плане состоит в специально организованном процессе отбора, трансляции, получения, переработки, закрепления в сознании студента и последующего использования им информации социокультурного содержания. По результатам исследования научно-педагогической литературы в области информационных технологий можно сделать вывод об основных признаках открытого образования на основе электронных учебных изданий:
• любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке России и в любое время могут получить на основе автоматизированного доступа и систем связи любую образовательную информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;
• функционирует и доступна любому субъекту образования, группе или организации современная информационная технология, обеспечивающая выполнимость целей и задач конкретной личности российского общества;
• имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных образовательных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно ускоряющегося научно-технического и социально-экономического прогресса;
• происходит процесс нарастающей автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
• происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы открытого информационного образования.
Информационные технологии в образовании определяются как совокупность внедряемых в системы организационного управления процессом обучения принципиально инновационных систем и методов обработки данных, представляющих собой целостные обучаемые электронные системы. Они отображают информационный образовательный продукт с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той среды, в которой они развиваются и совершенствуются. В настоящее время развиваются следующие направления информационных технологий обучения на основе электронных образовательных изданий:
универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные и тестирующие программы;
компьютерные средства локальной и глобальной сети Интернет;
• компьютерные интерактивные обучающие программы и электронные учебники;
• мультимедийные программные образовательные продукты.
Практический опыт внедрения информационных технологий в образовательный» процесс свидетельствует, что основными дидактическими условиями являются электронные образовательные издания (электронные учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, базы данных, библиотек, атласов, наглядно-справочных материалов, тестирующих систем), которые позволяют качественно подготовить конкурентоспособных специалистов на рынке труда, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации российского общества и развития новых наукоемких технологий.
Кроме того, имеется возможность организовать учебный процесс с учетом современных достижений науки, обновлять все аспекты открытого образования, отражающие изменения в сфере культуры, науки, экономики, техники и технологий, а также воспитания патриотов России, граждан правого, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Использование инновационных технологий информационного образования на основе электронных учебных изданий позволяет решить весьма острую для России проблему тиражирования и доставки в учебные заведения различного рода учебников, пособий и других материалов образовательного и познавательного назначения. Эта задача решается по двум основным направлениям: путем использования возможностей сети Интернет, а также на основе организации континентальной спутниковой телевизионно-компьютерной сети «ТВ-информ», в рамках которой создана и функционирует специальная сеть «ТВ-информобразование», основанная на передаче компьютерной образовательной информации в составе телевизионного сигнала общероссийского телевидения.
Кроме того, в настоящее время созданы образовательные порталы России, которые являются логичным этапом организации виртуального образовательного пространства. Литература, посвященная опыту построения образовательных порталов, постоянно растет. При этом в мировой практике сосуществуют три типа образовательных порталов: организационно-ориентирующие порталы, посвященные помощи в выборе очного учебного заведения; порталы дистанционного образования, предлагающие платную альтернативу очного образования; вспомогательные порталы, не отменяющие, а дополняющие имеющиеся базы данных очных учебных заведений.
Список использованной литературы
Абашкина О.А., Бакалова Н.П. и др. Правовое образование: организация внеурочной работы: Сборник материалов. М.: Новый учебник. 2002. - 208 с.
Абашкина О.А., Бойко Е.В. и др. Организация преподавания права в общеобразовательном учреждении. Сборник материалов. М.: Новый учебник. 2002. - 272 с.
Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред. Г.А.Титоренко. – М.: ЮНИТИ, 1998.
8