СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гаджиева П.Д. 1, Гаджиев С.Д. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее десятилетие появились интерактивные опросы, программы на телевидении и радио, предполагающие «живое» общение, свободный обмен мнениями со зрителями и слушате­лями и дающие им возможность влиять на некоторые сюжетные линии передач [1].

В настоящий момент в педагогической науке понятие «интерактивное обучение» определяется как обучение, по­строенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта; обучение, которое основано на психологии челове­ческих взаимоотношений и взаимодействий; обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание до­бывается в совместной деятельности через диалог, полилог уча­щихся между собой и учителем.

Таким образом, интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собствен­ное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотруд­ничества по разрешению проблем. При этом осуществляется постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекция). Кроме того, интерактивное обучение основано «на прямом вза­имодействии учащихся с учебным окружением, учебное окружение, или учебная среда, выступает как реаль­ность, в которой участники находят для себя область осваивае­мого опыта» [2].

Опыт работы с учащимися образовательных учреждений позволяет судить о том, что интерактивное обучение предполагает отличную от привыч­ной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмысле­нию через применение. Опыт и знания участников образователь­ного процесса служат источником их взаимообучения и взаимо­обогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавате­ля, что повышает их мотивацию и способствует большей продук­тивности обучения. Интерактивная модель обучения наиболее эф­фективна в профессиональном образовании студентов поскольку взрослые име­ют жизненный опыт.

Как показывает практика, при интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Цент­ральное место в его деятельности занимает не отдельный учащий­ся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Работа педагога меняется в зависимости от выбранной формы организации обучения и применяемых технологий обучения.

Форма организации обучения – «это внешнее выражение со­гласованной деятельности учителя и учащегося, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме». Методом обучения называется способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

Интерактивные методы - это методы, которые позволяют задействовать не только сознание человека, но и его чувства, т.е. включают в процесс обучения «целостность человека».

К формам и методам интерактивного обучения могут быть отнесены следующие: эвристическая беседа, презентации, дис­куссии, «мозговая атака», метод «круглого стола», метод «дело­вой игры», конкурсы практических работ с их обсуждением, ро­левые игры, тренинги, коллективные решения творческих за­дач, кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуа­ций), практические групповые и индивидуальные упражнения, моделирование производственных процессов или ситуаций, про­ектирование бизнес-планов и различных программ, групповая работа с авторскими пособиями, иллюстративными материала­ми, обсуждение специальных видеозаписей, включая запись соб­ственных действий; педагогическая студия, встречи с пригла­шенными специалистами, методы с использованием компью­терной техники и др.

Интерактивное обучение обладает уникальными возможностями и высокой педагогической эффективностью. Следует отметить, что интерактивное обучение одно­временно решает три задачи: 1) учебно-познавательную; 2) коммуникационно-развивающую, связанную с общим эмоционально-интеллектуальным фоном процесса позна­ния; 3) социально-ориентационную, результаты которой прояв­ляются уже за пределами учебного времени и пространства [1].

Остановимся подробнее на некоторых результатах и эф­фектах интерактивного обучения.

1. Интерактивные методы обучения позволяют интенсифици­ровать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспе­чивается за счет более активного включения обучающихся в про­цесс не только получения, но и непосредственного использования знаний. Если формы и методы интерактив­ного обучения применяются регулярно, то у обучающихся фор­мируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение и устанавлива­ются доверительные отношения с преподавателем.

2. Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлечен­ность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмо­циональный толчок к последующей поисковой активности участ­ников, побуждает их к конкретным действиям. В интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные цен­ности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точ­ку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское обще­ние, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участни­кам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

3. Как известно, опыт не передается, но интерактивные мето­ды обучения позволяют осуществить перенос способов организа­ции деятельности, получить новый опыт деятельности, общения, переживаний.

4. Поскольку интерактивное обучение предполагает возможность коммуникации с преподавателем и партнерами по учебной дея­тельности, сотрудничество в процессе разного рода познаватель­ной и творческой активности, то система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, умением при­менять полученные ЗУНы в различных ситуациях может строить­ся на основе оперативной обратной связи, что делает контроль ЗУНов перманентным и более гибким и гуманным.

5. Одно из назначений интерактивного обучения – изменять не только опыт и установки участников, но и окружающую дей­ствительность, так как часто интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности, приме­няемых в общественной и государственной практике демократи­ческого общества.

Таким образом, интерактивное обучение имеет большой обра­зовательный и развивающий потенциал и обеспечивает макси­мальную активность обучающихся в учебном процессе.

Список использованной литературы:

  1. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы обучения в правовом образовании учащихся. Дисс… канд.пед.наук. Махачкала, 2005г.

  2. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: - Учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений. – М., «Академия», 2006.

  3. Педагогические технологии: Учеб.пособие для студентов педагогических специальностей/ под ред. В.С. Кукушкина. – Ростов н/Д, 2002.

  4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб.пособие для студ.пед.институтов.-М.,2000.

 

5

 

Просмотров работы: 929