РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Багандалиева Х.Б. 1, Гаджиева П.Д. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время разработка и издание печатной образовательной продукции все больше интегри­руются в единое пространство медиа - индустрии. Составной частью этого процесса яв­ляется интеграция печатных и электронных изданий. Причин такой интеграции несколько. Прежде всего, практически все информационные техноло­гии в образовании перешли на цифровую форму, оснастились компьютерными сред­ствами обучения, программным обеспечени­ем профессионального уровня, технически­ми средствами записи и обработки изобра­жений. С другой стороны, тот же процесс происходит и с распространением любых видов информационной продукции: появи­лись компакт- и DVD-диски с электронными учебниками, справочным материалом, мето­дическими пособиями.

По сравнению с печатной продукцией электронные издания значительно дешевле, и их разработка и тиражирование не связаны с расходом трудновозобновляемых ресурсов бумаги и загрязнением окружающей среды. Во многих случаях образовательные элек­тронные издания оказываются даже более функциональными, чем печатные в тради­ционном варианте. Так, электронный учеб­ник или справочник, учебно-методическое пособие или тестирующая система позволя­ют более динамично построить процесс изу­чения материала по специальности и усилить его мотивацию, что важно в условиях широкого внедрения открытых информаци­онных технологий в образовании. Отрадно, что в России постепенно, но неуклонно про­должается наступление электронных изда­ний в учебной сфере, начиная со школьного обучения и до высшего открытого образова­ния.

С дидактической точки зрения важней­шим преимуществом электронных образова­тельных изданий по сравнению с печатными является возможность их интерактивного оформления. Такое электронное издание может быть не только учебным, но и науч­но-популярным, историческим, художест­венным произведением, в котором потреби­телю отводится не пассивная роль читателя, а активная роль участника в познавательной деятельности. Еще одним проявлением интерактивности является возможность мо­делирования и визуализации достаточно сложных физических явлений, таких, на­пример, как деформация конструкционных материалов под воздействием нагрузок, квантовое состояние атомов, прохождение световых лучей в различных средах. Работая с соответствующими фрагментами образо­вательного электронного издания и само­стоятельно определяя, например, входные параметры в процессе математического мо­делирования технических задач, субъект об­разования чувствует себя полноправным участником компьютерного исследования.

В последние годы в России непрерывно возрастает дидактическая роль электронных изданий учебного и словарно-справочного характера вследствие возможности их быст­рой модификации в соответствии с измене­нием существующего уровня знаний, тем самым достигается высокий уровень опера­тивности электронного образовательного издания, что важно в процессе организации учебной деятельности на основе современ­ных информационных технологий обучения. Особенно это заметно для электронных из­даний, распространяемых по сетям. Бели прибавить к сказанному возможность дис­танционного общения преподавателя с од­ним или несколькими обучаемыми, дистан­ционного тестирования и оценки уровня знаний, то можно придти к выводу, что электронное учебное издание преобразуется в постоянно развивающуюся обучающую, справочную, методическую, исследователь­скую и контролирующую уровень знаний открытую образовательную информацион­ную среду.

Опыт педагогической, научно-иссле­довательской и методической работы, док­лады и публикации в области информатизации обучения позволяют выделить схему дидактического воздействия электронных изданий (рис. 1 - см. цв. вставку) в процесс внедрения информационных техно­логий в открытое образование и электрон­ные издания (рис. 2, а, б, в, г, д, е, ж -см. цв. вставку). В современных условиях информа­тизации российского общества процесс от­крытого образования представляется, преж­де всего, как особый, закрепленный в куль­туре способ оперирования информацией. Суть обучения в содержательно-дидактическом плане состоит в специально организованном процессе отбора, трансля­ции, получения, переработки, закрепления в сознании студента и последующего исполь­зования им информации социокультурного содержания. По результатам исследования научно-педагогической литературы в облас­ти информационных технологий можно сделать вывод об основных признаках от­крытого образования на основе электрон­ных учебных изданий:

• любой индивид, группа лиц, предпри­ятие или организация в любой точке России и в любое время могут получить на основе автоматизированного доступа и систем свя­зи любую образовательную информацию и знания, необходимые для их жизнедеятель­ности и решения личных и социально зна­чимых задач;

• функционирует и доступна любому субъекту образования, группе или организа­ции современная информационная техноло­гия, обеспечивающая выполнимость целей и задач конкретной личности российского об­щества;

• имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных образовательных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно ускоряющегося научно-технического и социально-экономического прогресса;

• происходит процесс нарастающей ав­томатизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;

• происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы открытого информационного образования.

Информационные технологии в образо­вании определяются как совокупность вне­дряемых в системы организационного управления процессом обучения принципи­ально инновационных систем и методов обработки данных, представляющих собой це­лостные обучаемые электронные системы. Они отображают информационный образо­вательный продукт с наименьшими затрата­ми и в соответствии с закономерностями той среды, в которой они развиваются и совер­шенствуются. В настоящее время развива­ются следующие направления информаци­онных технологий обучения на основе элек­тронных образовательных изданий:

  • универсальные информационные тех­нологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные и тестирующие программы;

  • компьютерные средства локальной и глобальной сети Интернет;

• компьютерные интерактивные обучающие программы и электронные учебники;

• мультимедийные программные обра­зовательные продукты.

Практический опыт внедрения информационных технологий в образовательный» процесс свидетельствует, что основными дидактическими условиями являются элек­тронные образовательные издания (элек­тронные учебники, учебные пособия, спра­вочники, энциклопедии, базы данных, биб­лиотек, атласов, наглядно-справочных мате­риалов, тестирующих систем), которые по­зволяют качественно подготовить конкурен­тоспособных специалистов на рынке труда, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации российского общества и развития новых наукоемких технологий.

Кроме того, имеется возможность орга­низовать учебный процесс с учетом совре­менных достижений науки, обновлять все аспекты открытого образования, отражаю­щие изменения в сфере культуры, науки, экономики, техники и технологий, а также воспитания патриотов России, граждан пра­вого, демократического, социального госу­дарства, уважающих права и свободы лич­ности, обладающих высокой нравственно­стью и проявляющих национальную и рели­гиозную терпимость, уважительное отноше­ние к языкам, традициям и культуре других народов.

Использование инновационных техно­логий информационного образования на ос­нове электронных учебных изданий позво­ляет решить весьма острую для России про­блему тиражирования и доставки в учебные заведения различного рода учебников, посо­бий и других материалов образовательного и познавательного назначения. Эта задача ре­шается по двум основным направлениям: путем использования возможностей сети Интернет, а также на основе организации континентальной спутниковой телевизионно-компьютерной сети «ТВ-информ», в рам­ках которой создана и функционирует спе­циальная сеть «ТВ-информобразование», основанная на передаче компьютерной обра­зовательной информации в составе телеви­зионного сигнала общероссийского телеви­дения.

Кроме того, в настоящее время созданы образовательные порталы России, которые являются логичным этапом организации виртуального образовательного пространст­ва. Литература, посвященная опыту по­строения образовательных порталов, постоянно растет. При этом в мировой практике сосуществуют три типа образовательных порталов: организационно-ориентирующие порталы, посвященные помощи в выборе очного учебного заведения; порталы дис­танционного образования, предлагающие платную альтернативу очного образования; вспомогательные порталы, не отменяющие, а дополняющие имеющиеся базы данных очных учебных заведений.

Список использованной литературы

  1. Абашкина О.А., Бакалова Н.П. и др. Правовое образование: организация внеурочной работы: Сборник материалов. М.: Новый учебник. 2002. - 208 с.

  2. Абашкина О.А., Бойко Е.В. и др. Организация преподавания права в общеобразовательном учреждении. Сборник материалов. М.: Новый учебник. 2002. - 272 с.

  3. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред. Г.А.Титоренко. – М.: ЮНИТИ, 1998.

 

8

 

Просмотров работы: 647